Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование методов прогнозирования экономических показателей поведения компаний на рынке



Сфера применения методов прогнозирования в маркетинговых системах достаточно широка. Они используются для анализа и разработки концепций развития всех субъектов маркетинговой системы, например, для исследования рыночной конъюнктуры, в системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения покупателей на рынке. Важнейшим направлением является прогнозирование сбыта и рынков, их динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить предложение и спрос.

В качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций в деятельности предприятия и по результатам анализа формируются изменения в перспективе социально-экономического развития фирмы.

Методы прогнозирования классифицируются по различным критериям:

- по форме предоставления результата прогнозы делятся на количественные и качественные. Первые базируются на численных, математических процедурах, а вторые на использовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя;

- по величине периода упреждения выделяют краткосрочные (1 год и менее), среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

- по охвату прогнозированием объекта исследования прогнозы бывают общими (прогноз общего развития народного хозяйства) и частные (прогноз для отдельных отраслей, инфраструктуры, отдельных показателей).

Применение формализованных методов для прогнозирования сбыта продукции и рынков позволяет: дать количественную характеристику связям между отдельными элементами и факторами окружающей среды и оценить их на состояние и динамику рынка; осуществлять альтернативный анализ полученных результатов прогнозирования.

При осуществлении экономических прогнозов довольно часто используются методы экспертных оценок (например, метод Дельфи). Сущность метода состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается аргументированное обоснование своей точки зрения о состоянии и развитии того или иного рынка или другой проблемы.

Достаточно распространенным методом экспертных оценок является "мозговая атака" или "мозговой штурм". Основой метода является выработка решения на основе совместного обслуживания проблемы экспертами. В качестве экспертов, как правило, принимаются не только специалисты по данной проблеме, но и люди, которые являются специалистами в других областях знания. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию.

На основе мозгового штурма У. Гордон в 1960 г. предложил метод синектики. Его основное отличие от мозгового штурма заключается в том, что в качестве экспертов выступает стабильная по составу группа, которая от штурма к штурму накапливает определенный опыт. Кроме того использование метода синектики допускает критические высказывания.

Общая характеристика методов прогнозирования

Методы Характеристика методов
1. Качественные С помощью знаний и интуиции формулируются будущие состояния исследуемой проблемы (увеличение, уменьшение, останется на том же уровне)
1.1.Метод Дельфи Форма опроса экспертов, при которой их анонимные от­веты обрабатываются в течение нескольких туров, и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточ­ными результатами получают групповую оценку исследуе­мой проблемы
1.2. Метод коллектив­ных оценок руководства и специалистов пред­приятия (метод «мозговой атаки») Основан на гипотезе, что среди большого числа идей, суж­дений имеется несколько, которые отвечают наиболее веро­ятному ходу будущего развития спроса. Опирается на не­формальный анализ. Применяется в форме обмена мне­ниями специалистов о тенденциях развития спроса на то­вары, производимые предприятием
1.3. Метод сценарного развития Подготовка и согласование представления о проблеме (на­пример, о тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих на него факторов). Сценарии пишутся экспер­тами вначале индивидуально, а затем согласовываются

 

2. Количественные Количественная оценка будущего состояния объекта иссле­дования на основе данных прошедших периодов и дейст­вующих факторов с помощью математических методов
2.1 .Экстраполяция временного ряда Проекция временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период
2.2. Экономико-матема­тическое моделирование Построение экономико-математической модели в виде не­которой функциональной зависимости величины показателя от определяющих его факторов
2.2.1. Прогноз на основе индикаторов Оценка хода развития процесса на базе одного или не­скольких известных индикаторов (показателей), например смежных отраслей промышленности
2.2.2. Корреляционный и регрессионный анализ Определение направления и силы связи между независи­мыми переменными и зависимой переменной. Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели
3. Комбинированные ме­тоды Используя результаты прогнозов, полученные различными методами, рассчитывают интегрированный прогноз в виде точечной или интервальной оценки

 

 

Содержание и этапы ценовой стратегии

Цена, единственный элемент традиционного маркетинга, обеспечивающий Продавцу реальный доход. Рыночная цена не является независимой переменной, её значение зависит от значения других элементов маркетинга, а так же от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики. Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объёме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд Потребителей, путём оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Следовательно, при разработке ценовой стратегии каждое предприятие должно определить для себя её главные цели, как, например, доведение до максимума выручки, цены, объёмов реализации продукции или конкурентоспособности, обеспечение определенной рентабельности.

Структура ценовой стратегии состоит из стратегии ценообразования и стратегии управления ценами.

Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, её полезности, значимости и покупательной способности Потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию –заменитель.

Стратегия управления ценами есть, комплекс мер по поддержанию условных цен при фактическом их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке. Основные шаги разработки ценовой стратегии:

Анализ цен (включает получение ответов на следующие вопросы):

  • Определены ли ценовые нормы.
  • Учтена ли характеристика Потребителя.
  • Обоснована ли дифференциация цен.
  • Учтена ли возможная тенденция изменения цен.
  • Достаточно ли ценовые нормы увязаны с другими маркетинговыми средствами.
  • Позволяют ли они участвовать в конкурентной борьбе.
  • Учтена ли гибкость спроса при установлении цены.
  • Учтена ли реакция конкурентов на цену данного вида продукции.
  • Соответствует ли цена имиджу продукции.
  • Учтен ли при установлении цены этап жизненного цикла продукции.
  • Правильно ли определены нормы скидок.
  • Предусматривается ли дифференциация цен (по регионам, категориям Потребителей, временам года и др.).
  • Определение задач ценовой стратегии.

. 1)Цели ценообразования (прибыль, выручка, поддержание цен, противодействие конкуренции). 2)Направления ценообразования (по уровню цен, по регулированию цен, по системе скидок). 3)Окончательное принятие решения по ценовой стратегии.

Если фирма избрала для себя стратегию “глупого следования за конкурентом”, т.е. ориентируется на уровни цен, используемые фирмой — лидером рынка1, то она обречена на пассивное ценообразование. Между тем фирма только тогда может быть спокойна за свое будущее, если она ведет самостоятельную, т. е. активную маркетинговую (в том числе и ценовую), политику и политика эта направлена на обеспечение ей устойчивой конкурентоспособности и высокой доходности инвестиций.

Процесс разработки ценовой стратегии состоит из трех этапов: сбора исходной информации (I); стратегического анализа (II); формирования стратегии (III) — и 10 элементов (видов деятельности): оценки затрат (1); уточнения финансовые целей фирмы (2); определения потенциальных покупателей (3); уточнения маркетинговой стратегии фирмы (4); определения потенциальных конкурентов (5); финансового анализа (6); сегментного анализа рынка (7); анализа конкуренции (8); оценки влияния государственного регулирования (9);

определения окончательной ценовой стратегии (10).

оценка затрат. При оценке затрат производства и сбыта продукции основное внимание уделяется выявлению всех тех затрат, с которыми реально связаны производство и сбыт данной продукции, а также анализу тех статей затрат, величина которых может изменяться при изменении объемов выпуска (продаж) продукции в результате изменения цен;

уточнение финансовых целей предприятия. Ценовая стратегия должна соответствовать основным финансовым целям предприятия, принятым на ближайшее время и перспективу.

финансовый анализ. Проведение финансового анализа основывается на информации о возможных вариантах цены, продукте и затратах на его производство, о возможном выборе сегмента рынка

сегментный анализ рынка- как наиболее выгодно дифференцировать цены на продукцию, выпускаемую предприятием, чтобы максимально учесть различия между сегментами рынка по чувствительности покупателей к уровню цен

анализ конкуренции –прогнозирование возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен на продукцию и тех конкретных мер, которые они могут предпринять в ответ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.