Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Имидж детского движения



Имидж современного детского движения противоречив. Как показывают результаты социологических опросов, достаточно большой процент родительской и педагогической общественности связывает содержание деятельности детской общественной организации с решением задач «воспитания вообще», «сохранением здоровья», «стимулированием творчества», «развитием дополнительного образования». Все это еще раз подтверждает тезис о разночтении в понимании взрослым сообществом специфики детской общественной организации.

Очевидно также, что признание «феноменальной» природы детского движения (Л.В. Алиева, М.В. Богуславский, А.Г. Кирпичник, К.Д. Радина и др.) означает принципиальную возможность различных образов этого феномена социальной реальности, в котором проявляется пересечение интересов и потребностей различных субъектов: общества в широком социальном смысле слова, государства, семьи, социальных групп, отдельно взятого общественно активного взрослого и такого же социально ориентированного ребенка. Причем ребенок как субъект детского движения испытывает также различные социальные и витальные потребности, которые он стремится удовлетворить при помощи детской общественной организации: в социальной защите, в общественно-политической активности, в творческой самореализации, в игре, в образовании и пр.

Рассматривая детское движение как феномен, акцентируется синтез знания, опыта и понимания, реализуемого во взаимодействии людей (родителей, руководителей детских общественных организаций, чиновников, детей – участников и др.), обладающих своим субъективным миром, не всегда поддающимся управлению и контролю. Пониманию социальных феноменов способствует объяснение, интерпретации, многообразие которых рождается из многообразия фундаментальных, конечных по своей сути значений, на которых индивид выстраивает свое мировоззрение или миросозерцание и свою жизнь. Очевидно, и детская общественная организация может быть интерпретирована в различных контекстах, с точки зрения понимания различных смыслов (человеческих, общественных, религиозных и пр.), которые вкладываются в сам процесс детского движения. Следовательно, говорить об однозначном образе детской общественной организации не представляется возможным; каждый из образов «схватывает» какую-то часть, сторону этого феномена, но только взятые в совокупности, эти различные образы приближают нас к постижению его истинной, онтологической сущности.

Формирование образа чего-либо связано с субъективным переживанием, отношением человека к действительности. В словаре С.И. Ожегова образ определен как «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления…» Субъективность как элемент формирования образов применительно к нашей проблеме связан (среди прочего) с личным опытом участия (или неучастия) взрослых в детских общественных организаций. Если учесть, что последние 15–20 лет были не самым лучшим временем для развития детского движения в нашей стране, и личный опыт для большого числа взрослых был либо неудачным, либо его не было вообще, то можно понять негативное отношение к социальной направленности в отношении детских общественных организациях или ее игнорирование.

Нужно также признать специфику формирования межпоколенных отношений. Так, еще К. Ясперс писал о том, что взрослые люди ждут от молодежи того, что ими самими было потеряно. Не секрет, что поколение нынешних активных взрослых (родителей в том числе), сформировавшееся в сложное перестроечное и постперестроечное время, особенно остро переживает потерю качественного образования, качественного досуга и т.п. Возможно, поэтому для поколения детей наиболее значимым они видят ценности образованности, отдыха, индивидуального успеха, что само по себе нормально, но только не до конца позволяет удовлетворить потребности растущего человека в реализации своей социальной позиции как члена общества.

Весь перечень обозначенных проблем, связанных с представлением детской общественной организации в глазах взрослого мира, позволяет сделать вывод о существовании как минимум двух образов детского движения: нормативном и феноменологическом.

Нормативный образ детского движениясвязан с внешней оценкой его роли и места, которые определяются функциональными ожиданиями и представлениями структур и подсистем общества на макросоциальном уровне (носители образа – органы государственного управления, общественные, политические организации, законодательные структуры и т.д.). Подобный образ фиксирует детское движение с позиций «должного», «задаваемого извне»: «детское движение – подсистема общественной жизни», «детское движение должно регулироваться государством», «в детских общественных организациях должны принимать участие большинство детей и подростков» и т.д.

Феноменологический образ детского движениязадается в большей степени неосознаваемым, эмоциональным контекстом его восприятия взрослыми и детьми с позиции субъективно значимого, «желаемого», «возможного», «предпочитаемого» на уровне ощущений, воспоминаний, ассоциаций: «детское движение – это сфера самореализации и творчества любого подростка», «детская общественная организация – первый жизненный опыт ребенка, в котором он получает возможность признать свою общественную значимость», «участие в детском движении укрепляет чувство ответственности, сопричастности к миру других людей» и т.д.

Конструирование позитивного имиджа-образа детского движения в современных условиях должно учитывать возможности как нормативного, так и феноменологического восприятия. С точки зрения существования нормативного образа детского движения актуальны «идентификационные» меры, уточняющие гарантии, границы, права, способствующие утверждению социально-позитивного статуса участников детского движения. К ним могут быть отнесены: разработка нормативно-правовых документов, паспортизация детских общественных объединений и организаций, создание программных документов, социальное проектирование, научно обоснованное консультирование и экспертиза деятельности детских общественных организаций и т.д. Реализация этих мер возможна при задействовании механизмов функционально-ролевого взаимодействия, лежащих в основе деятельности государственных и общественных структур.

Феноменологический образ детского движения связан с изменениями ценностного характера в восприятии детского движения. Феноменологический образ детского движения актуализирует значимость форм и приемов межличностного взаимодействия. Проблема формирования позитивного эмоционального отношения к детскому движению опосредована, с одной стороны, позицией взрослых к социально активной деятельности детей; с другой стороны, осознанием детьми возможности реализации своей социальной активности среди взрослых. Возможность такого отношения может быть реализована через создание поля совместной, соучаствующей деятельности детей и взрослых, стимулирование интереса взрослых к деятельности детских общественных организаций, через признание субъективной значимости детского движения для развития растущего поколения, рекламно-информационные мероприятия (опыт такого привлечения родителей, например, показателен в программах детской общественной организации «Жулдыз» (Казахстан)).

Важно учесть специфику кризиса поколений, характерного для современной воспитательной ситуации. Причем к психологическому (традиционному) кризису отцов и детей сегодня добавился кризис ценностных ориентиров старшего и младшего поколений, вследствие чего картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка существенно, принципиально во многом различаются между собой. На практике это приводит к формированию ситуации, в которой (по М. Мид) младшие учатся не столько у старших, но в значительной мере у сверстников. Это чрезвычайно повышает значимость сообщества детей, влияния группы сверстников на формирование и развитие человека. Применительно к проблеме детской общественной организации это может стать основой влияния на сообщество взрослых через сообщество детей, расширяя поле детской самостоятельности и активности и тем самым актуализируя в глазах взрослого сообщества позитивность детских общественных организаций.

Возможность развития позитивного содержания образа детской общественной организации связана не только с актуализацией естественного потенциала функционально-ролевого или межличностного взаимодействия, свойственного нормативному и феноменологическому образам. Изменение образа может происходить благодаря влиянию на формирование представлений о целях и задачах детского движения, его возможностей за счет «экспертного» мнения сообщества взрослых (лидеров, руководителей, родителей, представителей общественности и пр.), участвующих в детском движении.

Таким образом, имидж детской общественной организации или объединения представляет собой устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения о ее престиже, качестве предлагаемой деятельности и репутации. Целесообразно говорить о существовании трех составляющих этого имиджа:

а) реальный имидж: восприятие организации целевой аудиторией (члены организации: дети и подростки, их родители, общественность), которое сложилось на текущий момент. В реальном имидже могут найти отражение обобщенные нормы функционирования группы родственных организаций и объединений («все современные детские общественные организации действуют в русле закона об общественных организациях); культурные, исторические и социальные стереотипы («детская организация – правопреемник пионерской организации», «самая старейшая детская организация – скаутская организация»); цели, ценности организации, представления об особенностях конкретного объединения («детские организации занимаются развитием лидерских качеств»);

б) желаемый имидж: продукт восприятия, образ, представление о себе, которое организация хотела бы сформировать у своей целевой аудитории и которое повышает эффективность достижения ключевых результатов («детская общественная организация – активный участник социальных преобразований», «детское движение обеспечит безопасность и позитивность социального развития подростка», «детское общественное объединение – среда для самореализации любого подростка»);

в) необходимый имидж: такое восприятие организации в обществе (представление о ней), которое действительно способствует эффективности достижения ее целей («детская общественная организация – ответственный социальный партнер», «участие в детском движении – необходимое условие социального развития ребенка»).

Представление об имидже детской общественной организации или объединения связано со стилеобразностью как характеристикой их деятельности. В стиле отражается наше отношение к тому, что мы делаем. Стилистика детского движения создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с социумом, стимулирует или затрудняет включение механизмов подражания, переноса. Приобретение собственного стиля способствует «узнаваемости» организации в социальной сфере, формирует дополнительные ресурсы к получению дополнительных эффектов деятельности. Стиль деятельности складывается под влиянием возрастных особенностей группы; контекста деятельности; степени включенности в общественные процессы; субкультурного присвоения (И.С. Кон, А.В. Мудрик). Очевидно, что социальная база детского движения создает условия формирования собственной субкультуры детского движения, позволяющей членам детского движения осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». С другой стороны, оформленность субкультуры детских организаций, выраженность ее отдельных признаков (к примеру, моды, специфического языка, фольклора) становится основой для формирования имиджа всего детского движения или организаций его составляющих.

Деятельность по созданию позитивного имиджа предполагает наличие соответствующей мотивации. Первый источник мотивации связан с решением внутренних психологических проблем, с самовыражением. Это потребность в повышении психологического статуса членов организации и степени удовлетворенности принадлежностью к ней за счет высокого статуса самой организации. Второй источник основан на представлении об имидже как средстве социально-психологического влияния. Для организации – это потребность в решении таких проблем, как привлечение новых членов, расширение сферы деятельности, формирование поддержки деятельности со стороны общественности и государственных органов.

Имидж организации существует в массовом сознании людей, на уровне предчувствий, предположений, ощущений, догадок всех людей, контактирующих с организацией. Поэтому при разработке презентационных материалов, программ по созданию имиджа детских общественных объединений важно четко определять их целевое назначение:

- для кого разрабатываются эти документы;

- являются ли они частью общей программы деятельности организации или выступают как одна из форм планирования;

- носят ли внешний информационный характер;

- на какую группу лиц рассчитаны.

К примеру, можно учесть, что для учащихся младшего школьного возраста, младших подростков важен образ взрослых организаторов детского движения; для старших подростков – образ старших товарищей-«выпускников» организации, лидеров; для родителей – представление о стиле деятельности организации, о содержании акций, о внешнем признании, безопасность среды ДОО.

Построение имиджа детской общественной организации, как ее «эмоционально окрашенного» образа, сознательно сформированного, обладающего целенаправленно заданными характеристиками и призванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума, предполагает решение ряда задач:

1) изучение общественного мнения внутри организации с целью выяснения удовлетворенности ею членами организации, родителями;

2) распространение новостей, связанных с развитием процессов организации: участия в общественной жизни, позитивном отношении внешних сил;

3) обеспечение освещения событий в деятельности организации: установление эффективной обратной связи с внешней средой (решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: «мнение больше определяется событиями, чем словами»);

4) разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать жизнедеятельность детской общественной организации, демонстрировать ее достижения.

Оформление и представление информационных материалов должно осуществляться с учетом выработанных критериев, к которым относят: коммуникативную целесообразность, учитывающую возрастные характеристики; уровень образованности; языковую правильность (произносительная, словоупотребительная, грамматическая правильность); содержательность, лаконичность; оптимальность цветового решения; интегративность, целостность.

Обобщенные содержательные компоненты информационных материалов, предназначенных для внешнего представления, могут содержать:

• Адрес ДОО: контакты, место расположения организации, возможность до нее доехать общественным транспортом.

• Фамилия, имя и отчество взрослых организаторов, руководителей, кураторов и пр.

• Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития ДОО, изменения ее статуса.

• Миссия ДОО. Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида ДОО. В миссии должна быть отражена специфика контингента участников организации или объединения.

Обращение к проблеме формирования позитивного образа (имиджа) детской общественной организации в современных условиях становится важной задачей, т.к. способствует расширению позитивного отношения к детской организации со стороны взрослого сообщества в целом, а также развивает внутренний потенциал совместной, соучаствующей деятельности детей и взрослых для решения проблем социального общежития.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.