Здавалка
Главная | Обратная связь

Федеративное устройство РФ. Специфика российского федерализма. Проблемы и тенденции развития федеративных отношений в РФ.



Федера?ция (Бельгия, США, Индия, Ирак) – форма гос. устройства, деление гос-ва на ряд образований, статус кот предполагает их самост-ть от центр. власти, в рамках законодательно закрепленных компетенций. Принцип федеративного устр-ва РФ формально закреплён с 1918г. Федерализм возник не как модель демократизации, а как способ реш-я нац. вопроса. 20-30е гг: федерализм носил формальный хар-р (фактически были все признаки унитарного гос-ва). 90е г.г: Россия приобретает статус суверенного гос-ва. Март 1992г. – подписание федеративного договора. Дек. 1993г. – принятие К.. 94-98гг. – заключ соглаш-й м/усубъектами РФ и центром о разграничении полномочий и предметов ведения. Совр. модель рос.федерализма сформировалась в результате компромисса м/у противоположными подходами: сохранение незыблемой старой структуры фед-ции; возрождение унитарного гос-ва. Препятствием к унитарному гос-ву стал национ. фактор. Особенности переустройства: сочетание нац-терр принципа построения федерации с эконом-географич районированием страны (выделение культурно-национ автономий); различные конст-правовые статусы субъектов. Росс федерализм - учет интересов народов и терр-й страны, объед. их потенциала и усилий в составе единого гос-ва. В настоящее время 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города фед. Значения, 1 авт.область, 4 автономных округа. Специфика опред социокультурными особенностями страны, историч. опытом взаимоотношений центра и регионов. Сложилась асимметричная форма федерализма: республики обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) вих взаимоотнош-х с центром. Основа федерализма: гарантированное раздел-е властей м/у центром и субъектами (на ур-не зак-ва). Общие хар-ки федерации Рос: наличие писаной К.; 2хпалатный Парламент; право субъектов принимать участие в изменении федер. конст-ции и самостоятельно вносить изменения в собственную К. теоретически не спрашивая разрешения; равное представительство субъектов в верхней палате Парламента (непропорциональное представительство); децентрализация гос. упр-я. Изменились цели: сохр-е единого гос-ва РФ; преодоление дезинтеграционных процессов; налаживание активных связей м/у субъектами. В основе рос.модели федерализма лежит бюджетный федерализм: четкое разграничение полномочий м/д ур-нями власти по расходам, выравнивание вертик и горизонт дисбалансов с помощью сис-мы межбюджетных трансфертов. На развитие федеративных отнош-й влияют факторы: противоречие м/д бедными и богатыми регионами, эконом.сепаратизм (льготные режимы налогообложения, природопользования), изменение регион. приоритетов под воздействием геополитики. Проблемы, связанные с несовершенством федеративной формы организации власти и управления: 1. противоречивость принципов федеративного устройства и К. РФ; а) противоречивое сочетание принципа формирования субъектов федерации: нац и терр. б) признание формального равенства субъектов федерации и вместе с тем заложенные в конституции неравенства их во взаимодействии с центром и м/у собой по объёму прав. 2. фактическое неравенство субъектов федерации, выражающееся в геополитических, экономических, демографических и др. различиях, что приводит к диспропорциям в реализации общенац-ых стандартов соц благ 3. разграничение компетенции м/у фед. органами и и субъектами. 4. наличие конфедеративных элементов, тенденция «вымывания» росс\ суверенитета (противоречия фед. законодательству конституций и уставов субъектов). 5. проблема «матрешка». В наст время действуют 2 тенденции в развитии федеративного устройства ГУ – децентрализации и интеграции. Укрупнение субъектов РФ. За 2005-2007 год 6 автономных округов влились в состав др субъектов. Специфика развития РФ показывает, что эф-ть федерализма может быть обеспечена при условии сильной центральной власти при наличии единой вертикали ГУ, построенной на демократической основе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.