Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 9. ИННОВАЦИИ ИЗНУТРИ



 

 

Как мы уже отмечали в предыдущих главах, инновации могут присутствовать как во внешней (прежде всего в формате коммуникаций новых медиа), так и во внутренней среде организации. Одной из областей приложения инноваций во внутренней среде организации является выстраивание бизнес-процессов.

Одним из наиболее инновационных способов выстраивания бизнес-процессов является краудсорсинг, в рамках которого максимально большое количество людей вовлекается в процесс разработки продукта, его создания, маркетинга, сбыта и принятия других управленческих решений. Краудсорсинг выступает одним из проявлений оформляющейся на наших глазах глобальной экономики сотрудничества, или викиномики — инновационной экономической модели, построенной на глобальном сотрудничестве людей между собой по всему земному шару.

Изменяется ранее незыблемая модель: покупатель - немая масса, отдающая деньги за товары, повлиять на ко-

торые она не имеет возможности.

 

Инструментально это выражается в том, что компании все чаще перестают принимать решения и производить продукты, основываясь только на внутренних ресурсах. Конечные потребители получают возможность влиять на характеристики конечного продукта, дорабатывать его, кастомизировать. Все это дает доступ к неограниченным творческим ресурсам, к колоссальному интеллектуальному потенциалу, который начинает работать на благо бизнеса, подтверждая парадигмы N=1 и R=G.

Изменяется ранее незыблемая модель: покупатель - немая масса, отдающая деньги за товары, повлиять на которые она не имеет возможности. Модель, суть которой выразил Форд в своем знаменитом высказывании о черном автомобиле: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный». На смену ей приходит коммуникация, в которой и компании, и их клиенты оказываются в равных позициях и имеют эквивалентные возможности с точки зрения трансформации товаров и услуг. Такая модель именуется peer-topeer-коммуникацией, т.е. коммуникацией на равных (пиринговой или одноранговой коммуникацией).

Упомянутый в первых главах распад иерархии «производитель-потребитель» привел к абсолютно парадоксальным и доселе немыслимым экономическим последствиям: экспотребители стали принимать активное участие во всех этапах путешествия товара от места, где он был произведен, до прилавка. И если раньше предпринимателю было выгодно отдать производство своей продукции китайским мануфактурам, которые давали надлежащее качество за значительно меньшие деньги, то теперь инновационные предприниматели отдают производство, маркетинг и сбыт на откуп армии потребителей, которые готовы не только за бесплатно в процессе сотрудничества разработать дизайн, придумать рекламу, название и даже продавать ваш продукт, но и с утроенной силой потреблять, потому что данный продукт стал частью их жизни, в него вложен их труд, а потому его ценность в их глазах стала еще выше. Таким образом, викиномика становится похожа на натуральное хозяйство в том смысле, в котором каждый производил товар, чтобы его самостоятельно потребить. Однако глобальные макроэкономические выводы из формирования викиномики принципиально иные.

К ключевым инструментам, которые компании используют для формирования эффективных викиномических решений, можно отнести:

1. Сообщества для выявления потребительского инсайта Ярчайшим примером такого рода сообщества может служить сервис MyStarbucksIdea, в рамках которого любой посетитель кофейни может высказать свою идею, а другие посетители — проголосовать за нее. Идеи, получившие наибольшее количество голосов, внедряются на практике, за счет чего компания получает возможность оперативно получать пользовательскую обратную связь и демонстрировать свою реальную заботу о сервисе и качестве услуг. Как недавно справедливо отметил Артемий Лебедев, многие российские предприятия общепита, продающие напитки, похожие на кофе, позаимствовали у Starbucks идею визуального оформления логотипа, однако что бы им реально стоило позаимствовать у сети Говарда Шульца, так это механизмы работы службы клиентского сервиса. И речь идет не о персональных именных стаканчиках, высоком качестве напитка и улыбчивых бариста. Речь о внедренной викисистеме клиентского сервиса — MyStarbucksIdea. Начинать внедрение викиномической системы необходимо с определения конкретной проблемы в клиентском сервисе или той его части, которая, возможно, и так хороша, но могла бы стать еще лучше. Для Starbucks таким пунктом выступило качество обслуживания клиентов в помещениях своих кофеен. Вторым шагом является разработка эффективной викиномической механики, призванной выполнять обозначенную задачу. Starbucks решил в качестве механики выбрать возможность пользователей предлагать, обсуждать и рейтинговать идеи по улучшению сервиса. Вознаграждением за такую работу является реализация предложенной идеи, собравшей наибольшее количество позитивных оценок. Рассматривая данный подход к вознаграждению, важно отметить, что отказ от материального поощрения авторов лучших идей оправдан для сильных брендов, имеющих ярко выраженную индивидуальность. При прочих равных, большинство брендов не настолько влиятельны, а потому вынуждены обычно стимулировать пользователей материально.

Начинать внедрение викиномической системы необходимо с определения конкретной проблемы в клиентском сервисе.

 

В то же время, правило Йона Катценбаха, согласно которому гордость важнее денег, справедливо не только для сотрудников компании, но и для участников корпоративных викиномических систем. Именно поэтому всегда стоит пытаться изыскать мощные нематериальные стимулы, как это сделал Starbucks. На третьем шаге необходимо подобрать удобную технологическую платформу для реализации задумки. В случае со Starbucks это был самописный движок для сайта, хотя сейчас большое разнообразие готовых бесплатных платформ позволяет выбрать что-то удобное и в высокой степени кастомизируемое, например, LiveStreet, который мы чаще всего используем в Paper Planes для решения такого рода задач. Особенностью LiveStreet является удобная система рейтингования чужих постов-идей, что позволяет создавать довольно сбалансированные сообщества с защитой «от дурака» — попыток торпедировать изначальные цели системы, поскольку сообщество оказывается куда более ответственным и легитимными цензором, чем представитель компании. На следующем этапе необходимо проработать механизм обратной связи от компании. Он может заключаться как в демонстрации того, что компания реально наблюдает за происходящим в сообществе, так и в презентации реально внедренных идей. Starbucks, например, как мне кажется, немного не дорабатывает в этом, лишь публикуя в системе пометку о том, что идея принята к внедрению. В то же время, скажем, Miller, решавший с помощью краудсорсинга задачи разработки дизайна банок пива, напрямую упоминает имена авторов принятых дизайнов. Это вызывает у людей чувство гордости своим участием в процессе производства и, как следствие, сильнее вовлекает их в бренд.

 

2. User generated-конкурсы

В рамках таких конкурсов пользователям предлагается придумать для компании дизайн упаковки, этикетки, сайта и т. д. Это позволяет не только получать значительное количество свежих идей, но и создавать мощные информационные поводы, демонстрируя открытость копании и ее готовность к сотрудничеству.

 

3. Викиномические порталы

Сайты, где интерфейс построен на принципах, максимально облегчающих сотрудничество: возможность совместного создания и редактирования документов, объектов, меток на карте. Лучший кейс такого рода приводят в своей книге «Викиномика» упомянутые ранее Тапскотт и Уильямс. Они рассказывают о руководителе золотодобывающей компании, который предложил всем желающим подсказать участки, на которых стоит в будущем вести добычу.

Кроме того, глобальное вики-сотрудничество начинает затрагивать и области жизни, не являющиеся собственно экономическими. Люди формируют user-generated путеводители по городам, оставляя отзывы к местам в Foursquare. Во время лесных пожаров 2010 года люди создавали user-generated отчеты о тушении пожаров, очагах их распространения и т.п., чем облегчали работу и себе, и своим единомышленникам. Самым заметным вики-проектом 2010 года является РосПил — проект знаменитого блоггера Алексей Навального, призванный собирать со всех желающих информацию о коррупции, нечестных и странных тендерах, организуемых государственными органами.

Еще одним любопытным видом глобального сотрудничества выступает так называемый crowdstorm — peer-to-peer brainstorm, в рамках которого люди со всего мира получают возможность принимать участие в обсуждении свежих идей для компаний, а те, в свою очередь, получают возможность вовлекать в процесс создания идей бесчисленное множество людей.

Частичный или полный перевод бизнеса в виртуальную среду — очередной пример становлений инновационной экономики. Еще 5 лет назад многие компании позволяли себе не иметь собственного сайта. Сейчас для многих стало нормой создание полноценных web-представительств и виртуальных офисов не только в социальных сетях, но даже в игровых мирах, таких, как The Second Life или Enthropia Universe. Прежде всего данная тенденция затронула интернет-магазины, которые стали все активнее перетекать в социальные сети, где они за счет открытости API того же ВКонтакте могут получить интеграцию своих ERP и систем управления поставками c социальной сетью, а с другой стороны получают возможности коммуникации с колоссальной аудиторией. Но даже те магазины, которые не решаются интегрировать свой биллинг с биллингом социальных сетей, не отказывают себе в удовольствии использовать функционал фотоальбомов как полноценный web-вендинг.

Частичный или полный перевод бизнеса в виртуальную среду – очередной пример становлений инновационной

экономики.

 

Создание виртуальных представительств позволяет компаниям круглосуточно общаться со своими клиентами в удобном для них формате и на удобной для них площадке и, что важнее, в удобное для них время. Самым простым способом создания такого онлайн-представительства становится блог ЖЖ, группа Вконтакте и на Фейсбуке и корпоративный Твиттер.

Достаточно крупным трендом становится также виртуализация образовательного бизнеса. Все большую и большую популярность начинают собирать лекции в формате видео on demand, то есть записанные и выложенные на любой видеохостинг — например, на Youtube. .В этой связи неслучайным кажется успех, казалось бы, совершенно безумного проекта TED, в рамках которого лекторы в формате 15 минут делятся с публикой своими знаниями по любому вопросу, который они считают интересным. Большой объем зрительского внимания начинают собирать видео, сделанные в формате how to, всевозможные мотивирующие лекции и выступления, короткие научно-популярные репортажи. Полагаю, что если бы затратившая пару лет назад огромные деньги на наружную рекламу Skillopedia стартовала сегодня, она имела бы ошеломляющий успех.

Распад иерархии «преподаватель-слушатель» приводит к тому, что каждый получает возможность преподавать, а Интернет сглаживает проблемы дороговизны помещений для лекций и снимает вопросы географического и временного характера.

Наконец, инновации предоставляют широкий спектр неожиданных инструментов для компаний, активно реализующих комплекс инициатив в области CSR (Corporate Social Responsibility, Корпоративная Социальная Ответственность). Так, например, одна из крупнейших алмазодобывающих компаний мира Rio Tinto, которая продает свои камни через Wallmart, позволяет своим покупателям с помощью Интернета отследить по уникальному идентификационному номеру путь каждого алмаза от места добычи до витрины магазина. Усилия, предпринимаемые алмазодобытчиком, не случайны: алмазы являются одним из наиболее эмоционально токсичных товаров, их покупатели, как правило, довольно серьезно озабочены проблемой «кровавых камней» — алмазов, добывающихся на территории стран, финансирующих с получаемой от продажи сырья прибыли террористические и повстанческие организации, подрывающие стабильность в регионе. Данный ход Rio Tinto позволил компании гарантировать своим клиентам непричастность камней к столь неблаговидному занятию.

Деятельность любой компании, работающей внутри креативной экономики, связана с большим количеством задач, проектов, обсуждений, контрольных точек, а также с задачей хранения, обработки и неоднократного эффективного использования больших объемов разнородной информации. В этой связи существенно усложнился контроль качества и сроков на проектах.

Как известно, любой проект сталкивается с ограничениями трех типов — по времени, по качеству и по человеческим ресурсам. Напомним, что в рамках данной концепции считается, что ни на одном проекте нельзя полностью преодолеть хотя бы одно из этих ограничений. И если о путях преодоления ограничения по человеческим ресурсам мы рассказали в главе про инновационный эйчар, то в рамках данной главы попробуем указать инновационные методы преодоления временных и качественных ограничений.

На фоне развития SaaS и DaaS технологий все большую и большую популярность начали приобретать так называемые «облачные» CRM и ERP системы — системы управления взаимоотношениями с клиентами и контроля проектов, не требующие установки на компьютер, хранящие данные в «облаке» — удаленном сервере, взаимодействие с которым происходит через web-интерфейс. Моим любимым примером такого рода системы является SUITE от компании 37Signals. В SUITE входят следующие программы:

Basecamp — программа, позволяющая координировать на значительном количестве проектов усилия неограниченного количества людей как из Вашей, так и из других компаний.

Backpack — программа, позволяющая хранить и упорядочивать информацию.

Highrise — довольно простая, но содержащая основные необходимые для малого и среднего бизнеса CRM- система

Campfire — программа Instant Messenger, позволяющая принимать участие в дискуссиях неограниченному количеству лиц.

Данная система внедрена у нас в агентстве для координации работы всех сотрудников, а также в школе Idealogy для обеспечения коммуникации между студентами. Стоит выделить также русскоязычные аналоги SUITE, в частности, проект «Мегаплан».

Кроме того, важно отметить и социальные сети, а также сервисы микроблогов в качестве инструментов контроля качества.

Известен опыт юридической фирмы, базирующейся в Бельгии и имеющий более полусотни сотрудников по всему ми-

 

ру, которые никогда не видели друг друга вживую.

 

Известен случай, когда компания создала свой корпоративный твиттер, закрыла его от посторонних и использовала для постановки задач и контроля хода выполнения проекта.

Более того, многие компании заказывают разработку персонализированных решений, интегрированных в их экстра- или интранеты.

Помимо необходимости контролировать большее количество частей проекта, организации сталкиваются с еще одним вызовом - горизонтализацией. Иерархизированные корпоративные структуры оказываются существенно менее мобильными, чем их более инновационные и девертикализированные конкуренты. В этой связи появляются так называемые частично или полностью горизонтальные организации. В частности, известен опыт юридической фирмы, базирующейся в Бельгии и имеющий более полусотни сотрудников по всему миру, которые никогда не видели друг друга вживую: их общение происходит по скайпу или через электронную почту.

И хотя сейчас такого рода примеры пока еще являются скорее исключением, нежели правилом, тяжело отрицать колоссальные возможности, предоставляемые компаниям процессом горизонтализации с точки зрения налаживаниями эффективного творческого взаимодействия между сотрудниками компаний.

Во многом появление горизонтальных организаций становится возможным благодаря развитию инструментов коворкинга, который прошел в своем развитии 6 этапов:

 

 

Именно последний этап является на данный момент передовым краем развития коворкинг-технологий внутри одной организации. Однако многие компании идут чуть дальше и размещаются в офисах по соседству с другими компаниями. Данная тенденция продиктована желанием руководителей компаний максимально задействовать творческий потенциал своих сотрудников за счет создания глобальной коллаборативной среды для компаний, занимающихся подчас диаметрально противоположными вещами, даже породила отдельный тип офисов — coworking space.

 

Именно в таком офисе мы и учим. К черту парты и кафедры для преподавателей! Как уже писалось выше групповая работа — самый простой путь к продуктивности. По окон-

 

чанию обучения все студенты Idealogy уверенны именно в этой точке зрения! Коллективный разум сегодня диктует правила игры, и люди которые считают иначе либо глупцы, либо умеют себя клонировать

 

 


ГЛАВА 10. ТРЕНДЫ

 

 

Как я уже неоднократно указывал в предыдущих главах, трендспоттинг становится одной из важнейших задач современного инноватора. Тренд в нынешнем понимании данного слова имеет очень мало общего с трендом математическим и может быть скорее понят как наиболее актуальный и передовой край моды.

Не существует единого понимания природы генезиса тренда. С одной стороны, существует позиция, разделяемая уже упомянутым ранее Пирсом Фоксом, согласно которой тренд – это явление социокультурное, базирующееся во многом на господствующих лексемах. В этом смысле трендспоттинг выступает как сугубо исследовательский инструмент, предполагающий серьезные культурологические, социологические, экономические, политические, лингвистические и другие изыскания. Тренд предстает как часть объективной действительности и очередной этап развития тех или иных процессов и, следовательно, может быть с легкостью предсказан. В таком случае мы вынуждены считать трендсеттеров пресловутым опережающим меньшинством, или привратниками, раньше прочих находящими тренды и сообщающими о них людям.

Не существует единого понимания природы генезиса тренда.

В то же время, есть и прямо противоположная позиция, предполагающая, что тренд задается перформативно, то есть появлению тренда предшествует появление локального или глобального трендсеттера, который постулирует то или иное явление, предмет, музыкальное или художественное направление и тому подобное в качестве «трендового».

Причем, если мы соглашаемся с такой концепцией, то мы оказываемся вынуждены признать тот факт, что чем локальнее opinion-лидер, тем выше степень его влияния на аудиторию и тем больше шансов у того или иного объекта стать трендом в условиях экономики «длинного хвоста». В рамках данной концепции трендспоттинг заменяется трендсеттингом, а фундаментальные культурологические исследования — персонализированной работой с локальными opinion-лидерами.

Я склонен полагать, что обе концепции имеют равное право на существование, и каждая из них находит свое подтверждение в разных областях человеческой деятельности. Если говорить более конкретно, то вторая концепция находит свое выражение в случае с объектами, тесно связанными с узкой группой лиц. Можно говорить о возможности перформативно задавать тренды, например, для субкультуры хипстеров, панков или любителей русского рока. В то же время, абсолютно невероятной представляется ситуация, при которой могли бы быть перформативно заданы такие макротренды, как тренд экологичности, тренд подчинения внешнего вида функциональности и т.п.

Именно поэтому для трендспоттинга равную значимость имеют как фундаментальные исследования, так и целенаправленная работа с трендсеттерами.

Отдельную сложность при проведении фундаментальных исследований представляет собой правильный выбор методологии, поскольку привычные средства анализа макросреды — такие, например, как PEST-анализ, как правило, не способны исчерпывающе описать причины формирования тех или иных трендов. Этот факт можно объяснить, прежде всего, уникальной характеристикой любого тренда: будучи явлением глобальным, он становится таковым, потому что разделяется большим количеством совершенно разных людей, что позволяет говорить о глокальном характере трендов.

В этой связи отдельную значимость начинают представлять не только исследования макросреды, но и используемые в комбинации с ними исследования так называемого потребительского инсайта: как в момент потребления, так и в отрыве от него. Комбинация исследований макросреды с исследованиями инсайта позволяет отслеживать как общий тренд, так и его частные вариации от человека к человеку.

Если же говорить о персональной работе с трендсеттерами, то здесь также необходимо наличие инструментов, позволяющих этих трендсеттеров выявлять для каждой из целевых аудиторий, а это далеко не всегда оказывается просто. Во-первых, суперфрагментация общества до нанокультур требует от инноваторов очень высокого уровня погружения в нормы культуры, при котором можно вычленить из и без того небольшого количества представителей этой культуры ключевого opinion-лидера. Для более широких тематик условно релевантными, как правило, оказываются методы анализа, на основе которых впоследствии подбираются наиболее авторитетные из пишущих по данной тематике журналистов и блоггеров. В то же время, по целому ряду тематик редакционные и гражданские журналисты даже еще не успели появиться.

Инновационному бизнесу необходимо регулярно проводить анализ на предмет выявления локальных

трендсеттеров.

 

В таких ситуациях помогают методы включенного наблюдения или даже полноценных опросов представителей данной субкультуры. Кроме того, при подборе лидеров мнений стоит иметь в виду и тот факт, что у субкультур с высокой долей медийного потребления такого рода трендсеттеры могут достаточно быстро меняться под воздействием пресловутых точек бифуркации. Например, еще некоторое время назад трендсеттером в культуре молодежного сегмента креативного класса был Николай Воронов, автор стихов и музыки нетленной композиции «Белая стрекоза любви». В то же время, сейчас популярность Николая может быть поставлена под сомнение. Данный пример демонстрирует тот факт, что инновационному бизнесу необходимо регулярно проводить анализ на предмет выявления локальных трендсеттеров.

В отличие от продукта или услуги, жизненный цикл тренда установить практически невозможно. Именно поэтому я буду лукавить, когда предложу Вам ниже перечень ключевых трендов в бизнесе на 2011 год. Возможно, каждый из указанных мною трендов окажется глобальным и просуществует несколько лет. А, с другой стороны, возможно, что весь список уже через два-три месяца потребует глобального пересмотра. Тем не менее, по моей мысли, глобальными трендами в бизнесе в ближайшие несколько лет станут следующие:

1. Сокращение коммуникации

Общение между людьми становится всё короче и короче, что и диктует уже на протяжении нескольких лет успех твиттера и других микроблогов. Как мне кажется, данный тренд получит новое развитие. Коммуникация станет еще короче, либо перейдет из плоскости текстовой в плоскость визуальную — например, коммуникации с помощью изображений. В этой связи, инновационным может стать тот бизнес, который предложит своим клиентам или пользователям возможности коммуницировать максимально коротким или простым способом.

Возможно, будущее коммуникаций за инфографикой — особым жанром на стыке дизайна и журналистики, подающим информацию в виде емких картин и графиков, иллюстрирующих ключевые тезисы текста;

 

2. Локализация

Если еще несколько лет назад люди гордились числом штампов виз в своем паспорте, указывавшем на то, какое количество стран посетил человек, то сейчас люди, напротив, стремятся к максимальной локальности. Лучше всего данный тренд иллюстрирует отчаянная борьба за право быть мэром того или иного места в социальной сети Foursquare. Люди больше не хотят посещать как можно больше мест и стран. Они предпочитают ходить в хорошо знакомые места и посещать хорошо знакомые города. На социокультурном уровне это связано с формальным закреплением за большинством заведений и городов статусов, связанных с теми или иными субкультурами. Например, Red Espresso Bar является местом паломничества хипстеров, «Мастерская» - креативного класса, «Гараж» — любителей современного искусства, город Копенгаген привлекает адептов дизайна, а Екатеринбург — любителей русского рока, остров Гоа — любителей транс-музыки. Данный тренд демонстрирует инноваторам необходимость создания бизнесов, максимально вписывающихся в ту или иную субкультуру и в этом смысле гиперлокальных.

 

3.Виртуальное инвестирование

Все больше и больше набирает обороты экономика виртуальных инвестиций. Известны случаи, когда крупные финансовые и девелоперские компании скупают острова в игровых мирах, подобных Enthropia Universe, нарезают их на отдельные участки и сдают всем желающим. Известны случаи, когда люди продавали свою недвижимость в реальной жизни, чтобы купить виртуальные объекты. Лучшим примером такого рода вложений является знаменитая история с астероидом все в той же EU, когда астероид, купленный за определенную сумму денег, был перепродан владельцем спустя год почти за 10-кратную стоимость. Близко к данному тренду примыкают и микроплатежи — недавно появившаяся экономическая модель, набирающая обороты и построенная на стимулировании большого количества пользователей к покупке недорогого, но достаточно важного в рамках игрового мира объекта. Самым популярным примером такого рода является знаменитая собака из игры «Счастливый фермер», которая обходилась желающим приобрести ее в сумму около 20 рублей, однако позволяла уберечь посевы гороха от посягательств других пользователей. Соответственно, инновационным может стать бизнес, предлагающий своим клиентам обладание виртуальным имуществом за микроплатежи.

 

4. Уникальность и штучность

Один из наиболее мощных трендов уже порядка 3-4 лет, являющийся ключевым для пользователей, с развитием революционных технологий перешедший на новый виток. Если раньше данный тренд находил свое воплощение прежде всего в таких бизнесах, как индивидуальный пошив одежды и изготовление украшений, то сейчас появляется возможность среди прочего изготавливать штучные книги. Например, издательство «Прондо» предлагает своим клиентам заказать через сайт изготовление единичного экземпляра любой из книг, присутствующих в каталоге (в том числе, довольно редких книг, тиражи которых давно раскуплены).

 

5. Натуральность и воспринимаемая экологичность Тема экологии также уже несколько лет является одним из глобальных мировых трендов, хотя в России она пока недостаточно популярна. В то же время, дизайнеры упаковок и web-дизайнеры активно используют приемы, связанные с воспринимаемой экологичностью: натуральные цвета, визуально легкие формы. А компании, в свою очередь, активно внедряют в свои бизнес-процессы составляющие из вторично переработанных материалов. Таким образом, бизнес получает возможность подчеркнуть свою инновационность за счет апеллирования к экологическим ценностям. В частности, на лекциях я часто показываю на одном слайде принт-скрин Твиттера и Фейсбук и прошу аудиторию сказать, какая из социальных сетей воспринимается ими как более экологичная. Подавляющее большинство участников обычно выделяют в качестве более экологичного дизайн Твиттера, который сочетает в себе и более натуральные цвета, и более легкие округлые формы и лаконичность. Нельзя не вспомнить в этой связи Старбакс, который изготавливает картонные подставки для стаканчиков из переработанной бумаги; МакДональдс использует этот же материал для изготовления своих doggy bag и, разумеется, главный тренд зимы 2010-11 года — ботинки Timberland со шнурками из материалов, подлежащих полной вторичной переработке.

 

Существует ряд коммуникационных приемов, позво ляющих позиционировать компанию как инновационную в глазах людей, не готовых детально вдаваться в

 

бизнес-процессы организации.

 

 

6. Воспринимаемая инновационность

Данный тренд далеко не всегда имеет хоть что-то общее с инновациями как таковыми. Он лишь указывает на тот факт, что существует ряд коммуникационных приемов, позволяющих позиционировать компанию как инновационную в глазах людей, не готовых детально вдаваться в бизнес-процессы организации. К такого рода приемам могут быть отнесены, например, нацеленность бизнеса на IT-аудиторию или малое предпринимательство (что, как правило, позволяет называть бизнес громким словом start-up), использование определенных форм и цветов в фирменном стиле компании и ряд других приемов, часть из которых я ранее описал в главе 2.

 

7. Спонтанность

Вероятно, если бы не колоссальный успех Foursquare, Tumblr, Posterous, а также взрывообразный рост внимания к Твиттеру в нашей стране самым громким событием 2010 года, несомненно, стал бы нашумевший Chat Roulette. Разработка российского студента в считанные дни покорила весь мир, предложив, по сути, новую парадигму общения в сети Интернет. Благодаря данному сервису каждый получил возможность с помощью веб-камеры стать участником увлекательной «рулетки» и общаться с людьми со всего мира, которых ему в качестве собеседников случайным образом подбирала машина. Таким образом, люди получили дополнительный элемент фана, по сути, добровольно отказавшись от выбора собеседника. Этим примером, однако, тренд спонтанности не исчерпывается, находя свое выражение и в некоммерческих (например, в виде сообществ book-changer-ов), и в коммерческих проектах. Например, в Англии долгое время был популярен магазин, где за фиксированную сумму денег ты покупал, по сути, черный ящик из передачи «Поле чудес». Никто, даже сам продавец, не знал, что внутри доставляемого пакета. Там могли оказаться фрукты и овощи, а могли — ключи от машины.

 

8. Оплата по желанию

Когда я на своих лекциях прошу назвать имя музыканта, оказавшего в ХХI веке самое большое влияние на музыкальную индустрию, большинство затрудняется ответить на данный вопрос или прийти к какому-либо единому мнению — настолько велико различие в музыкальных вкусах людей. Тем не менее, самые передовые студенты все же припоминают человека, который раз и навсегда изменил музыкальную индустрию. Имя этого человека — Том Йорк, лидер и без того культовой группы Radiohead, которая навсегда вошла в историю как первая группа, разместившая на сайте свой альбом для бесплатного скачивания и предложившая пользователям исключительно добровольно вносить за него оплату в любом размере, который они посчитают нужным. Данное событие существенно перевернуло подходы маркетологов к ценообразованию в частности и моделям бизнеса вообще.

Платеж по желанию породил и такой субтренд, как микро платежи.

Появилось большое количество сайтов,

щих бесплатно использовать хранящуюся на них информацию, оплачивая ее по доброй воле через кнопку «пожертвовать». Самыми успешными примерами такого рода являются Википедия, Wikileaks, а в России – проект Алексея Навального РосПил. Однако, данные бизнес-модели применимы и для небольших сайтов. Более того, данная модель нашла свое применение и в офф-лайне. В одном из американских магазинов был проведен эксперимент: на протяжении некоторого количества дней со всех продуктов в магазине были сняты ценники. Человек мог взять любой понравившийся ему товар и заплатить за него на кассе ту цену, которую он считал надлежащей. Невероятно, но факт: магазин не только получил свою обычную норму прибыли, но и заработал в среднем на каждом товаре от 10 до 20 процентов его стоимости: данная модель, дополненная персонализированным контактом с кассиром, привела к таким удивительным результатам — люди стеснялись оценить товар слишком дешево и потому зачастую переплачивали.

Платеж по желанию породил и такой субтренд, как микроплатежи. Самым известным и успешным примером микроплатежей можно считать Farmville и ему подобные проекты, которые позволяют игроку пользоваться всеми возможностями игры совершенно бесплатно, однако таким образом стимулируют конкуренцию между участниками, что те добровольно начинают совершать микроплатежи – например, покупают за 15 рублей собаку, охраняющую посевы.

9. Игрофикация

В 1938 году свет увидел трактат крупного нидерландского мыслителя Йохана Хейзинги Homo Ludens («Человек играющий»). С этих пор мотив человека и игры волновал умы многих исследователей, включая таких авторитетных авторов, как Эрик Берн, Джон Нэш и Джон фон Нейман. Согласно социологии, игра представляет собой вид деятельности, носящий условный характер, необходимым условием которого является наличие воображаемой обстановки. В отличие от процесса купли-продажи и многих других повседневных бизнес-процессов, игра является процессом менее формальным и рутинным. Именно поэтому для многих компаний становится крайне важным превратить подавляющее число этапов коммуникации сотрудников с клиентами и между собой в увлекательную игру. Колоссальные возможности для этого дает уже много раз упоминавшийся на страницах книги Foursquare, начисляющий за каждый check-in баллы. Интересно в этой связи и специальное приложение от Google, стимулирующее корректно и грамотно пользоваться почтой: приложение начисляет баллы за каждое отправленное письмо и снимает их за большое количество непрочитанных или неудаленных сообщений. Стоит отметить, что если в последние годы важной становилась задача оформления социального ландшафта Интернета, то теперь, согласно руководителю SCVNR Сету Прибатчу, перед компаниями стоит задача формирования ландшафта игрового. Среди прочего, Прибатч отмечает и растущую важность игровых коммуникаций и в вопросах HR: «Если человек заслужит титул рыцаря-паладина 20 уровня, он будет работать усерднее».

Таким образом, значение игровых коммуникаций для любого инновационного бизнеса сложно переоценить: любая, даже самая рутинная, монотонная и однообразная работа может стать с помощью игровых коммуникаций интересным и увлекательным развлечением. И это не подмена поднятий в стиле Тома Сойера, призывавшего мальчишек красить забор, а полноценное изменение формата взаимодействия внутри компании, в ее front- и back-офисах.

 

10. Формирование экосистем

Частично данный тренд был описан выше при рассмотрении API как формы реализации в сети Интернет парадигмы R=G. В широком же смысле слова ключевым игроком на поле тренда формирования экосистем является Apple, который позволяет каждому не только разработать приложение для своих устройств, но и заработать на этом немалые деньги. Схожим образом действует и Mozilla — браузер, который постоянно дополняется и совершенствуется добровольцами по всему миру. Создание экосистем становится одним из ключевых факторов быстрого развития старт-апов. Кроме того, тренд развития экосистем порождает два субтренда.

Во-первых, это субтренд платформенности. Факт открытости API не всегда означает, что бизнес имеет платформенный характер. Например, операционная система Linux, хотя и имеет открытый код, в конкретном смысле слова не является платформой.

Почти у любого бизнеса может быть найден аналог API, которым можно поделиться со своими клиентами или партнерами в рамках реализации на практике парадигм N=1 и R=G.

 

Однако подавляющее большинство Интернет-бизнесов, отдающих свои API — платформы, позволяющие использовать всю совокупность имеющихся у них данных и кодов для создания любых дополнений и приложений. В парадигме раздачи API следует начать мыслить и компаниям, операционная деятельность которых протекает не в Интернете или не только в нем. В их случае речь, несомненно, будет идти не о программных ключах, а о данных совсем другого рода. Однако почти у любого бизнеса может быть найден аналог API, которым можно поделиться со своими клиентами или партнерами в рамках реализации на практике парадигм N=1 и R=G.

Во-вторых, это бум машапов, то есть сервисов, построенных на смешении чужих API. Ключевым преимуществом машапов является максимальная простота и кратчайшие сроки создания, а также возможности использовать в качестве аудитории молодого проекта уже существующую аудиторию сервиса, у которого взят исходный код. Примерами такого рода машапов являются Flicktrip, использующий API Flickr и геокоды. С помощью этого сервиса каждый пользователь может просмотреть фотографии, сделанные в той или иной точке земного шара пользователями Flickr. Также одним из наиболее интересных машапов является Twitter Earth, интегрирующего исходные коды Твиттера и Google Earth и позволяющего в режиме реального времени отсматривать твиты с привязкой к реальному месту, собирая тем самым геолокированные данные. Поскольку мы предположили, что возможно выделение данных, аналогичных по своей сути API, и для бизнесов, не основанных на Интернете, то можно предположить появление в ближайшем будущем не основанных на Интернете машапов.

 

11. Мимикрия под Human ОS

Представитель Google Creative Lab Дэвид Брайанд считает, что человек в своей деятельности опирается на результаты обработки данных, поступающих из внешней среды, которые создает так называемая Human ОS — механизм, аналогичный по принципам работы операционной системе компьютера, но имеющийся в имплицитном виде в сознании человека. Выше мы говорили о синтезе науки и бизнеса, отмечая, что классические каноны интерфейсов, разработанные и предложенные Якобом Нильсеном, больше не работают в связи с появлением новых технологий (прежде всего СSS3 и HTML5), а также в связи с взрывообразным ростом доли людей, имеющих устройства с технологией Touch-screen. Именно в отношении таких устройств Брайнан говорит о формировании нетипичных языковых систем в общении человека с машиной: встряхивание, листание, раздвигание, расширение-сужение и Интернет-на-кончиках-пальцев как коммуникационная парадигма. По его мысли, такого рода интерфейс крайне необычен для любой операционной системы, существовавшей доселе. Язык, на котором человек и машина начинают общаться, строится уже не на основе операционных систем машины, а на основе Human ОS, что делает его куда более простым и интуитивно понятным. Следуя данному тренду, Интернетстартапы должны выстраивать интерфейсы, исходя из данной логики. Это в значительной мере упростит процесс приобщения к компьютеру и полностью отменит необходимость длительного обучения взаимодействию с машиной с помощью таких неудобных, сенсорно и логически неочевидных посредников, как клавиатура, джойстик и мышь.

 

Понимание описанных выше трендов, конечно, не гарантирует успех бизнесу, однако заметно повышает возможности для того, чтобы внедрять во внутреннюю и внешнюю среды Инновационные решения и за счет этого добиваться конкурентного преимущества.

  Как ты уже прочитал, а может, и видишь впервые, у нас есть свой университет, университет будущего. Университет Idealogy. Сейчас я не стану расписывать, сколько всего хорошего и уникального тебя там ждет, просто зайди на сайт, и все поймешь: http://idealogy-school.ru

 

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

 

Я начал писать эту книгу в марте, а закончил в начале сентября 2011 года. Таким образом, для создания данного материала мне потребовалось порядка полугода. В основу данной работы был положен опыт, накопленный мной в рамках практической деятельности, а также многочисленных лекций. Содержание, перечень глав и даже название этой книги неоднократно подвергались пересмотру в процессе ее создания, а специфика жанра диктовала требование ежедневного обновления информации. За то время, что я писал эту книгу и даже за то время, которое Вы, смею надеяться, ее читали, мир совершил серию решительных скачков вперед.

В этой связи я заранее приношу свои извинения за то, что не могу привести наиболее полную и актуальную информацию по целому ряду вопросов. В то же время мной была предпринята попытка комплексно описать глобальные трансформации экономики, политики, менеджмента, образования, эйчара, коммуникаций, да и человека вообще. Приведенные в книге данные, наблюдения, выводы, гипотезы, несомненно, будут актуальны еще на протяжении некоторого времени, однако уже скоро — гораздо быстрее, чем Вы думаете! — они потребуют кардинального пересмотра.

Понимая это, я инициировал деятельность 6 научноисследовательских лабораторий, основная задача которых – глобальное прогнозирование вектора развития основных социальных сфер.

 

Если Вас не оставило равнодушным то, что Вы прочитали в данной книге, либо Вы имеете собственный взгляд на данные вопросы и хотите подробно разрабатывать свои концепции в полноценные фундаментальные исследования, я приглашаю Вас присоединиться к одной из этих лабораторий. Чтобы подробнее узнать о деятельности лабораторий, напишите мне на почту ibalahnin@gmail.com

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.