Стратегические альянсы и партнерства в корпоративном менеджменте. Цели, движущие мотивы создания и виды альянсов
Стратегические альянсы – относительно продолжительные по времени межкорпоративные отношения по различным видам сотрудничества (совместное использование ресурсов различного характера; совместное достижение целей, связанных с корпоративной миссией и стратегией) Альянсы – объединение нескольких независимых компаний, которые намерены заняться специфическим видом производства или хотят реализовывать проект, использую материальные или интеллектуальные ресурсы друг друга Альянс можно назвать стратегическим в том случае, если: · Цели деятельности соответствуют стратегиям компаний-партнеров · Внутри альянса происходит управление интеллектуальным капиталом · Отсутствует особая юридическая форма как таковая Цели создания альянсов: 1. Выход на новые рынки (в т.ч. международные) 2. Необходимость доступа к новым технологиям, знаниям, навыкам 3. Снижение издержек, в т.ч. экономия на масштабе 4. Защита от будущих потенциальных конкурентов 5. Защита от недружественных поглощений 6. Защита ресурсной базы 7. Необходимость реакции на меняющиеся запросы потребителей Альянс- относительно нестабильное, непрочное объединение. Он может быть ликвидирован по соглашению сторон, если не будут удовлетворены цели альянса. Причины неудач альянсов: 1) изначально нечеткое представление партнеров о страт целях альянса, изначальные конфликты и противоречия 2)некоторые компании не имеют специалистов по альянсообразованию Неспособность правильно определить партнера, подобрать обученный персонал, понимающий цели и ценности альянса 3)отсутствие доверия между партнерами 4)нежелание сторонами альянса достичь взаимопонимания и наладить взаимоотношения 5)оппортунистическое настроение одного из партнеров 6)непредвиденные изменения во внешней среде( изм.спроса, агрессивные конкур, финн проблемы партнеров) 7)культурные и межличностные конфликты ( разные страны) 8)Форс-мажорные обстоятельства 9)Финансовые проблемы того или иного партнера Схема создания альянсов: Интересы и цели, присущие компании А+ интересы и цели, присущие компании Б= Альянс (создание ограниченных целей). У любой компании имеются цели. Ограниченные цели не совпадают с целями компаний А и Б – это альянс. Альянс –союз независимых компаний, создаваемый для достижения общих целей с помощью объединения ресурсов. С юр. точки зрения, альянс – есть договор, при котором компании, входящие в альянс, сохраняют свою самостоятельность. Характерные особенности альянсов: 1.наличие нескольких руководящих центров, которые сообща принимают решения касающиеся либо общего проекта, либо совместной деятельности 2.трудности построения альянсов – речь идет о сетевом взаимодействии – нет иерархии 3.отношения внутри страт альянсов опирающиеся на диалог сторон, а след-но неизбежны уступки принятия решений и потря времени как следствие при компромиссах 4.высокая вероятность конфликта интересов т.к. общие цели альянсов могут противоречить индивидуальным интересам и целям партнеров Мотивы альянсов для выхода на новые рынки: 1.с помощью альянсов можно преодолеть высокие входные барьеры, уменьшая тем самым возможные риски 2.доступ к новым технологиям, знаниям компетенциям 3.снижение издержек и рисков, экономия на масштабе 4.защита от будущих конкурентов 5.расширение ресурсной базы 6.повышение загрузки произв мощностей 7.мотив связанный с оценкой конкурентного бизнеса 8.защита от недружественных поглощений 9.сделать компанию более привлекательной для инвесторов Виды СА: Гаретт и Дюсож выделили 2 осн. разновидности СА: 1.м/у компаниями неконкурентами: а)транснациональные совместные предприятия: сборочные предпр-я, сбыт одним партнером продукции другого партнера б)вертикальные альянсы – партнерские отношения, предполагающие совместную деятельность в смежных звеньях технологической цепи производства. в)межотраслевые альянсы – соглашения компаний, не связанных вообще общей технолог. цепочкой. они используются для диверсификации бизнеса. 2.м/у компаниями конкурентами (парадоксальные альянсы): а)комплиментарные альянсы: А производит продукцию, а реализуется продукция через каналы другого партнера. такая схема может использоваться в случае отсутствия прямой конкуренции, т.е. разная продукция, либо четко определенная рынком б)интеграционные альянсы: создаются чтобы добиться эффекта масштаба производства компании, они осуществляют совместный выпуск отдельных компонентов. При этом продукция компаний может конкурировать друг с другом. в)псевдоконцентрационные ал-сы: здесь происходит общая разработка и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Т.е.на рынок выпускается единая продукция, преследующая цель избежать ценовой конкуренции. Эта классификация на основе двух критериев: 1.степень вкладывания в альянс каждого партнера. 2.выгоды и преимущества партнера при вступлении в альянс. Варианты развития альянсов: 1) распад участников. – быстрый и невозвратный 2) Альянс создается под конкретный проект, после его окончания он прекращается или становится вялотекущим. 3)Альянс – прелюдия к слиянию/поглощению, менее рискованная интеграция 4)Альянс – зонда рынка, разведка рынка ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|