Здавалка
Главная | Обратная связь

Формы взаимодействия государства и ТНК в условиях глобального финансового кризиса



При всей экономической мощи транснациональных образований, результат и масштаб их деятельности во многом зависит от взаимовыгодных условий, которые должны создаваться со стороны национальных правительств принимающих стран. Выходя на международный рынок, компании попадают под действие нескольких национальных законодательств и международного законодательства. С другой стороны, они становятся субъектами международного права, заключая соглашения с государствами (что, кстати, и является одной из форм взаимодействия с местными властями), международными организациями и другими ТНК. Для некоторых ТНК, деятельность которых осуществляется на нескольких континентах и доходы которых зачастую во много раз превышают бюджеты принимающих стран, и муниципальный, и региональный и даже федеральный уровни управления вполне могут рассматриваться как “местные”. Начиная свою деятельность на территории иностранного государства, любая ТНК неизбежно вступит в контакт с органами местной власти. Можно выделить четыре основных вида взаимодействия: деловое, политическое, технологическое и культурное.

Важнейшими направлениями деятельности ТНК в политической области в стране базирования являются взаимодействие и поддержание контактов с руководством центральных и региональных органов исполнительной, законодательной и судебной власти государства, ведущих политических партий и общественных организаций, СМИ. Это достигается путем ротации кадров между ТНК и важнейшими госорганами страны пребывания, активного участия корпораций в избирательном процессе, лоббирования интересов компаний. тесное взаимодействие ТНК с государством базирования в мировой политике и экономике диалектически неотделимо от глубоких противоречий между ними в этих областях. Взаимоотношения ТНК с принимающими странами также неоднозначны. Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью их воспроизводственного процесса.
Интегрируя рабочую силу различных государств и предъявляя ей одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это приводит к качественному росту промышленности принимающей страны и как следствие — росту производительности труда.
ТНК также оказывают определенное влияние на местные органы власти для улучшения налогового режима или дебюрократизации отдельных процедур, например, связанных с инвестированием или приватизацией. Часто именно мощное воздействие представителей ТНК служит катализатором реформирования бюрократического аппарата, пересмотра различных законодательных актов, регулирующих правила инвестирования и налогообложения в принимающей стране в сторону их оптимизации и либерализации. В результате этого повышается прозрачность экономики государства, его привлекательность для иностранных инвесторов, что способствует привлечению в страну дополнительных капиталовложений.
Хотя в целом деятельность ТНК положительно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности принимающих стран, тем не менее существует много проблем, связанных с той деятельностью ТНК, которая противоречит интересам принимающих государств. К таким проблемам, в частности, относятся: подавление своей мощью местных фирм, установление монопольных цен, нарушение законов, например укрытие доходов от налогообложения путем перекачки их из одной страны в другую, хищническая эксплуатация природных и трудовых ресурсов, загрязнение окружающей среды, организация «утечки умов» в материнскую компанию, противодействие реализации экономической политики принимающих государств.
Следует отметить, что деятельность ТНК в таких отраслях экономики принимающих стран, как горнодобывающая, химическая, лесная, рыбное хозяйство наносит невосполнимый ущерб природе этих государств, приводит к нарушению экологического баланса. Поэтому большинство корпораций не проводит таких работ на национальной территории, а переносит их в развивающиеся.

В пределах данной сложной и подчас конфликтной системы существуют две сферы отношений ТНК с государствами и правительствами. Одна – между материнской структурой корпорации и правительством ее родины. Другая – между компанией и правительством принимающей страны. Государствам необходимо участие ТНК в освоении и переработке имеющихся ресурсов внутри страны, и, как следствие, модернизации производственных мощностей, увеличении занятости населения. В равной степени, ТНК во многом зависят от участия государства в создании благоприятной среды и инфраструктуры. Существуют два основных параметра, которые определяют модель поведения и стратегию ТНК на национальной территории страны. Во-первых, это доступ к имеющимся ресурсам и рынкам сбыта, а во-вторых, правила контроля, регулирования и надзора за коммерческой деятельностью. Способность национальной экономики поддерживать стабильный рост во многом зависит от привлечения технологий ТНК в форме «диффузии прямых иностранных инвестиций» в производственный комплекс. При этом большое значение имеет способность успешно адаптировать зарубежные технологии в отечественных условиях. В случае если страна обладает высокой технологической диффузией, то при прочих равных условиях, это способствует поддержанию стабильно высоких темпов прироста экономики и наоборот.

6.Разработка и реализация стратегических планов ТНК

 

Выбор варианта стратегического развития, определяется внешними и внутренними факторами. Внутренние: конкурентное поведение, уровень котировок акций, амбиций руководителя, корпоративная культура.

Внешние: законодательство, политическая обстановка, привлекательность отрасли, репутация, условия конкуренции, наличие представлений о рынке, тенденциях его развития, инвестиционные приоритеты, наличие стратегических активов, стратегические компании, умение распределять ресурсы между СБЕ и получать синергетический эффект от взаимодействия СБЕ и других структур корпорации.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Этапы составления стратегического плана предприятия:

(1) Анализ окружающей среды: а) внешняя среда, б) внутренние возможности.

(2) Определение политики предприятия (целеполагание).

(3) Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

а) стратегия маркетинга, б) финансовая стратегия, в) стратегия НИОКР

г) стратегия производства, д) социальная стратегия, е) стратегия организационных изменений,

ж) экологическая стратегия.

последовательность:

1. Разработка кратких стратегических концепций для каждой бизнес-единицы.2. Разработка первого варианта корпоративной стратегии (формирование

портфеля бизнесов, определение принципов и структуры управления портфелем)

3. Разработка детальных стратегий бизнес-единиц для наиболее важных направлений бизнеса.

4. Уточнение корпоративной стратегии с учетом разработанных стратегий бизнес-единиц.

5. Разработка детального плана реализации стратегии.

Разработка предварительных стратегических концепций позволит сформировать оптимальный портфель бизнесов и определить приоритеты корпоративного уровня в кратчайшие сроки. В результате детальные стратегии будут разработаны только для приоритетных бизнес-единиц, что позволит существенно сократить затраты и повысить качество принимаемых решений.

Для современных ТНК в условиях кризиса рост бизнеса представляет больший интерес, чем рост доходности как таковой.

Современными тенденциями в формировании стратегии развития ТНК в условиях

кризиса являются следующие тенденции:

– избавление от неэффективных СБЕ; – концентрация усилий на наиболее прибыльных проектах; – группировка проектов по территориальному (региональному), продуктовому и функциональному признакам; – ужесточение финансовой и инвестиционной дисциплины; – повышение уровня качества продукции и услуг и эффективности сбыта за счет расширения комплексных программ продвижения нефтепродуктов;

– переход на современные методы стратегического управления ТНК; – разработка шкалы критериев эффективности выполнения проекта на основании сделанных допущений и анализа рисков; – использование современных методов анализа внешней и внутренней среды для планирования отдельных мероприятий реализации стратегии раз-вития ТНК в условиях кризиса;

– организационные преобразования, соответствующие стратегическим планам развития ТНК







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.