Здавалка
Главная | Обратная связь

Климактерический период (менопауза)



Примерно в возрасте от 40 до 50 лет у женщин нарушается менструальный цикл. Менструация становится нерегулярной или скудной или вдруг прекращается. Это естественные симптомы, указывающие на угасание воспроизводительных функций. Как и в пору, когда менструация начинается, в период менопаузы наблюдаются органические, физиологические и психические расстройства. Когда перестают функционировать яичники, то другие железы, а именно щитовидная и надпочечники, становятся сверхактивными, что приводит к гормональному дисбалансу. Вследствие этого женщины страдают от приливов крови, повышенного артериального давления, чувства тяжести в грудях, головной боли, бессонницы, ожирения и т.д. Эти изменения в физиологических и обменных процессах, а также в психических и эмоциональных состояниях заставляют женщину подумать о том, как укрепить свою физическую и душевную стабильность.

Эмоциональные расстройства, потеря душевного равновесия, выражающиеся во вспышках гнева, ревности, депрессии, страхе и беспокойстве, — все это исходит из ощущения утраты женственности. Это критический период адаптации. При таком синдроме практика асан особенно благотворна, так как успокаивает нервную систему и возвращает внутреннее равновесие.

Йога — подарок для старости. Тот, кто обращается к йоге в старости, приобретает не только здоровье и счастье, но и свежесть мысли, так как йога прививает светлое мировосприятие и садхака смотрит вперед в ожидании более счастливого будущего и не оглядывается на свое прошлое, которое уже окутано тьмой. Одиночество и беспокойство, создающие печаль и озабоченность, преодолеваются йогой, и начинается новая жизнь. Познание йоги в старости — это второе рождение, позволяющее встретить смерть счастливо, мужественно и спокойно.

Таким образом, никому не отказано в занятиях йогой, и нет оправдания тем, кто ею не занимается. Насколько йога полезна, можно понять, только занимаясь ею.

Глава восьмая
ЗНАЙ СВОЕ ТЕЛО

Согласно философии Самкхьи, человеческое существо состоит из 25 компонентов:

пуруша, или дживатма индивидуальная душа;
пракрити, или авьяката природа, или неразвившаяся материя;
буддхи, или махат интеллект;
ахамкара эго;
5 танматр 5 тонких элементов (обоняние, вкус, зрение, звук, осязание);
5 махабхут 5 грубых элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир);
5 джнянендрий 5 органов восприятия (нос, язык, глаза, уши, кожа);
5 кармендрий 5 органов действия (руки, ноги, органы речи, воспроизводства и выделения);
манас ум;

Все эти компоненты человеческого существа подвержены воздействию пронизывающих их трех гун — саттва, раджас и тамас или трех качеств — света, действия и инерции.

Аюрведа, индийская медицинская наука («аюс — «жизнь», «веда» — «знание», или «наука»), также принимает эту классификацию, но исключает пурушу, или дживатму, как стоящую вне ее задач. Она занимается только лечением болезней, но не индивидуальной душой, требующей очень много внимания. Поэтому Аюрведа занимается лишь 24 компонентами.

Кроме того, Аюрведа считает, что тело состоит из трех основных элементов: доша, или жидкости (органические), дхату, или вещественные ингредиенты, и мала, или нечистоты. Все они являются производными пяти махабхута:

Доши осуществляют физиологическую и физико-химическую деятельность организма. Дхату образуют определенные телесные структуры, выполняющие специфические действия. Мала — это загрязненные вещества; часть их используется для выполнения некоторых физиологических функций, а часть выводится из организма.

Считается, что при хорошем здоровье эти три элемента — доша, дхату и мала — находятся в состоянии равновесия. Если равновесие нарушено, то наступает болезнь.

Воздух, которым мы дышим, пища, которую мы едим, и жидкость, которую мы пьем, а также дхату и мала перемещаются по трубчатым каналам 13 видов, называемых срота. Они перечислены в Главе V. Срота вместе с дхату совпадают отчасти с системами современной анатомии.

Все древнеиндийские системы мысли, будь то Самкхья, Йога, Аюрведа или любая другая, считали, что личность представляет собой как психофизическую, так и духовную сущность. Это убедительно доказано в Упанишадах теорией о коша, или об оболочках (об этом говорится в Главе VI). Современная медицина также быстро приближается к подобным выводам, хотя пользуется другим языком. Древние методы опирались на философские и религиозные постулаты, основанные на анализе, разуме и знании.

По современным представлениям, человеческий организм — сложный механизм, состоящий из миллионов и миллионов различных видов клеток, продукты деятельности которых объединяются, чтобы создать разные физические структуры, такие, как кожа, ткани, мышцы, вены и артерии, жизненно важные органы, кости и т.д.

Материальное тело состоит из головы, туловища, рук, или верхних конечностей, и ног, или нижних конечностей (рис.1).

На голове выделяют глаза, уши, нос, рот, подбородок, щеки, виски, лоб и темя. Внутри черепа находится мозг.

Шея и горло соединяют голову с туловищем.

Туловище делится на три основные части.

Верхняя часть, или полость грудной клетки, расположена от плеч до грудной диафрагмы и включает область груди с молочными железами спереди и сердце с легкими внутри. Задняя сторона называется областью спины.

Средняя, или брюшная, область находится между грудной и тазовой диафрагмами; внутри ее — желудок и органы пищеварения; в центре — пупок. Задняя часть состоит из поясничной и крестцовой областей.

Нижняя часть туловища расположена между тазовой диафрагмой и лобком. В ней находятся органы воспроизведения и выделительные проходы. Ягодицы расположены сзади. К верхнему концу каждой стороны туловища прикреплены руки, или верхние конечности. Они состоят из подмышечной впадины, плеча, локтевого сустава, предплечья, запястья, ладони и пяти пальцев — большого, указательного, среднего, безымянного и мизинца,

К основанию туловища прикреплены ноги, или нижние конечности. Каждая состоит из паха, бедра, колена с коленной чашечкой, голени, икры (позади голени), лодыжки, стопы, пятки, ступни, свода стопы и пяти пальцев (рис.1).

ЗНАЙ СВОЕ ТЕЛО

Тело отличается высокой организованностью. Группа органов, выполняющих определенную функцию, называется системой. Так, имеются костная, мышечная, дыхательная, сосудистая, пищеварительная, нервная, железистая и выделительная системы.

Костная система (рис.2 и рис.3) состоит из всех костей тела, включая хрящи и связки. Во взрослом организме имеется около 213 костей, соединенных между собой связками. Именно благодаря множеству суставов тело способно совершать движения и менее подвержено тотальному поражению. Костная система выполняет ряд важных функций; она служит: 1) остовом для всего организма; 2) рычагами, движимыми мышцами; 3) средством защиты таких чувствительных органов, как мозг и легкие; 4) содержащийся в костях мозг вырабатывает кровяные тельца и, наконец, 5) в костях откладываются кальций и фосфор. Размеры и формы костей зависят от их функций.

Мышечная система (рис.4) состоит из всех мышц организма. Имеется более пятисот крупных мышц и еще тысячи, которые можно увидеть только под микроскопом. Мышцы состоят из мясистой ткани, способной сокращаться и расширяться; именно благодаря сокращению и расширению мышц осуществляются все телодвижения.

Дыхательные движения, биение сердца, как и все другие функции наших физических органов (рис.5А и рис.5Б), связаны с работой мышц. В самом деле, ведь по крайней мере половина нашего организма состоит из мышц, включая все жизненно важные органы; половина веса нашего тела приходится на мышцы. Постоянно, спим ли мы или отдыхаем, бесчисленное количество мышц находится в работе, содействуя дыханию, пищеварению и т.д.

Клетки мышечной ткани длинны и тонки. При усилии они укорачиваются и утолщаются, и вся мышца, сокращаясь, соответствующим образом изменяется,

Существуют мышцы двух видов — произвольные и непроизвольные. Произвольные мышцы — это те, которые находятся под контролем нашей воли, например мышцы лица или конечностей; непроизвольные контролируют работу внутренних органов, которые нам не подчиняются и участвуют в таких процессах, как кровообращение, дыхание или пищеварение.

Однако занимающиеся йогой постепенно приобретают способность контролировать даже те процессы, которые, как правило, являются непроизвольными.

Дыхательная система состоит из всех органов, связанных с дыханием, а именно: носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Ее главная функция — снабжение крови кислородом и удаление из нее отходов, таких, как двуокись углерода.

Большую часть пространства грудной клетки занимают легкие, которые расположены по вертикали между грудной диафрагмой и ключицами, а по горизонтали — между ребрами правой и левой сторон. Во время вдоха мышцы грудной клетки поднимают грудину и расширяют клетку по горизонтали, как во фронтальном, так и в сагитальном направлениях. Увеличившаяся полость груди толкает свод диафрагмы (которая также является мышцей) вниз, увеличивая тем самым объем полости тоже по вертикали. Диафрагма оказывается сокращенной и уплощенной таким же образом, как это обычно происходит с мышцами. Легкие эластичны, всегда наполнены воздухом, а внешнее атмосферное давление держит их в постоянном контакте с внутренней поверхностью грудной клетки. Когда грудная клетка расширяется, воздух поступает в легкие, а при ее сокращении воздух вытесняется. Следовательно, дыхание является в значительной мере результатом мышечной активности грудной клетки и диафрагмы.

Система пищеварения состоит из полости рта, слюнных желез, пищевода, желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы. Пища в виде белков, углеводов, жиров, минералов и витаминов переваривается разными химически активными пищеварительными соками, производимыми пищеварительным трактом, после чего поглощается током крови и лимфатическими сосудами. В печени большая часть переваренной пищи перерабатывается для немедленного использования организмом, остальная часть поступает в запас. Движение пищи на различных стадиях переваривания совершается за счет мышечной активности.

Пища становится частью живого организма благодаря трем процессам: перевариванию, абсорбции и усвоению. При переваривании пища смягчается и измельчается до состояния, позволяющего ей стать растворимой в водянистых жидкостях организма. Что касается жиров, то они превращаются в мельчайшие шарики.

При абсорбции образовавшиеся вещества разносятся по всему организму током крови. При усвоении отложенные кровью вещества соединяются с различными тканями, способствуя их росту и восстановлению. Для поддержания здоровья необходимо, чтобы эти процессы протекали правильно и бесперебойно.

Неусвоенная пища выводится из организма.

Система кровообращения управляется сердцем, мускульным органом, действующим как насос и поддерживающим кровь в движении. Через большие артерии, которые делятся на все меньшие и меньшие, и через сосуды, называющиеся капиллярами, сердце направляет насыщенную кислородом кровь для питания всех частей организма. Стенки капилляров очень тонки, что позволяет близлежащим клеткам поглощать из них питание и отдавать им отходы. После этого кровь возвращается в сердце по венам, которые объединяются во все более и более крупные вены. Из сердца кровь снова направляется в легкие, чтобы насытиться кислородом и освободиться от двуокиси углерода, после чего она опять возвращается в сердце. Кроме питания кровь разносит по различным частям тела также и другие ценные вещества, такие, как гормоны и минералы.

Почки, толстый кишечник, легкие и печень образуют выделительную систему. Они освобождают организм от веществ, которые не могут быть усвоены. Легкие удаляют двуокись углерода и воду, почки — мочевину и разные минеральные соли, а толстый кишечник выводит неусвоенную пищу. Отходы выводятся из организма в виде пота, мочи и кала.

Нервная система состоит из двух больших частей: центральной нервной системы, включающей защищенный черепом мозг, и спинного мозга, который проходит по всей длине канала позвоночника. Идущие от них ко всем частям организма нервы образуют периферическую нервную систему. Они соединены с центральной нервной системой, но могут действовать и самостоятельно. Кроме того, имеется другая часть нервной системы, связанная с поддержанием необходимых для жизни функций, таких, как дыхание или пищеварение. Эта часть называется висцеральной, или автономной, нервной системой. Другая часть, управляющая адаптацией организма к условиям внешней среды, называется соматической нервной системой. Нервная система управляет всеми функциями организма и полностью отвечает за координацию и нормальную работу всего психосоматического механизма.

Нервная система сформирована из большого количества нервных клеток, или нейронов, обладающих особой способностью мгновенной передачи раздражений, или импульсов, по всему организму. У каждого нерва имеется тело и один или несколько отростков. Группы нервных клеток называются ганглиями; длинные нервные клетки — нервными волокнами, или аксонами; пучок таких волокон именуется нервным стволом.

Имеются разные виды нервов, выполняющие различные функции в механизме передачи импульсов. Трофические нервы регулируют рост, питание и восстановление тканей. Двигательные нервы стимулируют сокращение мышц матки, регулируют работу мочевых органов и помогают организму приспособиться к внешней среде. Нервы автономной системы управляют работой внутренних органов.

Головной мозг и спинной мозг состоят из большого количества нервов и сообщающихся между собой волокон. Масса, образованная нервными клетками, называется серым веществом, а масса, образованная волокнами, — белым веществом. В мозге серое вещество образует наружный слой, в то время как в спинном мозге оно находится в центре.

Эндокринная система состоит из желез, не имеющих выводных протоков: выделяемые ими гормоны поступают непосредственно в кровь. Главные эндокринные железы суть следующие: гипофиз, состоящий из двух частей, а именно из задней доли, стимулирующей мышечные сокращения в матке и регулирующей водный баланс, и передней доли, стимулирующей рост, половое развитие, выделение молока и управляющей работой других эндокринных желез. Щитовидная железа регулирует весь процесс питания в организме. Околощитовидная железа управляет абсорбцией известковой соли, костями и другими тканями. Поджелудочная железа перерабатывает сахаристые продукты, делая их пригодными для усвоения мышцами и другими нуждающимися в сахаре тканями. Яичники и яички производят репродуктивные клетки, но они выделяют также вещества, оказывающие общее воздействие на другие ткани. Надпочечники выделяют адреналин, который снижает мышечную усталость и повышает обменные процессы.

Воспроизводительная система отвечает за продолжение вида. Мужские и женские воспроизводительные органы отличаются друг от друга. Здесь речь пойдет только о женских воспроизводительных органах, которые состоят из наружных — влагалище и молочные железы — и внутренних, таких, как матка, фаллопиевы трубы и яичники, находящихся в полости таза. Яичник представляет собой железу, размером и формой напоминающую миндаль. В нем вызревает яйцо, которое после соединения с мужской зародышевой клеткой образует зародыш.

Если Бог сотворил человеческое тело с таким великолепным мастерством, то нам подобает только поддерживать в нем здоровье и гармонию превосходнейшей и искуснейшей наукой йоги.

Глава девятая
ЙОГА САДХАНА — МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Умонастроение

1. Садхака должен помнить, что яма и нияма — это две необходимые ступени перед асаной и пранаямой и что практика асан и пранаямы без выполнения этих двух предпосылок становится обыкновенным физическим упражнением, лишенным психосоматической сущности. Согласно опыту йогов, без нравственной дисциплины практика оказывается бессмысленной. Яма-нияма и асана-пранаяма подобны двум параллельно идущим рельсам железнодорожного полотна.

2. Женщине, у которой небольшая семья, не следует опасаться, что практиковать йогу и придерживаться ее дисциплины невозможно. Яма и нияма помогут приобрести хорошие привычки и отказаться от вредных. Не следует ожидать, что их можно сразу полностью усвоить, но постепенно, продолжая занятия йогой, садхака начинает понимать ценность нравственной дисциплины и придерживаться ее. Практикующий йогу узнает, что многое, о чем приходится сожалеть в этом мире, происходит из-за ошибочных действий, и старается изменить свое поведение в соответствии с универсальными заповедями. Он начинает сознательно следовать дисциплине йоги.

3. Никакое знание не приобретается мгновенно. По сути, у знания есть начало, но нет конца. Это тем более относится к йоге. Здесь прогресс полностью зависит от внутренней силы и стойкости. Не следует падать духом, если прогресс идет медленно.

4. К йоге нельзя относиться поверхностно, как к какому-нибудь хобби. Это не развлечение. К ней надо относиться серьезно. С верой, энтузиазмом, решимостью, смелостью, мужеством, твердой волей и преданностью.

5. Патанджали различал три типа учеников (ПЙС I, 66).

В зависимости от склонностей, а также умственных и физических способностей садхаки практика йоги делится на три категории, а именно: умеренную, среднюю и интенсивную, причем каждая из них также делится на три, например умеренно-умеренную, средне-умеренную, интенсивно-умеренную. Далее практика подразделяется на еще более мелкие и трудноуловимые ступени. Духовное погружение доступно исключительно мужественному садхаке, чья практика достигает высокой интенсивности. Следует, однако, предупредить, что жесткость практики сама по себе не может служить мерилом близости к успеху, так как тамас, раджас и саттва также играют роль при концентрации и практике. Здесь необходимы чистота духа и правильная нацеленность. Поэтому йогу надо осваивать постепенно, следя за собственным прогрессом, с тем чтобы добиться внутреннего очищения,

6. Довольно часто увлечение йогой побуждает учеников к слишком усердным занятиям. Но у начинающих тело, дух или интеллект не могут быстро усвоить тонкости йоги, и продвижение в ее познании идет медленно. В такие периоды занятия могут оказаться утомительными, хотя продолжать их следует со всей настойчивостью. Здесь уместно вспомнить поговорку, что Рим был построен не за один день. Постоянная практика в сочетании с упорством и верой приведет их к пониманию тонкости и красоты йоги.

Буддхи — интеллект

7. При выполнении асан и пранаямы главную роль играет интеллект. В связи с этим можно перечитать Главу VI «Идеальна ли йога для женщин?», где говорится, как выполнять движения, чтобы добиться максимального эффекта. Движение при выполнении асан — это не просто вращение туловища. Оно оказывает действие не только в физическом, но и в физиологическом и психическом планах. Асаны и пранаяму надо выполнять осторожно, умело и внимательно.

8. Часто садхака постигает умом асану и способ ее выполнения, но ему трудно дается реализация этого знания. Мало одного лишь академического знания асан. Только в сочетании с практическим применением можно постичь ее по-настоящему. Когда теоретическое знание соединяется со знанием, приобретенным опытом, тогда наступают гармония, ясность и мудрость. Это — праджня.

Ахамкара — эго

9. После приобретения некоторого умения в практике йоги ее не следует прекращать, говоря, что это лишь внешние поиски. Точно так же не следует думать, будто ты полностью постиг мастерство и тебе больше нечему учиться. Равным образом ошибочно утверждать, что победа над собственными чувствами достигнута и йоговская дисциплина уже не нужна. Это стало бы началом надменного эго и крушением в йоге.

10. Йога, несомненно, вносит изменения в физическое, умственное и моральное состояние. Однако ошибочно принимать это за достижение мастерства. Грубо проявляющее себя эго проникает в душу и полностью овладевает ею. Это величайший враг в практике йоги. Поэтому садхака должен быть внимательным, чтобы не попасться в такую паутину; ему надо воспитывать в себе скромность, а любые достижения считать дарованными милостью Божьей и быть покорным Ему. Это — смирение!

11. Банкарачарья и Джянесвар, постигшие высочайшие вершины в познании Неолицетворенной Вечной Истины, составляли свои гимны и молитвы во славу Бога, пользуясь формами и атрибутами. Самость, хотя и лишенная формы, приобретает форму в очертаниях тела. Садхака должен иметь в виду, что следует начинать с тела, которое является внешней оболочкой самости. Это постепенно приводит к поиску духа и самой сокровенной самости.

Мозг

12. Мозг должен быть холодным, бдительным и внимательным и во время выполнения упражнений постоянно проверять движения тела и колебания мысли. Усвоив навык наблюдения за собой, садхака скоро научится замечать свои ошибки и исправлять их. Тело должно быть исполнителем, а мозг — наблюдателем.

Манас — ум

13. Выполнение асан зависит от гибкости тела. Это может стать поводом для того, чтобы сделать вывод: «Это предел моих способностей». Здесь необходимы подвижность ума и сила воли, чтобы сознание распространилось за пределы ограниченного действия. За усилием воли должно последовать действие, с тем чтобы преодолеть умственные и физические барьеры и двигаться дальше. Повседневная практика должна сопровождаться пытливостью духа, дабы интеллект проникал все глубже и глубже.

14. При выполнении асан между телом и умом всегда имеет место противоборство. Иногда тело бывает эластичным, а ум скованным, а в другом случае ум более подвижен, но тело остается ригидным или подавленным. В чем бы ни заключалась беда, надо повышать свою активность, сосредоточенность и внимание. Инертность и лень — главные враги йоги, в то время как бодрость и энтузиазм — друзья, которые воодушевляют практикующего.

Шарира — тело

15. Если вы испытываете телесное или душевное беспокойство, то вами наверняка были допущены какие-то серьезные ошибки. В подобных случаях целесообразно обратиться за советом к гуру.

16. После начала практики садхака может испытывать боли в конечностях. Но при регулярной практике боли будут уменьшаться и со временем полностью исчезнут. В противном случае прекратите асаны, которые вызывают боль, и выполняйте более простые из того же раздела. Через несколько дней пробуйте опять выполнять осторожно и внимательно те асаны, которые вызывают боль.

17. Найдите причину боли в данной позе, повторяя движения с каждой стороны и наблюдая за ответными реакциями организма. Предположим, что болит справа, а слева не болит; тогда посмотрите, как выполняли движения слева. Копируйте то же движение справа или наоборот, если болит другая сторона. Пробуя, вы приобретете опыт и научитесь правильно выполнять асаны и избегать ненужных болей.

18. Однако при непрерывной практике незначительные боли все же появляются, но они терпимы. Боли могут возникнуть с непривычки и при ходьбе или беге на длинные дистанции. Эти боли исчезают, даже если не прерывать практику; таким же образом исчезнут и боли, вызванные занятиями йогой.

19. Надо научиться отличать естественную боль от нездоровой боли. Естественная боль возникает тогда, когда увеличивают амплитуду движения. Иногда она нарушает функции организма и даже влияет на нервную систему, вызывая тем самым нестабильность психики, нервозность и депрессию. Это сигнал о наличии опасности в занятиях, следовательно, надо уменьшить интенсивность упражнений и, если необходимо, обратиться за соответствующими указаниями.

20. Большинство практикующих йогу будут испытывать специфическое ощущение оттого, что одна сторона тела окажется более гибкой, чем другая. В таких случаях более подвижная сторона должна стать путеводителем для более ригидной. Здесь тело нуждается в компенсации со стороны интеллекта.

21. Тело может быть ригидным или гибким от природы. Некоторые ученики заметят, что им легче наклоняться вперед, в то время как другим легче даются наклоны назад. Это вполне естественно и зависит от гибкости позвоночника. Не отчаивайтесь, если какая-нибудь асана вам не дается: продолжайте упражняться, и гибкость появится в должное время. Между интеллектом и телом имеет место взаимодействие по схеме «стимул-реакция». Если одна сторона посылает вызов, другая должна откликнуться с такой же энергией, и наоборот.

22. Иногда садхака чувствует, что практика неэффективна или в ней допущена ошибка из-за недостатка внимательности. Здесь опять надо обратиться к интеллекту и разуму, чтобы следить за стимулами и реакциями, имеющими место в психике или теле. Подобная забота и внимание оживят не только практику, но и все существо практикующего.

23. Делая движения, не сопровождайте их агрессивными мыслями и напряжением мышц с целью вхождения в завершающую позу. Вы должны быть пассивными и внимательными. Если завершающая поза наконец достигнута, твердо оставайтесь в ней и наблюдайте за ее правильностью; продолжайте доводить ее до совершенства.

24. Начинающие должны стараться понять все тонкости движений, содержащихся в каждой асане. Это даст им возможность легко и устойчиво выполнять асану.

25. При выполнении асан и пранаямы для самоанализа необходимо внутреннее видение.

26. Стремитесь к качеству асан, а не к количеству. Качество подразумевает точность и устойчивость поз и выполнение их от всей души.

27. Будьте настороже и внимательны к каждой части тела, так как весь организм должен откликнуться на асаны.

28. Выполняя асаны, надо следить за дисциплиной чувств — ведь корни садханы вырастают из сокровенных глубин самости. Поэтому преобразуйте асаны и обратите их извне внутрь себя; направьте свое внимание внутрь себя, когда бы вы ни упражнялись.

29. Безошибочное следование садхане приводит к радикальным изменениям личности. Появляется умеренность в привычках, пище, сне и сексе. Когда разум и тело становятся чистыми, наступает духовное пробуждение.

30. В садхане имеются три стадии, а именно: шравана — слушание, манана — обдумывание и нидидхьясана — испытание и применение на практике. Говоря о трех сторонах садханы, Патанджали пользуется другими терминами, а именно: джапа — повторение, артха — понимание и бхавана — осуществление.

В йоговской садхане, чтобы практика давала результаты, надо придерживаться всех трех процессов. Например, асану следует повторять снова и снова, день за днем, год за годом; это — шравана, или джапа. Это — путь кармы!

Такое повторение стимулирует умственный процесс, при котором, происходит все более и более глубокое проникновение от Аннамайя Коши к Анандамайя Коше. Это — манана, которая придает смысл и понимание выполняемому садхакой действию. Это — путь джняны!

Благодаря такому много раз повторенному (джапа) и хорошо обдуманному (артха) действию садхака приобретает новый опыт. Это представляет собой форму поклонения, при которой каждая асана преподносится как цветок Богу. Садхака становится единым целым с действием и погружается в него (бхавана). Это просветленное состояние при самореализации называется путь бхакти. Тогда карма, джняна и бхакти сливаются воедино. Это — нидидхьясана.

Только этот тип садханы придает завершенность практическим занятиям.

Глава десятая
УКАЗАНИЯ И СОВЕТЫ ПРАКТИКУЮЩИМ АСАНЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.