Здавалка
Главная | Обратная связь

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе

 

Цель: Формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Задачи:

1. Закреплять представление детей о театре.

2. Формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах.

3. Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Лиса, заяц и петух».

4. Продолжать развивать умение выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими «артистами».

Предварительная словарная работа на занятиях: афиша, фойе, зрительный зал, декорации, сцена, антракт, гример, костюмер.

Подготовка к игре: посещение театра кукол, наблюдения за спектаклем, выбор и чтение сказки, совместное изготовление атрибутов для игры.

Роли в игре: водитель автобуса, кондуктор, кассир, продавец в цветочном магазине, работник кафе, контролер, артисты, зрители, гардеробщица.

Игровой материал и оборудование: руль, проездные билеты, сумка для кондуктора, дорожные знаки «автобусная остановка» и «пешеходный переход», касса, театральные билеты, афиша, пригласительные билеты, печать, программка, ширма, большие таблички «Театр», «Кафе», «Магазин цветов», цветы в вазах и корзинах, витрина в кафе, игрушечная посуда, муляжи продуктов, мебель, таблички с надписями «Закрыто», «Меню», «Гардероб», стулья, где отмечен ряд и место.

Ход игры.

(Метод моделирования ситуации)

Воспитатель: Посмотрите, что мне сегодня прислали (показывает конверт.) Давайте посмотрим, что в этом конверте. Ой, в нем пригласительный билет в театр на спектакль.

- Посмотрите, нам прислали из театра не только пригласительный билет, но и афишу. Прочитав ее, мы узнаем, что за спектакль состоится в театре, когда и в какое время.

Предлагает детям прочитать афишу.

(Метод творческой беседы)

- Ребята, а спектакль «Лиса, заяц и петух» состоится сегодня в 10 часов. Нам необходимо немедленно отправиться в театр, чтобы не опоздать на представление.

- А на чем мы можем туда добраться? (На автобусе). Автобус нас уже ждет.

Кто хочет быть водителем и кондуктором?

- Что вам нужно приобрести, чтобы попасть на просмотр спектакля? (Театральные билеты). Сегодня у нас кассир Катя.

-Для чего в театре есть гардероб? Кто хочет быть гардеробщицей?

- А как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала спектакля? (Пройти в кафе, попить чай, кофе, сок, съесть мороженное, пирожное и т.д., посидеть в фойе, прочитать программку, журналы).

Кто хочет поработать в кафе?

- Как можно отблагодарить артистов после просмотра спектакля? (Аплодисментами, крикнуть «Браво!», подарить цветы).

Кто- либо из детей вызывается на роль продавца цветов.

- А у нас сегодня есть и артисты, это Кирилл, Саша, Ира, Аня, Юля, Егор.

- А остальные ребята будут выполнять роль посетителей кафе, магазина цветов, зрителей театра.

Воспитатель:

- И вот пришло время нам отправиться в театр. Водитель и кондуктор, займите свои места в автобусе, а мы идем на автобусную остановку. Обращается внимание на то, чтобы дети правильно переходили дорогу, по пешеходному переходу.

В автобус заходим через заднюю дверь. В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и едут до остановки «Театр». Выходя из автобуса, проездные билеты выбрасывают в урну для мусора.

Пройдя по театру, воспитатель предлагает детям приступить к выполнению своих ролей. Гардеробщица принимает одежду, продавец идет в магазин цветов, кассир идет в кассу, работник кафе идет обслуживать посетителей, артисты театра идут в костюмерную и гримерную, зрители покупают театральные билеты, цветы, идут в кафе, сидя в фойе, читают журналы. Водитель автобуса и кондуктор присоединяются к ним.

После второго звонка зрители начинают занимать места в зале в соответствии с театральными билетами, где указаны ряд и место. Билеты проверяет контролер. К ним присоединяются продавец цветов, работник кафе, кассир,костюмер и гример. Они также купили себе билеты.

Воспитатель внимательно следит за игрой и, в случае необходимости, советом или своим участием оказываю помощь в той или иной ситуации.

(Метод ассоциаций)

После третьего звонка начинается спектакль. Дети – «артисты» показывают спектакль «Лиса, заяц и петух». После просмотра спектакля дети хлопают, кричат «Браво!», дарят «артистам» цветы, когда те выходят на поклон.

Воспитатель обсуждает с детьми, как прошла игра и подводит итоги.

- Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы героев сказки. В следующий раз, когда вы будете играть в эту игру, вы поменяетесь ролями. А сейчас мы снова идем на автобусную остановку и отправляемся назад, в детский сад.

 

3) Анализ условий для игровой деятельности детей для средней группы

 

Главное место в игровой деятельности детей средней группы занимает сюжетно-ролевая игра. Игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершение игры.

В данный возрастной период сохраняются общие условия организации игровой деятельности:

- Выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)

- Организация игрового пространства.

- Наличие игрушек.

- Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей.

Кроме того, в средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями.

Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

Для того, чтобы игра была успешной нужно соблюдать следующие условия:

1. Использование разнообразной тематики детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

2. Обеспечение условий для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддержка положительного эмоционального состояния ребёнка.

3. Формирование у детей более сложных игровых умений, поведения в соответствии с разными ролями партнёров, желания менять игровую роль.

4. Поощрение самостоятельной совместной игры детей в небольших подгруппах.

5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге.

7. Воспитателю включается в совместную игру в качестве партнёра.

8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

 

4. Решение профессиональных задач

 

Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личности и социального опыта.

Выделяются два основных направления в развитии театрализованной деятельности детей:

- Формирование интереса к театрализованной деятельности через накопления опыта восприятия театрального искусства в процессе знакомства с его особенностями, наблюдением за работой актеров, костюмеров, осветителей и др.

- Приобщение детей к театрализованной деятельности как таковой: знакомство с драматическим произведением, осмысление характера героя, работа над ролью, создание костюмов, сценическое перевоплощение и др.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1. Приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать умение создавать художественный образ средствами театрального искусства, воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения.

2. Формировать основы эстетического восприятия и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления окружающей действительности.

3.Развивать художественно – творческие способности детей.

Для успешной реализации этих задач в дошкольном образовательном учреждении необходимо:

· Создать соответствующую развивающую среду;

· Подготовить педагогические кадры к руководству театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста;

· Привлечь к работе педагогов дополнительного образования;

· Отобрать содержание работы в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей;

· Обеспечить координацию в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей дошкольного учреждения и разнообразных организаций социума;

· Отобрать и апробировать показатели и критерии оценки уровня овладения навыками и умениями театрализованной деятельности детьми различных возрастных групп.

Список литературы

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.— М.: Просвещение,1991

2. Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю.Бабин // Я вхожу в мир искусств. - № 6. - 2001

3. Генов, Г.В. Театр для малышей [Текст] / Г.В.Генов. – М.: Просвещение, 1968.

4. Доронова, Т.Н.Играем в театр (театрализованная деятельность детей 4-6 лет) [Текст] / Т.Н.Доронова.— М.: Просвещение,2004

5. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного,активно-творческого [Текст] / Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова.—М.:Владос,2004.

6. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Мигунова. – НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.


[1] Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,1991

 

[2] Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого..-М.: Владос, 2004.

[3] Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968.

[4] Бабин Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе // Я вхожу в мир искусств. - № 6. - 2001

[5] Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие. – НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.