Здавалка
Главная | Обратная связь

Федерализм как форма ГУ.



Федерализм — это тер-ая или национально-тер-ая форма раздел власти и объектов ГУ м/у централ и регионал субъектами, обеспечивающая самост упр-е делами регионов в рамках единого гос союза. В основе лежит вопр взаимоотнош-й м/у ур-ми власти, ветвями власти, межбюджет отнош-ми. Специфика федерализма как принципа ГУ заключ: в способе раздел труда м/у гос субъектами разных ур-ей упр-ия; в территориал разграничении объектов деят-ти; в сочетании централизации и децентрализации власти и упр-я. Федерализм как принцип орг-и гос-ва и ГУ закрепляется конституционно. В 22 фед-ях сущ-их в мире разграничения предметов вед связано с различными комбинациями 4-х эл-ов: 1. исключительные полномочия фед 2. исключительные субъектов 3. совместной компетенции 4. остаточные полномочия. Типы федерализма: федерация - форма орг-и гос. вл, предполаг одновременно формир единого гос-ва и передачу полномочий федеративным единицам для реализ права на самоупр-е и соучастие в общем ГУ (США, Канада). Конфедерация – временный союз гос-в, объедин для каких-то целей (ЕС, СНГ). Федератизм – ассиметричные отнош-я м/у фед единицами и центром. В одних регионах – широкая внутр автономия, в др. наоборот – высокая степень централизации. Ассоциированная государственность – ассиметричные отнош-я субъектов и центра, при кот федерированное гос-во имеет констит право одностороннего разрыва связей с федерированными единицами. Квазифедеративная форма – унии, лиги, кондоминиумы. Для реш-я спец проблем в рамках единой пол-ки. В наст время сущ-ет 22 фед гос-ва:6 фед в Европе; 4-в Азии; 6- в Сев.и Южной Ам; 4 фед – в Африке; 2 – в Океании. Всего в фед проживает 1/3 насел-я Земли. Популярность -модель создания больших полит сис-м, гарантирующих выс степень единства, а с др. стороны сокращение этнического и терр-го разнообразия федерирующих единиц. Структура и орг-я фед неодинакова в разных странах. Различ и правовой статус субъектов. В совр фед наиб влиятельной явл-ся теория «Кооперативного федерализма», т.е. принцип единства гос. власти, но необходимость её разделения по вертикали м/у фед и субъектами. Акцент-на взаимодоверие, взаимозависимость, мех-м вертик и горизонт сотруд-ва. Благодаря этой теории возникло понятие «Совместной компетенции» федер-ых органов власти и субъектов Фед. Эволюция совр федерализма: сокращают знач-е классич основы федерализма (равноправие членов фед, добросовестность вхождения и выхода); развиваются новые принципы (неприятие уравнивания – «уравниловки»); развитие федеративных отнош-й по направлению соединения и одновременно сокращения разнообразия; плюрализм и ассиметрия во взаимоотнош-ях. В насто вр 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 обл, 2 города фед. знач-я, 1 авт.область, 4 АО. Проблемы: 1. противоречивость принципов федератив устройства и К. РФ; а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов фед: национально- гос, админ-гос. б) провозглашение принципов целостности гос-ва и одновременно право народов на самоопределения в) признание формал равенства субъектов фед и вместе с тем заложенные в К. неравенства их во взаимод-и с центром и м/у собой по объёму прав 2. фактическое нерав-во субъектов фед, выраж в геополит, эк-их, демографич и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализ общенац стандартов соц благ 3. разграничение компетенции м/у фед. органами и субъектами. 4. наличие конфедеративных эл-ов, тенденция «вымывания» рос суверенитета (противоречия фед. законодат-ву К. и уставов субъектов). 5. проблема «матрешка». В наст вр действуют 2 тенденции в развитии федератив устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 АО влились в состав др субъектов. Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при усл сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.