Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)
Взгляните на схему (Схема 1). Какие из приведенных характеристик Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее устойчивы для Вас?
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Будем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовосприятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное» Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе. 1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришедших в голову ответов. 2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов. 3. Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.
Упражнение «Я-идеальное» Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обнаружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д. Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
Схема 1
Анализ схемы. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения.Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть. Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения. Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
Успех Самоуважение = ——————— Притязания
Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина счастья».
Упражнение «Мои жизненные планы» Составьте для себя список желаемых результатов и расположите его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели? Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма «Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!». 1. Прочитайте текст. 2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны. 3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение. 4. Ещё раз прочитайте про себя. 5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще. Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!» Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение! Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив! Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое! На меня можно всегда положиться. Я не подведу! Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело. Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно. Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью. Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «Я-концепция»? 2. Каковы составляющие «Я-концепции»? 3. Чем помогает личности работа над «Я-концепцией»? 4. Какие дополнения можно внести в методику «Я-концепции»?
Рекомендуемая литература
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. Леви В. Искусство быть собой. М., 1977. Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|