Здавалка
Главная | Обратная связь

В федеральных органах государственной власти



Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности государственного управления на основе общей информационно- технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Государственная политика в сфере использования ин-формационных технологий направлена на решение следующих основных задач.

1. Реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении:

• разработка и реализация государственных программ и проектов;

• формирование единого механизма межведомственной координации в области создания информационных систем, в том числе государственных информационных ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития.

2. Формирование информационных ресурсов и организация доступа к ним:

• централизованное создание государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ;

• развитие единой защищенной информационно-теле-коммуникационной инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;

• обеспечение гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;

• организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий.

3. Разработка и совершенствование информационного законодательства и практики его применения:

• совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;

• правовая защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;

• разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти.

4. Создание условий реализации государственной ин-формационной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти:

• обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;

• создание единой системы управления, мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;

• реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения.

№26 Приоритетные направления реализации Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти

Приоритеты в использовании информационных технологий в сфере государственного управления уточняются на регулярной основе в соответствии с актуальными задачами на разных этапах информатизации. На ближайшую и среднесрочную перспективу приоритетными направлениями в области использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти являются комплексы планируемых мероприятий в конкретных областях модернизации развития страны:

• в области социально-экономического развития;

• в сфере государственного управления;

• по обеспечению информационной открытости;

• в области обеспечения информационной безопасности.

Приоритеты в области социально-экономического раз-вития. В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяются следующие приоритеты использования информационных технологий:

• в бюджетной и налоговой сферах: повышение эффективности бюджетного процесса и налогового администрирования, предоставление доступа гражданам и организациям к открытой информации о федеральном бюджете, формирование и представление налоговых деклараций в электронном виде;

• в сфере рынка земли и недвижимости: формирование единого кадастра объектов недвижимости и обеспечение доступа к нему граждан и организаций, а также организация электронного документооборота между всеми участниками процесса регистрации и учета сделок с объектами недвижимости;

• в сфере развития телекоммуникационной инфраструктуры. создание условий для обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам, развитие сети пунктов общественного доступа граждан к государственным информационным ресурсам;

• в сфере развития науки и инноваций: развитие системы научно-технической информации, создание реестров научных организаций, системы учета и анализа результативности их деятельности, обеспечение доступа к информации о результатах финансирования науки и инноваций за счет средств федерального бюджета;

• в сфере здравоохранения-, создание систем мониторинга состояния здоровья населения, систем персонифицированного учета медицинских услуг, внедрение технологий телемедицины;

• в сфере образования, повышение качества образования, обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников;

• в сфере культуры: совершенствование системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, создание системы учета культурных ценностей и перевод библиотечного фонда в электронный вид, развитие информационного сервиса библиотек;

• в сфере национальной безопасности: создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, природного и террористического характера в отношении объектов инфраструктуры и населения, систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы проведения оперативно-розыскных мероприятий, криминалистической деятельности.

Приоритеты в сфере государственного управления. В соответствии с основными направлениями административной реформы приоритетами использования информационных технологий в сфере государственного управления являются:

1) повышение эффективности реализации правоустанавливающих функций государства и совершенствование механизмов государственного регулирования на основе создания и развития: систем информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти; ситуационных центров и систем прогнозирования и моделирования угроз социально-экономическому развитию Российской Федерации; единой системы регистрации и распространения нормативных правовых актов, системы обеспечения законодательной деятельности, обеспечивающей размещение электронных версий документов;

2) повышение эффективности правоприменительной деятельности федеральных органов государственной власти на основе создания и развития: систем, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации и доступа граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций; пунктов общественного доступа к информационным ресурсам и др.;

3) повышение эффективности выполнения контрольных и надзорных функций на основе создания и развития систем: мониторинга эффективности правоприменительной деятельности; информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений; информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства;

4) повышение эффективности управления ресурсами федеральных органов государственной власти на основе создания и развития систем: анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе документационного обеспечения их деятельности, электронного документооборота на основе электронных административных регламентов и др.;

5) рост квалификации государственных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования государственных служащих, системы управления знаниями.

Приоритеты по обеспечению информационной открытости. Повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создание механизмов общественного контроля их деятельности обеспечивается путем создания:

• общегосударственных информационных ресурсов с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;

• инфраструктуры пунктов общественного доступа к информации о деятельности федеральных органов госу-дарственной власти и государственным информационным ресурсам;

• единой системы навигации в сети Интернет по общегосударственным информационным ресурсам;

• системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями;

• механизмов обучения граждан в области их прав и возможностей использования информационных технологий при взаимодействии с федеральными органами государственной власти.

Приоритеты в области обеспечения информационной безопасности. Обеспечение необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении:

• единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов;

• сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации;

• криптографических средств защиты информации, систем и ресурсов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Деятельность федеральных органов государственной власти в области обеспечения безопасности информации, подлежащей обязательной защите, регулируется нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке. Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно- технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти являются:

• обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности;

• разработка модели угроз информационной безопасности;

• обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

• совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты государственных информационных систем и ресурсов;

• создание физически обособленного телекоммуникационного сегмента специального назначения, обеспечивающего возможность обмена в электронном виде информацией, содержащей государственную тайну и др.

№27 Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти

Государственная политика в области использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти основана на следующих основных принципах:

1) подчинение процессов использования информационных технологий решению приоритетных задач социально- экономического развития, модернизации системы государ-ственного управления, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;

2) определение направлений и объемов бюджетных расходов в области использования информационных технологий в государственном управлении на основе конкретных результатов и показателей эффективности деятельности федеральных органов государственной власти;

3) консолидация бюджетных средств на создании госу-дарственных информационных систем, имеющих важное социально-экономическое и политическое значение;

4) централизованное создание общих для федеральных органов государственной власти элементов информационно- технологической инфраструктуры;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти;

6) согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационных технологий на всех уровнях;

7) открытость и прозрачность использования информа-ционных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

8) исключение дублирования бюджетных расходов на создание государственных информационных ресурсов и систем;

9) унификация элементов информационно-технологической инфраструктуры, использование типовых решений при создании государственных информационных систем федеральных органов государственной власти.

Механизмы реализации единства государственной ин-формационной политики в области использования инфор-мационных технологий включают в себя совокупность сле-дующих действий:

1) по формированию уполномоченных и координационных органов по обеспечению единства использования информационных технологий;

2) разработке мероприятий в форме программ, проектов и планов финансового и материального обеспечения;

3) осуществлению мониторинга использования инфор-мационных технологий;

4) разработке целевых показателей эффективности реа-лизации государственной политики в области.

В состав уполномоченных и координационных органов по обеспечению единства использования информационных технологий входят:

1) федеральные органы государственной власти в соот-ветствии с возложенными на них функциями обеспечивают определение стратегических целей и приоритетов использования информационных технологий в своей деятельности, подготовку проектов и обоснование объемов бюджетного финансирования, эффективное управление их реализацией, а также назначение должностных лиц, ответственных за организацию этой деятельности;

2) уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере информационных технологий, которые обеспечивают:

• разработку нормативных правовых актов и стандартов, регулирующих применение информационных технологий в государственном управлении,

• надзор за их исполнением,

• координацию создания общей информационно-техно- логической инфраструктуры федеральных органов государ-ственной власти, государственных информационных систем и ресурсов, имеющих межведомственный характер,

• контроль эффективности бюджетных расходов в этой сфере;

3) координационные (совещательные) органы по вопросам реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти обеспечивают:

• рассмотрение и согласование приоритетов, государ-ственных программ и проектов в этой сфере,

• проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и стандартов,

• предложений об объединении закупок в сфере инфор-мационных технологий для нужд федеральных органов государственной власти.

Порядок составления, обоснования, финансирования и выполнения государственных программ и проектов ис-пользования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, а также механизмы управления их реализацией определяются на основе единого методического руководства по использованию информационных технологий в деятельности указанных органов.

Разработка мероприятий. Основным механизмом реализации единой согласованной государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

Программа включает в себя мероприятия по развитию и гармонизации законодательной и методической базы, регламентирующей порядок использования информационных технологий в сфере государственного управления, по формированию единой инфраструктуры информационно- технологического обеспечения федеральных органов госу-дарственной власти, созданию общегосударственных ин-формационных ресурсов, созданию межведомственных государственных автоматизированных информационных систем и повышению квалификации государственных служащих в сфере использования информационных технологий.

Создание, развитие и обеспечение функционирования государственных информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти осуществляются в рамках ведомственных программ использования информационных технологий. В случае если планируемая стоимость реализации отдельных проектов использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти превышает нормативно установленный объем, решение о выделении необходимых средств принимается по результатам проведения межве-домственной технико-экономической экспертизы.

Приоритеты и порядок финансирования государственных проектов определяются по результатам оценки возможного экономического эффекта, социальной значимости их реализации, а также объема ресурсов, необходимых для их реализации.

В целях повышения эффективности управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль эффективности выполнения государственных программ и проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в информационных технологиях, формируются предложения по корректировке государственной политики в сфере информационных технологий.

 

Целевые показатели эффективности реализации Кон-цепции. Государственная политика, сформулированная в Концепции, нацелена на достижение высоких результатов и показателей эффективности.

Управление использованием информационных технологий и выполнение мероприятий по реализации основных положений Концепции необходимо обеспечить на уровне федеральных органов государственной власти в соответствии с положениями об этих органах. В результате реализации Концепции до 2010 г. ожидается:

1) утверждение основополагающих стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

2) внедрение информационных технологий, обеспечивающих для федеральных органов государственной власти возможность интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций;

3) подключение федеральных органов государственной власти и их территориальных управлений к единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуре, формируемой для государственных нужд;

4) интеграция ведомственных информационных систем на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и электронного взаимодействия федеральных органов государственной власти между собой, с населением и организациями;

5) внедрение систем электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи в федеральных органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне;

6) внедрение в федеральных органах государственной власти и их территориальных подразделениях комплексных информационных систем управления кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами;

7) повышение квалификации пользователей и обслужи-вающего персонала по использованию информационных технологий, организация обучения государственных служащих федеральных органов государственной власти на специальных курсах повышения квалификации;

8) формирование основных государственных информа-ционных ресурсов, характеризующих ключевые объекты государственного управления, а также обеспечение доступа к ним на межведомственном уровне;

9) обеспечение поэтапного перевода открытой архивной информации федеральных органов государственной власти в электронный вид;

10) обеспечение доступа граждан к информации о дея-тельности федеральных органов государственной власти;

11) обеспечение основных потребностей федеральных органов государственной власти в персональных компьютерах, серверах, периферийном оборудовании, локальных сетях, компьютеризированной телефонии, а также в базовом и прикладном лицензионном программном обеспечении;

12) применение сети Интернет в деятельности федеральных органов государственной власти;

13) увеличение доли программных продуктов отечественного производства, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти.

 

№28 Понятие электронного правительства

В тексте Концепции термин «Электронное правительство» определяется как новая форма деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Характерные признаки «Электронного правительства»:

1. Новая форма организации деятельности органов государственной власти. Новизна формы деятельности государственных органов связана с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в частности, с созданием автоматизированной информационной системы сбора, обработки, хранения и использования массива информации по различным областям человеческой деятельности. Такие массивы (информационные ресурсы) являются исходной информацией для предоставления публичных услуг. Названная система станет новым инструментом взаимодействия органов государственной власти между собой и с гражданами или организациями.

2. Качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Оперативность предоставления публичных услуг (значительное сокращение сроков) и их удобство будет обеспечиваться за счет автоматизации всех информационных процессов не только в части получения организациями и гражданами государственных услуг, но и в предоставлении информации о деятельности государственных органов.

Формирование «Электронного правительства» в Российской Федерации стало возможным благодаря существованию ряда предпосылок.

Во-первых, это широкое распространение информаци-онно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности: социально-экономической сфере, государственном управлении, реальном секторе экономики, бизнесе и электронной коммерции, здравоохранении, образовании и науке, в повседневной жизни. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокра-щает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности.

Во-вторых, это достижение определенного уровня информатизации органов государственной власти. Практически завершен этап первоначального оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно- технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

В-третьих, в настоящее время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недостаточными темпами развивается инфраструк-тура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам в сети Интернет и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме.

В-четвертых, действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах. Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информаци-онных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ организаций и граждан к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.

В-пятых, инфраструктура информационного взаимодействия государственных органов еще несовершенна и находится в процессе реформирования. Практически отсутствует инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов госу-дарственной власти.

 

№29 Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию электронного правительства

Целями формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» являются:

1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти (далее — официальной информации) и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

3) повышение качества административно-управленческих процессов;

4) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности «Элек-тронного правительства» при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

1) развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к официальной информации, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.

Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования «Электронного правительства» на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:

1) развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан

к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий

В целях расширения возможности удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивается:

1) развитие сайтов государственных органов в сети Интернет, полнота и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;

2) формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет официальной информации и предоставляемых государственных услугах организациям и гражданам;

3) создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами;

4) создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации для размещения их сайтов в сети Интернет.

Сайты государственных органов в сети Интернет обеспечивают:

1) оперативное размещение информации, связанной с деятельностью органа, его организационной структурой, адресно-справочной информации, нормативных правовых актов и др.;

2) оперативный доступ к открытой информации, содержащейся в информационных системах;

3) публикацию сведений о предоставляемых государственных услугах и условиях их получения, включая регламенты их предоставления, бланки форм, анкет и заявок, справочных и методических рекомендаций по их заполнению и сдаче, разъяснений для неподготовленных категорий граждан;

4) организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

5) обратную связь и обработку обращений граждан.

Для обеспечения доступа граждан к официальной информации и предоставляемым им государственным услугам создается инфраструктура общественного доступа к официальной информации и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде. Центры общественного доступа создаются на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библио-тек, на базе пунктов коллективного доступа, организуемых в рамках реализации механизма оказания универсальных услуг связи. Кроме того, центры общественного доступа или информационные терминалы могут устанавливаться в органах исполнительной власти, оказывающих государственные услуги организациям и гражданам.

В центре общественного доступа к официальной информации и оказываемых государственных услугах, размещаемой в ведомственной информационной сети или сети Интернет, могут содержаться автоматизированные рабочие места или информационные терминалы, подключенные к сети Интернет или ведомственной информационной сети.

В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с государственными органами создается единая информационно - справочная система. Основой справочной системы станет единый реестр государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, включающий информацию об условиях их получения, а также общий справочник общественных приемных, центров приема и обслуживания граждан государственными органами. Единая информационно- справочная система предназначена для обработки запросов со стороны граждан, поиска и определения ответственного государственного органа за предоставление государственной услуги, а также доведения этой информации до сведения заявителя в режиме реального времени.

Система обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации включает единый федеральный ин- тернет-портал государственных услуг.

Федеральный интернет-портал государственных услуг обеспечивает через единую точку доступ организаций и граждан к реестру государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, предоставляет организациям и гражданам единый интерфейс доступа к официальной информации и получению государственных услуг с возможностью перехода на сайт в сети Интернет органа, ответственного за предоставление конкретной госу-дарственной услуги, или на единый интернет-портал (региональный портал государственных услуг) государственных органов субъектов РФ.

Предоставление государственных услуг с использованием ИКТ

1. Предоставление публичных услуг на базе многофункциональных центров.

В целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами предполагается создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональные центры).

Многофункциональные центры создаются для обеспечения предоставления комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по принципу «одного окна». При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), происходит без участия заявителя. Многофункциональные центры выполняют возложенные на них функции в соответствии с Концепцией.

Взаимодействие органов государственной власти с получателями государственных и муниципальных услуг производится лично, по телефону, с помощью электронной почты, а также посредством сети Интернет (в том числе через интернет-портал государственных услуг) и через информационные киоски (инфоматы), расположенные в многофункциональном центре.

В целях распространения практики создания многофункциональных центров предполагается разработать единые требования, определяющие комплексы взаимоувязанных государственных услуг, соответствующие им типовые инфраструктурные решения и организационно- административные модели взаимодействия представителей различных органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках функцио-нирования центров.

2. Предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет. В рамках организации взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в процессе предоставления государственных услуг предусматривается также широко использовать возможности современных сетей передачи данных, в том числе сети Интернет. Перевод взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами в электронную форму позволит сократить время предоставления государственной услуги и снизить издержки, связанные с личным обращением граждан в органы государственной власти.

В настоящее время уже определен перечень государственных услуг, подлежащих первоочередному переводу в электронный вид. Критерием отбора являются социальная и общественная значимость государственной услуги, а также социально-экономический эффект от ее перевода в электронный вид.

№30 Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия

Автоматизация процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, а также обеспечение доступа к ним других государственных органов требуют создания единой информационно- технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности. В этих целях обеспечивается:

• создание единой межведомственной сети обмена данными, которая объединит ведомственные и региональные информационные сети и обеспечит возможность передачи данных в электронной форме на межведомственном уровне;

• формирование общероссийского государственного информационного центра.

Единая межведомственная сеть обмена данными является территориально распределенной, охватывающей практически всю территорию Российской Федерации технологической системой, обеспечивающей обмен информации между федеральными органами исполнительной власти (включая их территориальные подразделения) и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также возможность присоединения существующих ведомственных сетей федеральных органов государственной власти, региональных сетей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и сетей хозяйствующих субъектов с целью обеспечения межведомственного обмена.

В состав сети также входят узлы доступа к сети Интернет, которые позволят осуществить доступ организациям и гражданам посредством сети Интернет к государственным информационным ресурсам и услугам «Электронного правительства» с обеспечением подлинности и целостности передаваемой информации.

При этом сеть обеспечивает возможность передачи информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, с выполнением требований по обеспечению информационной безопасности на сетевом уровне.

Общероссийский государственный информационный центр. В целях автоматизации процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами, а также обеспечения доступа к ним органов государственной власти формируется общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ).

Общероссийский государственный информационный центр представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую информационное взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде.

Деятельность ОГИЦ осуществляется в соответствии с задачами и принципами, определенными Концепцией формирования «Электронного правительства».

 

№31 Механизм и условия реализации Концепции формирования электронного правительства

В условиях перехода государственных органов на программно-целевые методы планирования, принципы проектного управления и систему ключевых показателей обеспечивается широкое внедрение современных информационно-аналитических систем управления деятельностью органов государственной власти.

Совершенствование информационно-аналитического обеспечения государственного управления и создание единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений в деятельности органов государственной власти.

В рамках развития системы предполагается обеспечить создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор и обработку информации, необходимой для осуществления эффективного мониторинга, а также ситуационных центров для анализа собираемой информации, подготовки управленческих решений, прогнозирования и моделирования развития ситуации в отдельных сферах.

Формирование нормативной правовой базы предполагается направить на обеспечение правовых условий создания и деятельности «Электронного правительства», создание правовой основы для обеспечения эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в этой сфере.

В целях повышения эффективности государственного управления вводится защищенная технологическая система межведомственного электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный информационный и документационный обмен между администрацией Президента РФ, аппаратом Правительства РФ, палатами Федерального Собрания РФ и федеральными органами исполнительной власти. При этом должна быть гарантирована достоверность и целостность передаваемой информации.

Также определяются организационные требования к порядку функционирования информационных систем, используемых при оказании государственных услуг. Совершенствование нормативной правовой базы позволит устранить отставание законодательства РФ в этой области от потребностей общества и характера общественных отношений, а также создать целостную правовую систему и гармонизировать законодательство РФ с общепризнанными нормами и принципами международного права.

 

№32 Основные этапы формирования электронного правительства

• I этап — завершение размещения информации о госу-дарственной услуге и исполнении государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале;

• II этап — завершение размещения на едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги и исполнения государственных функций, обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;

• III этап — обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг и исполнения государственных функций представлять документы в электронном виде с использованием единого портала услуг и функций;

• IV этап — обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала услуг и функций мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции;

• V этап — обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале услуг и функций, если это не запрещено Федеральным законом.

 

№33 Общая характеристика информационной системы обеспечения







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.