Определение здоровья
Жизнь без счастья — всего лишь существование. Когда мы говорим о хорошем здоровье, то имеем в виду все аспекты нашего физического, физиологического и психического существования. При этом подразумеваем отсутствие инфекционных и других болезней, абсолютную гармонию между физическими и психическими функциями. Тело — вместилище читты (триединства умственных способностей, состоящих из духа, интеллекта и эго). При совершенном здоровье физические и психические функции находятся в такой гармонии, что их можно обратить внутрь себя с целью самореализации. Как добиться здоровья? Хорошее здоровье нельзя ни купить, ни получить в обмен. Его нельзя похитить или приобрести силой. Это культура чистоты внешней и внутренней, контроль над диетой, соответствующее упражнение конечностей и органов, физическое и психическое равновесие и отдых. Золото плавят для того, чтобы оно стало чистым, точно так же тело и дух должны быть очищены внимательной практикой асан и пранаямы. Природа болезней Болезнь можно определить как расстройство нормальной деятельности организма и психики. Индийская медицинская наука (Аюрведа) определяет здоровье как абсолютную гармонию функций организма, хорошо сбалансированный метаболизм и благополучное, уравновешенное состояние ума и чувств. В Аюрведе физиологические функции организма выделены в три группы, а именно: Здоровье определяется как равновесие между пятью факторами: (I) доша — жидкости (организма), (II) дхату — семь сокообразных секреций организма, (III) агни — собственно функция пищеварения и выделения отходов, называемая метаболизмом, (IV) ясность, или чистота, чувств и (V) мир и спокойствие духа. Любое понижение и повышение уровня количества доша (гуморальных масс) или дхату (секретов), как и любая помеха в их перемещении, приводит к дисбалансу, вызывающему недомогание и болезнь. Согласно Аюрведе, в организме имеются 13 срота, или сосудов, по которым разные вещества разносятся по всему телу. Среди них пранаваха — дыхательные пути, трахея и т.д.; аннаваха — пищевой тракт, пищевод и т.д.; удаковаха — водный проток; расаваха — жидкости наподобие желчи и сока поджелудочной железы; рактаваха — кровеносные сосуды; мамсаваха — плоть; медоваха — жир; астхиваха — кости; мадджаваха — костный мозг; шукраваха — семенной проток; шакридваха — выделения, кал и т.д.; мутраваха — мочеточник и сведоваха — потовые ходы. При нарушении равновесия в трех гуморальных жидкостях (вата, питта и кафа) нарушается нормальная циркуляция в сосудах. Для того чтобы обеспечить хорошее здоровье, следует поддерживать беспрепятственную циркуляцию в срота. Другими словами, чтобы обменные процессы протекали должным образом, следует сохранять правильное соотношение гуморальных масс. Точно так же как колебания в физическом теле вызваны гуморальными массами, так и колебания в психике вызваны Гунами раджас и тама, если они преобладают над саттвой. Раджас — это один из факторов, вызывающих у людей активность в виде страстей и эмоций. Тамас — фактор другого свойства, вызывающий инертность или бездействие, ведущие к мрачным состояниям, таким, как печаль, озабоченность, неведение и т.д. Когда раджас и тамас преобладают или подавляют саттву — фактор добра и чистоты, обиталищем болезни становится психика. Поэтому как тело, так и дух требуют разумного обращения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|