Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе
Цель: Формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. Задачи: 1. Закреплять представление детей о театре. 2. Формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах. 3. Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Лиса, заяц и петух». 4. Продолжать развивать умение выразительно передавать в речи образы героев сказки, согласовывать свои действия с другими «артистами». Предварительная словарная работа на занятиях: афиша, фойе, зрительный зал, декорации, сцена, антракт, гример, костюмер. Подготовка к игре: посещение театра кукол, наблюдения за спектаклем, выбор и чтение сказки, совместное изготовление атрибутов для игры. Роли в игре: водитель автобуса, кондуктор, кассир, продавец в цветочном магазине, работник кафе, контролер, артисты, зрители, гардеробщица. Игровой материал и оборудование: руль, проездные билеты, сумка для кондуктора, дорожные знаки «автобусная остановка» и «пешеходный переход», касса, театральные билеты, афиша, пригласительные билеты, печать, программка, ширма, большие таблички «Театр», «Кафе», «Магазин цветов», цветы в вазах и корзинах, витрина в кафе, игрушечная посуда, муляжи продуктов, мебель, таблички с надписями «Закрыто», «Меню», «Гардероб», стулья, где отмечен ряд и место. Ход игры. (Метод моделирования ситуации) Воспитатель: Посмотрите, что мне сегодня прислали (показывает конверт.) Давайте посмотрим, что в этом конверте. Ой, в нем пригласительный билет в театр на спектакль. - Посмотрите, нам прислали из театра не только пригласительный билет, но и афишу. Прочитав ее, мы узнаем, что за спектакль состоится в театре, когда и в какое время. Предлагает детям прочитать афишу. (Метод творческой беседы) - Ребята, а спектакль «Лиса, заяц и петух» состоится сегодня в 10 часов. Нам необходимо немедленно отправиться в театр, чтобы не опоздать на представление. - А на чем мы можем туда добраться? (На автобусе). Автобус нас уже ждет. Кто хочет быть водителем и кондуктором? - Что вам нужно приобрести, чтобы попасть на просмотр спектакля? (Театральные билеты). Сегодня у нас кассир Катя. -Для чего в театре есть гардероб? Кто хочет быть гардеробщицей? - А как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала спектакля? (Пройти в кафе, попить чай, кофе, сок, съесть мороженное, пирожное и т.д., посидеть в фойе, прочитать программку, журналы). Кто хочет поработать в кафе? - Как можно отблагодарить артистов после просмотра спектакля? (Аплодисментами, крикнуть «Браво!», подарить цветы). Кто- либо из детей вызывается на роль продавца цветов. - А у нас сегодня есть и артисты, это Кирилл, Саша, Ира, Аня, Юля, Егор. - А остальные ребята будут выполнять роль посетителей кафе, магазина цветов, зрителей театра. Воспитатель: - И вот пришло время нам отправиться в театр. Водитель и кондуктор, займите свои места в автобусе, а мы идем на автобусную остановку. Обращается внимание на то, чтобы дети правильно переходили дорогу, по пешеходному переходу. В автобус заходим через заднюю дверь. В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и едут до остановки «Театр». Выходя из автобуса, проездные билеты выбрасывают в урну для мусора. Пройдя по театру, воспитатель предлагает детям приступить к выполнению своих ролей. Гардеробщица принимает одежду, продавец идет в магазин цветов, кассир идет в кассу, работник кафе идет обслуживать посетителей, артисты театра идут в костюмерную и гримерную, зрители покупают театральные билеты, цветы, идут в кафе, сидя в фойе, читают журналы. Водитель автобуса и кондуктор присоединяются к ним. После второго звонка зрители начинают занимать места в зале в соответствии с театральными билетами, где указаны ряд и место. Билеты проверяет контролер. К ним присоединяются продавец цветов, работник кафе, кассир,костюмер и гример. Они также купили себе билеты. Воспитатель внимательно следит за игрой и, в случае необходимости, советом или своим участием оказываю помощь в той или иной ситуации. (Метод ассоциаций) После третьего звонка начинается спектакль. Дети – «артисты» показывают спектакль «Лиса, заяц и петух». После просмотра спектакля дети хлопают, кричат «Браво!», дарят «артистам» цветы, когда те выходят на поклон. Воспитатель обсуждает с детьми, как прошла игра и подводит итоги. - Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы героев сказки. В следующий раз, когда вы будете играть в эту игру, вы поменяетесь ролями. А сейчас мы снова идем на автобусную остановку и отправляемся назад, в детский сад.
3) Анализ условий для игровой деятельности детей для средней группы
Главное место в игровой деятельности детей средней группы занимает сюжетно-ролевая игра. Игра объединяет несколько сюжетов, дети четко исполняют роль, используют предметы-заместители, но затрудняются еще в самостоятельном распределении ролей, логичном завершение игры. В данный возрастной период сохраняются общие условия организации игровой деятельности: - Выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек) - Организация игрового пространства. - Наличие игрушек. - Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей. Кроме того, в средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность. Для того, чтобы игра была успешной нужно соблюдать следующие условия: 1. Использование разнообразной тематики детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов. 2. Обеспечение условий для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддержка положительного эмоционального состояния ребёнка. 3. Формирование у детей более сложных игровых умений, поведения в соответствии с разными ролями партнёров, желания менять игровую роль. 4. Поощрение самостоятельной совместной игры детей в небольших подгруппах. 5. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль. 6. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге. 7. Воспитателю включается в совместную игру в качестве партнёра. 8. В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий. 9. Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров. 10. Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета. 11. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками). 12. Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия. 13. Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
4. Решение профессиональных задач
Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личности и социального опыта. Выделяются два основных направления в развитии театрализованной деятельности детей: - Формирование интереса к театрализованной деятельности через накопления опыта восприятия театрального искусства в процессе знакомства с его особенностями, наблюдением за работой актеров, костюмеров, осветителей и др. - Приобщение детей к театрализованной деятельности как таковой: знакомство с драматическим произведением, осмысление характера героя, работа над ролью, создание костюмов, сценическое перевоплощение и др. В ходе работы решаются следующие задачи: 1. Приобщать детей к театрализованной деятельности, формировать умение создавать художественный образ средствами театрального искусства, воспитывать потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду и социальные отношения. 2. Формировать основы эстетического восприятия и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления окружающей действительности. 3.Развивать художественно – творческие способности детей. Для успешной реализации этих задач в дошкольном образовательном учреждении необходимо: · Создать соответствующую развивающую среду; · Подготовить педагогические кадры к руководству театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста; · Привлечь к работе педагогов дополнительного образования; · Отобрать содержание работы в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей; · Обеспечить координацию в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей дошкольного учреждения и разнообразных организаций социума; · Отобрать и апробировать показатели и критерии оценки уровня овладения навыками и умениями театрализованной деятельности детьми различных возрастных групп. Список литературы 1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В.Артемова.— М.: Просвещение,1991 2. Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю.Бабин // Я вхожу в мир искусств. - № 6. - 2001 3. Генов, Г.В. Театр для малышей [Текст] / Г.В.Генов. – М.: Просвещение, 1968. 4. Доронова, Т.Н.Играем в театр (театрализованная деятельность детей 4-6 лет) [Текст] / Т.Н.Доронова.— М.: Просвещение,2004 5. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного,активно-творческого [Текст] / Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова.—М.:Владос,2004. 6. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Мигунова. – НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с. [1] Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение,1991
[2] Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого..-М.: Владос, 2004. [3] Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968. [4] Бабин Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе // Я вхожу в мир искусств. - № 6. - 2001 [5] Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие. – НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|