Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение «Клиника по пересадке органов»



Пояснение: Упражнение может выполняться как в микрогруппах, если количество участников тренинга достаточно большое, так и в одной группе, если группа достаточно маленькая (до 15 человек). Суть упражнения заключается в том, что ребята должны договориться, кому из «пациентов» клиники необходимо пересадить почку. Условие: почка одна, и каждому пациенту она жизненно необходима. Упражнение выявляет ценности, существующие у участников тренинга.

В этом упражнении нет правильных или неправильных ответов. В нем важен сам процесс поиска решения, рефлексия участников по поводу ценностей – индивидуальных и существующих в обществе.

Инструкция: Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клиники. У вас в больничном отделении лежат четыре пациента:

§ старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка к завершению;

§ шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;

§ мать двух детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе;

§ известный актер.

Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в клинику была доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возможность получить следующую. Вам нужно за 10 мин. решить – кому из пациентов операция необходима в первую очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет не годна. Тогда ее не получит никто.

Важные правила:

1. Нельзя принимать решение голосованием;

2. С групповым решением должен согласиться каждый из участников;

3. Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;

4. Каждый должен в ходе дискуссии высказать свое мнение.

Комментарий: Возможно, кто-то останется при своем мнении, и к нему даже присоединяться другие участники. Тем самым, может стихийно образоваться вторая группа со своим мнением. Сначала ведущий, если есть время, должен попробовать сделать так, чтобы группы смогли найти общее решение, но если это не получается, то оставить, как есть: 2 группы со своими решениями.

Понятно?

Можно добавить 1 мин., сказав об этом всей группе.

Анализ упражнения:Вопросы необходимо задавать постепенно, а не все сразу.

§ Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?

§ Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?

§ Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?

§ Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?

 

Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что ребята в ответе на последний вопрос будут осуждать общество, скажут, что для него сейчас основной ценностью являются деньги и врачи отдали бы почку известному актеру или тому, кто больше заплатит. Не спешите их разубеждать. Просто уверенно и четко придерживайтесь своей точки зрения.

 

После того, как все выскажутся по поводу упражнения, спросите:

- Вы заметили такой факт, что большинство наших ценностей являются социально одобряемыми. Почему, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.

- А не потому ли, что они образовались из общественных ценностей? Может, общество на самом деле не такое плохое, как вам кажется? Выслушайте ответы ребят.

 

Да, я вижу, что попотеть нам пришлось сильно, пребывая в роли хирургов и принимая судьбоносные решения. Главное, что мы узнали из этого упражнения – наши собственные ценности часто расходятся с общественными, а, точнее, общественные ценности вмешиваются в наши и тем самым создают внутри нас противоречия и конфликты. Увы, с этим мы будем сталкиваться почти всю свою жизнь. А особенно часто это происходит в нашем возрасте, так как мы именно сейчас пытаемся примерить на себя общественные ценности, и некоторые из них нам не нравятся. И тут дилемма: если исходишь только из собственных ценностей – ты обречен на одиночество. Если хочешь быть с людьми – надо уважать их ценности, ведь общественные ценности складываются десятилетиями, а иногда и веками.

 

Давайте сделаем сейчас упражнение, которое поможет нам в кое в чем разобраться.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.