Формы взаимодействия государства и ТНК в условиях глобального финансового кризиса
При всей экономической мощи транснациональных образований, результат и масштаб их деятельности во многом зависит от взаимовыгодных условий, которые должны создаваться со стороны национальных правительств принимающих стран. Выходя на международный рынок, компании попадают под действие нескольких национальных законодательств и международного законодательства. С другой стороны, они становятся субъектами международного права, заключая соглашения с государствами (что, кстати, и является одной из форм взаимодействия с местными властями), международными организациями и другими ТНК. Для некоторых ТНК, деятельность которых осуществляется на нескольких континентах и доходы которых зачастую во много раз превышают бюджеты принимающих стран, и муниципальный, и региональный и даже федеральный уровни управления вполне могут рассматриваться как “местные”. Начиная свою деятельность на территории иностранного государства, любая ТНК неизбежно вступит в контакт с органами местной власти. Можно выделить четыре основных вида взаимодействия: деловое, политическое, технологическое и культурное. Важнейшими направлениями деятельности ТНК в политической области в стране базирования являются взаимодействие и поддержание контактов с руководством центральных и региональных органов исполнительной, законодательной и судебной власти государства, ведущих политических партий и общественных организаций, СМИ. Это достигается путем ротации кадров между ТНК и важнейшими госорганами страны пребывания, активного участия корпораций в избирательном процессе, лоббирования интересов компаний. тесное взаимодействие ТНК с государством базирования в мировой политике и экономике диалектически неотделимо от глубоких противоречий между ними в этих областях. Взаимоотношения ТНК с принимающими странами также неоднозначны. Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью их воспроизводственного процесса. В пределах данной сложной и подчас конфликтной системы существуют две сферы отношений ТНК с государствами и правительствами. Одна – между материнской структурой корпорации и правительством ее родины. Другая – между компанией и правительством принимающей страны. Государствам необходимо участие ТНК в освоении и переработке имеющихся ресурсов внутри страны, и, как следствие, модернизации производственных мощностей, увеличении занятости населения. В равной степени, ТНК во многом зависят от участия государства в создании благоприятной среды и инфраструктуры. Существуют два основных параметра, которые определяют модель поведения и стратегию ТНК на национальной территории страны. Во-первых, это доступ к имеющимся ресурсам и рынкам сбыта, а во-вторых, правила контроля, регулирования и надзора за коммерческой деятельностью. Способность национальной экономики поддерживать стабильный рост во многом зависит от привлечения технологий ТНК в форме «диффузии прямых иностранных инвестиций» в производственный комплекс. При этом большое значение имеет способность успешно адаптировать зарубежные технологии в отечественных условиях. В случае если страна обладает высокой технологической диффузией, то при прочих равных условиях, это способствует поддержанию стабильно высоких темпов прироста экономики и наоборот. 6.Разработка и реализация стратегических планов ТНК
Выбор варианта стратегического развития, определяется внешними и внутренними факторами. Внутренние: конкурентное поведение, уровень котировок акций, амбиций руководителя, корпоративная культура. Внешние: законодательство, политическая обстановка, привлекательность отрасли, репутация, условия конкуренции, наличие представлений о рынке, тенденциях его развития, инвестиционные приоритеты, наличие стратегических активов, стратегические компании, умение распределять ресурсы между СБЕ и получать синергетический эффект от взаимодействия СБЕ и других структур корпорации. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой. Этапы составления стратегического плана предприятия: (1) Анализ окружающей среды: а) внешняя среда, б) внутренние возможности. (2) Определение политики предприятия (целеполагание). (3) Формулирование стратегии и выбор альтернатив: а) стратегия маркетинга, б) финансовая стратегия, в) стратегия НИОКР г) стратегия производства, д) социальная стратегия, е) стратегия организационных изменений, ж) экологическая стратегия. последовательность: 1. Разработка кратких стратегических концепций для каждой бизнес-единицы.2. Разработка первого варианта корпоративной стратегии (формирование портфеля бизнесов, определение принципов и структуры управления портфелем) 3. Разработка детальных стратегий бизнес-единиц для наиболее важных направлений бизнеса. 4. Уточнение корпоративной стратегии с учетом разработанных стратегий бизнес-единиц. 5. Разработка детального плана реализации стратегии. Разработка предварительных стратегических концепций позволит сформировать оптимальный портфель бизнесов и определить приоритеты корпоративного уровня в кратчайшие сроки. В результате детальные стратегии будут разработаны только для приоритетных бизнес-единиц, что позволит существенно сократить затраты и повысить качество принимаемых решений. Для современных ТНК в условиях кризиса рост бизнеса представляет больший интерес, чем рост доходности как таковой. Современными тенденциями в формировании стратегии развития ТНК в условиях кризиса являются следующие тенденции: – избавление от неэффективных СБЕ; – концентрация усилий на наиболее прибыльных проектах; – группировка проектов по территориальному (региональному), продуктовому и функциональному признакам; – ужесточение финансовой и инвестиционной дисциплины; – повышение уровня качества продукции и услуг и эффективности сбыта за счет расширения комплексных программ продвижения нефтепродуктов; – переход на современные методы стратегического управления ТНК; – разработка шкалы критериев эффективности выполнения проекта на основании сделанных допущений и анализа рисков; – использование современных методов анализа внешней и внутренней среды для планирования отдельных мероприятий реализации стратегии раз-вития ТНК в условиях кризиса; – организационные преобразования, соответствующие стратегическим планам развития ТНК ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|