Здавалка
Главная | Обратная связь

И-16 в китайском авиамузее



И-16

Боевое применение

Этот самолет во многом был первым В СССР он был первым массовым истребителем с убирающимся шасси, первым истребителем, у которого кресло летчика оснащалось бронеспинкой и, наконец, первым в мире истребителем-ракетоносцем. Наши летчики ласково называли его «Ишаком», летчики республиканской Испании - Моска («Мухой»). Японские летчики - Абу (Овод), а немцы - Рата (Крыса).

Об истории создания и конструкции И-16 смотрите там →

И-16 в Испании

Первую партию И-16, тип 5 в количестве 31 истребителя в сопровождении летчиков первой бригады из Брянска доставили из Советского Союза на Пиренейский полуостров в октябре 1936 года на советском транспорте «Мурманлес». Истребители выгрузили в порту Картахена, оперативно собрали на близлежащем аэродроме Лос-Алькасарез и облетали. Из доставленных самолетов были скомплектованы три эскадрильи. Первоначально в их летный состав входили только советские пилоты. Для оперативности управления все эскадрильи И-16 объединили в истребительную группу под командованием капитана Тархова. Он же возглавил и первую эскадрилью.

И-16, тип 5, на котором летал самый результативный американский пилот Фрэнк Глазго Тинкер, одержавший в небе Испании восемь побед, пять из которых – два М-109 и три Фиата CR.32 –Тинкер сбил на И-16. После возвращения в США лётчик издал мемуары и вскоре после их выхода был убит агентами ФБР. Убийство было замаскировано под суицид.

 

Первые бой И-16 провели над Мадридом 9 ноября 1936 года. За первую же неделю боёв, используя эффект неожиданности от появления нового типа самолёта, русские лётчики сбили семь самолётов , но вскоре и сами стали нести потери. Так, 13 ноября Тархов попал под огонь республиканцев, принявших его самолёт за машину мятежников. Лётчик сумел приземлился с пулей в животе, но через десять дней умер в госпитале от перитонита. Первый же И-16 погиб в воздушном бою 17 ноября. В конце мая – начале июня 1937 года из СССР в Барселону прибыла первая группа из 60 испанских летчиков, обучавшихся в советских авиационных школах. Всех прибывших распределили по боевым частям и сформировали несколько новых эскадрилий. После этого потери И-16 резко возросли. Испанские лётчики, в силу национального характера, кидались в бой, очертя голову, увлекались преследованием одиночных самолётов противника и, как следствие, часто попадали в тактические ловушки.

И-16, захваченный франкистами в 1939 году и включённый в состав их авиации. Опознавательные знаки и тактические номера республиканской авиации закрашены. И-16 тип 10 испанских ВВС, 1952 год

Всего в небе Испании сражалось 422И-16. После поражения республиканцев 38 И-16 досталось франкистам. Некоторые из этих самолётов оставались в строю до 1953 года. Один из таких самолётов изображен на рисунке справа.

Именно И-16 выполнили роль «загонщиков» при пленении интересующих советскую сторону немецких самолетов. Так, 4 декабря 1937 года был принужден к посадке немецкий истребитель Вf.109В. Менее чем через две недели, 17 декабря, такая же участь постигла экипаж бомбардировщика He-111 . Оба трофея были, затем переправлены в Советский Союз, где их тщательным образом обследовали и испытали в 1938 году.

И-16 в Китае

В 1937–1941 годах истребители И-16принимали участие в боевых действиях в Китае, где, прикрывая города от налетов, впервые столкнулись с японскими истребителями И-96 и Ki-27. Высокая скорость, живучесть, лучшая скороподъемность, хорошие пикирующие свойства, обусловленные высокой прочностью, позволяли пилотировать И-16 с большими перегрузками.

Однако малая устойчивость мешала вести прицельный огонь. Всего гоминьдановскому Китаю до 1941 года было поставлено 216 самолётов. Китайцы называли И-16 Яньцзы (燕子 – ласточка).

И-16 в китайском авиамузее

 

Поставлялись они вместе с пилотами. Первый воздушный бой И-16 приняли над Нанкином. Семь И-16 сбили в этом бою три японских самолета, не имея потерь со своей стороны. Действия русских пилотов в Китае были столь эффективны, что в апреле 1938-го года японское правительство обратилось по дипломатическим каналам к правительству СССР с требованием отозвать их из Китая. Естественно, требование было отвергнуто. Лишь с началом Великой отечественной войны поставки прекратились, а 143 самолёта, собранных в уйгурском городе Урумчи на так называемом заводе № 600, были поставлены Красной Армии.

И-16 тип 5 из состава 21-го чуньтая IV татуя ВВС Китая. Ханькоу, март 1938 года. На этом самолете китайский лётчик Лиу Чи Шенг одержал три победы в боях, включая две групповые. Бортовой номер «2105» обозначает чает 5-й самолет 21-го чуньтая.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.