Здавалка
Главная | Обратная связь

Последовательный контраст



Если посмотреть на солнце, а затем перевести взгляд на белую стену, то некоторое время видится тёмное пятно – это размытое изображение солнца на сетчатке. Последовательный контраст заключается также и в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое мы наблюдаем на последнем несвойственный ему оттенок. Учёные объясняют это остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цвета, ибо цветовое ощущение имеет длительность и продолжается некоторое время, когда предмет уже исчез. В результате, когда мы переводим взгляд с ярко-красной поверхности на серую или белую, то видим зеленоватый оттенок на светлом, т.е. наблюдается не красный, а дополнительный ему зелёный цвет. Можно с полной уверенностью сказать, что последовательный контраст – это результат цветного утомления глаза от воздействия на него цвета. Такое явление называется адаптацией.

Если цветовой раздражитель определённое время действует нам на глаза, то чувствительность к этому цвету начинает понижаться. Причём цветовое утомление тем больше, чем ярче и насыщеннее цвет. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста. Явление цветового контраста необходимо учитывать визажистам, особенно при работе над вечерним или подиумным макияжем, а также стилистам и парикмахерам при подборе цвета волос и одежды.

Последовательный контраст выражается и в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна.

 

Цвет поверхности

На первый взгляд кажется, что цвет предмета – это его неотъемлемое свойство, такое же, как размер, вес, форма. Однако при определённых условиях освещения жёлтый предмет может казаться оранжевым или зеленоватым, синий –чёрным или фиолетовым. При отсутствии освещения вообще все предметы будут казаться чёрными. Но, несмотря на незначительные изменения цвета, мы понимаем, что помидор – красный, а трава – зелёная.

Физической основой, определяющей цвет предмета, служит способность поверхности сортировать падающие на неё лучи света, т.е. какие-то лучи поглощать, а какие-то отражать, что и даёт поверхности цвет. Но отражение и поглощение зависят ещё от многих других стимулов, что делает практически невозможным увидеть цвет в чистом виде.

От спектрального состава отражаемого поверхностью света зависит и кажущаяся яркость. Все голубые, зелёные, фиолетовые тона делают поверхность темнее, а жёлтые и красные, наоборот, придают ей яркость. Жёлтое электрическое освещение добавляет красному насыщенности, оранжевый краснеет, жёлтый теряет свою насыщенность, сереет, а жёлто-синие становятся почти чёрными.

Художники-пейзажисты давно подметили, что зелёные листья при вечернем освещении слегка краснеют. Оказывается, листья поглощают не все красные лучи спектра, а лишь их часть, отражая другую И в то время как все зелёные предметы вечером темнеют, листья деревьев приобретают красноватый оттенок.

Поверхностный цвет – это цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета.

Пространственный цвет – это цвет удалённых от нас предметов, цвет разнообразных сред: неба, облаков, тумана, воды.

Плоскостным называется цвет, принадлежащий какой-либо плоскости, находящейся на таком расстоянии от глаза, что особенности её структуры глазом не ощущаются, но благодаря сочетанию своей формы и действию контраста она выделяется на каком-то фоне и воспринимается как плоскость. Например, можем видеть разные поверхности одинаково зелёного цвета – трава и фанера, на ней лежащая, – различить их издали невозможно. Эта неспособность глаза различать фактурные качества на расстоянии используется при маскировке.

По мере удаления от наблюдателя поверхностный цвет изменяется в зависимости от цвета той прозрачной среды, в которой он находится. Светлота будет понижаться у белого и жёлтого, и повышаться у тёмных. Кроме того, совокупность цветов в результате оптического смешения будет восприниматься как один результирующий цвет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.