Здавалка
Главная | Обратная связь

Русская колонизация Сибири в XVII-XVIП вв.



1. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока России на момент начала русской

колонизации.

2. Опорные пункты русской колонизации Сибири в ХУП-ХУШ вв. Великий Сибирский

водный (речной) путь.

3. Источники формирования русского населения Сибири. Социальный состав русского

населения Сибири в конце XVII в.

4. Управление Сибирью в XVII-XVIII вв. Иерархия служилых людей в Сибири.

Коренные народы Сибири и Дальнего Востока России на момент начала русской

колонизации.

В XVII в. на севере Сибири от Урала до Енисея проживали ханты (остяки); по правым

притокам нижнего и среднего Енисея — эвенки (тунгусы); по Лене — соха (якуты); по

Ангаре до Байкала — буряты; между Тоболом и Иртышом и по верховьям ИртышаиИшима—

калмыки; в верховьях Оби и Енисея — киргизы. Кроме перечисленных, на севере Сибири__проживали манси (вогулы), а на юге (в Енисейской и Томской губерниях) — кузны, телеуты

и аринцы. Большинство аборигенных племен Сибири вели кочевой или полукочевой образ

жизни. Якуты на средней Лене, буряты у Байкала и эвенки (тунгусы) в Даурии (в Забайкалье

и на Амуре) имели постоянные поселения и управлялись наследственными старейшинами

(князцами). В XVII веке эти племена признали подданство русского царя или находились в

сфере влияния политики русского правительства.

В южной части Сибири по верховьям Иртыша, Оби, Енисея и Селенги, где условия

для занятия скотоводством были более благоприятные, чем в северной части Сибири, роды

объединялись в племена и управлялись наследственными ханами, тайшами, князцами.

Кочевые племенные объединения во второй половине XVII века, территория которых

примыкала с юга к владениям России в Сибири (с запада на восток), были следующими: а)

киргизы-кайсаки, кочевавшие, главным образом, по Сырдарье; б) ойраты (джунгары,

черные калмыки) — около озера Зайсан на верхнем Иртыше и на запад до реки Или; в)

монголы — около Телецкого озера, из которого вытекает Бия, и верховьях Оби; г) киргизы — в верховьях Енисея; д) монголы — в верховьях Селенги, включая Ургинские владения (с 1924

г. Урга — г. Улан-Батор); е) монголы — по р. Керулен. Далее, на востоке и юго-востоке,

расселялись маньчжуры и китайцы.

Небольшие по численности племена Сибири приводились в подданство Русского

государства в большинстве случаев мирным путем: обыкновенно посылался кто-либо из

служилых людей (казаков); князцу, главе рода предлагали незначительные подарки

(принадлежности для охоты, блестящие безделушки — корольки, бусы и т. п.); обещая

царскую милость, защиту от врагов и подарки, казаки приглашали вождя или старейшин

родов князя принять русское подданство и платить ≪белому царю ясак≫ (подать). Принявшие

русское подданство племена Сибири в XVII столетии назывались ≪ясачными людьми≫ (до

революции 1917 г. входили в социальную категорию /сословие/ — ≪инородцы≫).

Обыкновенно местная администрация тратила десятую часть собранного ясака на

одаривание вождей и местных старейшин.

До принятия русского подданства местные племена Сибири находились в постоянной

вражде между собой, которая нередко продолжалась и после подчинения их русской

администрации. Если они иногда и объединялись для совместных действий против русских,

то эти политические союзы обладали крайней непрочностью: нередко среди них находились

перебежчики, открывавшие планы восставших сородичей русским воеводам и

администрации.

Когда русские служилые люди в XVII в. стали осваивать территорию Сибири,

местные племена находились на различной стадии эволюции родовых отношений. В своем

большинстве аборигены Сибири проживали кочевыми и полукочевыми родовыми общинами

численностью от 100 до 300 семей каждая. Соответственно, каждый племенной род

отстаивал интересы только своего рода. Русским казакам и другим служилым людям, в

случае военного противостояния с аборигенами, приходилось бороться, как правило, только

с одною родовою общиною, которая могла выставить не более 500 воинов, вооруженных

луками и копьями. На стороне русских выступали большие воинская выучка и опыт, наличие

и умение обращаться с огнестрельным оружием; на стороне коренных жителей Сибири —

искусство метко стрелять из лука и хорошее знание местности. Однако в сражениях

аборигены стреляли, чаще всего, издалека, опасаясь огнестрельного оружия и пушек

(≪огненного боя≫). Племенные ополчения не могли успешно противостоять даже сотни

русских казаков, вооружённых огнестрельным оружием. Полк же служилых русских людей

*

Ойраты (джунгары, чёрные калмыки) —средневековое название группы западно-монгольских

племен (дербеты, байты, торгуты, олёты, захчины и др.). В 1630-е гг. образовали Ойратское (Джунгарское)

ханство в Джунгарии (часть территории современного Северо-Западного Китая), которое в 1757-1758 гг.

завоевано Цинской империи. Поселившиеся в XVII в. на территории Русского государства ойраты стали

называться калмыками.__

численностью в 500-600 человек, вооружённый огнестрельным оружием и оснащенный

пушками, в условиях Сибири XVII века представлял собой мощную боевую единицу.

Русская колонизация не затронула ни верований, ни быта, ни традиционного уклада

хозяйствования народов Сибири. Правительство строго запрещало насильственно-крестить

инородцев; суд над ними чинили родовые князцы, мурзы и старейшины на основании их

родовых обычаев (даже торговлю людьми между инородцами русские власти не

преследовали, закрывая на нее глаза).

Подчинённость племён Сибири выражалась несением ряда повинностей: их верстали

в служилые люди (казаки), они пахали государеву пашню, на них возлагалась ямская служба,

но большинство платило просто ясак . В служилые люди из инородцев верстались

преимущественно татары и все крещеные инородны. Число пашенных инородцев, которых

местная русская администрация принуждала засевать пашню, стремясь распространить

земледелие за Уралом, было невелико. Ясак собирался различными методами: то с волости,

то с человека, то по родам; его платили только мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Старые и

увечные были освобождены от всяких повинностей. Каждый ясачный женатый инородец

(Обской речной системы) платил 10 соболей, холостой — 5. Однако если принять в расчет

нередкие злоупотребления местной администрации при сборе ясака (бракованную или

заниженную оценку принимаемой мягкой рухляди), то оказывалось, что ясачный человек

платил свыше установленного в два-три раза. Недоимки по выплате ясака постепенно

накапливались, что нередко провоцировало бунты и мятежи среди коренного населения

Сибири2.

Однако в целом налоговая политика Московского государства в отношении

инородцев проводилась более мягкими методами, чем в отношении тяглового русского

населения. С русских пашенных крестьян и посадских людей подати собирались ≪правежем≫

(взыскание долга, денег с истязанием), за проступки их ≪били кнутом нещадно≫; в

отношении же инородцев воеводам в Сибири было наказано ≪выбирать с ясачных людей

мягкую рухлядь ласкою, а не жесточъю и не правежем≫. В конечном итоге успех русской

колонизации Сибири во многом зависел от установления взаимных добрососедских

отношений между пришлым русским и местным аборигенным населением.

Опорные пункты русской колонизации Сибири в ХУП-ХУШ вв.

Началом русской колонизации Сибири считается поход казачьего атамана Ермака

(1581-1584) в ходе которого был разгромлен осколок Золотой Орды — Сибирское ханство

хана Кучума, а территория его государства вошла в состав Московского царства (России).

С конца XVI - начала XVII вв. русская колонизация Сибири осуществлялась из

междуречья Оби и Енисея в Прибайкалье и дальше на северо-восток Евразии, в Якутию. В

ходе неё русские основывали опорные военно-стратегические пункты — остроги и зимовья

(курные избы), линия которых разделила территорию Сибири на две части — северную и

южную.

*

' Ясак — вид натурального налога, которым облагались в Московском (Русском) государстве и в

Российской империи (до революции 1917г.) коренные народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и который

взимался, главным образом, пушниной (≪мягкой рухлядью≫) — соболем, горностаем, куницей, песцом,

лисицей, белкой. Ясак являлся внешним выражением подданства Русскому государству.

2 В 1606-1607 гг. пелымские манси и ханты планировали захватить и разорить Березов, заговор был

открыт, зачинщики казнены. В 1608 г. замышлялся бунт в Нарыме; в 1609 г. ханты, манси и татары пытались

разрушить Тюмень; в 1610 г. ногайцы разорили в Тюменском округе окрестности Исети. В 1612 г. ханты и

манси осаждали и пытались сжечь Пелым; в 1616 г. сургутские ханты убили 30 казаков; в 1622 г. киргизы

разорили Томский округ. В 1624 г. кузны с телеутами отказались платить ясак, тогда же телеуты, разоряя все на

своем пути, подступили к Томску. В 1628 г. киргизы с аринцами напали на Красноярск. В 1630 г. Аблай, внук

Кучума, разорил Томский округ; а в 1633 г. разорил (сжег) слободы Чубарову и Верхненицинскую. В 1634 г.

калмыки опустошили Тюменский округ. (Васильев А.П. Забайкальские казаки: Исторический очерк в 3 томах. -

Благовещенск, 2007. Т. 1. Приложение. С. 280. [Репринтное воспроизведение издания, опубликованного в Чите

в 1916-1918 гг.]).

7__

Остроги – деревянные укрепленные пункты (городки) в форме квадрата (прямоугольника), обнесённые тыном (деревянным частоколом с острым верхом) с

рублеными стенами (40-50 м длиной и с отверстиями — надолбами) и башнями с вышками

для стрельбы по противнику. Некоторые из острогов со временем превращались в крупные

населённые города Сибири и служили новыми исходными пунктами для дальнейшей

колонизации. [В России ХУ1П-Х1Х вв., после того как остроги потеряли военное значение,

острог — тюрьма, обнесенная стенами].

В тайге, в отдаленных от острогов местах, русские казаки и промышленники ставили

зимовья — курные избы1 с глиняными печами; их окна делались из слюды или льда; изба

иногда огораживалась; около нее, в отличие от зимовий аборигенов, ставился деревянный

православный крест. Казаки за ясаком и промысловики за зверем по тайге зимою ходили на

лыжах, олени или собаки везли нарты2 с припасами; летом — на лошадях или по рекам на

бусах3. Нередко зимовья разрастались в деревни, поселки, остроги.

*

Курная(черная изба) – русская изба с печью без трубы; дым из печи выходит из устья печи поступает в волоковое оконце, при этом дым частью остается в комнате и попадает в сени через двери. Курной

— дымный, смрадный, закопченный.

2 Нарты — узкие, длиною до 4 м, сани.

Буса — большая долбленая лодка с острым носом, тупой кормой и округлым днищем, с набивными

досками на бортах.

Год основания

1586г. Тюмень

1587г. Тобольск (главный город Сибири XVI — XVII вв.)

 

1593г. Березов, Сургут, Талым

1594г. Тара

 

1598г. Верхотурье

 

 

1600г. Туринск

 

1601 г. Мангазея

 

1604г. Томск

 

1609г. Туруханск

 

1618г. Кузнецк

Маковский острог

 

1619г. Енисейск (главный город Восточной Сибири в ХУП-ХУШ вв.)

 

1628 г. Красноярск

 

1632г.

Якутск (казачий голова Пётр Бекетов)

 

1638г. Верхоянский острог

 

1641 г. Верхоленский острог

 

1644 г. Нижнеколымский острог

 

1647г. Ленский острог

 

1648 г. Анадырский острог (в 1648 г. якутский казак Семён Дежнёв впервые

прошёл проливом между Евразией и Северной Америкой; Берингов

пролив)

 

1648г. Баргузинский острог (Забайкальск)

Нижнеудинский острог

Охотский острог

1652 г. Иркутское зимовье

 

поручительство (≪поручную запись≫). В 1662 г. в Сибири насчитывалось около 3 тыс.

ямщиков.

На протяжении XVII столетия Сибирь зависела от поставок хлеба и иных запасов из

европейской части России. С этой целью ежегодно в Верхотурье собиралась речная

флотилия судов. Её снаряжение зависело от двух факторов: поставок хлеба в Верхотурье и

наличия там необходимого количества речных судов (дощаников).

Общие распоряжения по снаряжению речной флотилии ежегодно отдавались из

Москвы и Тобольска. Из Москвы в Верхотурье посылались надсмотрщики за строительством

судов, а в города Поморья (в Сольвычегодск и Вологду) — указы о посылке плотников и о

сборе сибирских хлебных запасов. Ежегодно в Верхотурье ранней весной собиралось до 40

новых дощаников (средний размер ежегодной речной Сибирской флотилии).

Сибирская флотилия строилась, сосредотачивалась и оснащалась в Верхотурье, но

окончательно в путь она отправлялась из г. Туринска1, куда флотилию сплавляли местные

казаки. Для приёма и сопровождения Сибирской (Верхотурской, Туринской) флотилии

ежегодно к началу весны высылался из Тобольска сын боярский с 120 служилыми казаками.

На дощанике размещались 3-5 казаков, один из которых назначался приказчиком и отвечал

за сохранность имущества. Помимо хлеба на дощаниках размещался и другой груз: оружие,

порох, свинец, бумага для письма, церковная утварь и книги, вино, мед, серебряные и

медные деньги. Эти казенные запасы везли из Москвы казаки разных городов Сибири,

которые до этого отвозили в Москву ясак и обыкновенно зимовали в Верхотурье в ожидании

ежегодной речной флотилии.

Вся флотилия из 40 дощаников имела грузооборот от 80 тыс. до 120 тыс. пудов;

участники экспедиции в Восточную Сибирь (в Якутское воеводство) возвращались обратно в

Верхотурье только через два года после начала похода.

Собравшись в Туринске ранней весной, флотилия с 120-160 конвойными казаками,

под общей командой тобольского боярского сына, отплывала из Туринска в Тобольск.

Вместе с флотилией отъезжали в Сибирь и вновь назначенные воеводы. Верхотурский

воевода посылал в Тобольск особого нарочного гонца с накладною (≪росписью≫) о

количестве отправляемого хлеба и грузов. Эта накладная (≪роспись≫) доставлялась в

Тобольск прежде, чем прибывала флотилия. К прибытию флотилии в Тобольске флотилию

поджидали уже заготовленные запасы хлеба и иных товаров или уже гружёные суда для

дальнейшей отправки.

В Тобольске доставленные из Верхотурья хлебные запасы распределялись между

Томском и Енисейском, из которых они уже непосредственно рассылались в отдаленные

сибирские города, испытывавшие недостаток в хлебе: в Мангазею, Березов, Якутск,

Нерчинск и др.

В Восточную Сибирь хлебные запасы из Тобольска доставлялись до Маковского

острога на судах, оттуда — на подводах до Енисейска, где они распределялись между

Якутском, Красноярском и забайкальскими острогами. На енисейском воеводе лежала

обязанность — ежегодно доставлять для служилых людей в Красноярск, в Якутск и

Забайкалье более 40 тыс. пудов хлеба (26 тыс. в Якутск и 16 тыс. пудов в Забайкалье).

Источники формирования русского населения Сибири. Социальный состав русского

населения Сибири в конце XVII века.

В XVII—XVIII вв. переселение в Сибирь осуществлялось двумя способами — ≪по

прибору≫ (по набору) и ≪по указу≫ (по приказу).

≪По прибору≫: служивые люди (дворяне, казаки и стрельцы) и пашенные

государственные (черносошные) крестьяне.

*

 

1 Турйнск — город, районный центр в Свердловской области РФ, пристань на реке Тура. До 1600 г.

татарское селение Епанчин. В XVII в. — один из центров русской колонизации Сибири.

11__

 

≪По указу≫: пашенные дворцовые крестьяне и преступники. Первые назывались

≪переведенцами≫, вторые —≪ссыльными≫ (осуждённые за различные преступления

служилые люди).

На всей территории русской Сибири в 1697 г. было зарегистрировано более 50 тыс.

русских жителей (около 8 тыс. семей). Фактическая численность русского населения в

Сибири в конце XVII в. была выше, так как не все жители подпадали под ≪государеву

перепись≫. В 1697 г. из свыше 30 тыс. русских жителей Сибири 9,8 тыс. составляли

служилые люди всех категорий (дворяне, дети боярские, казаки конные и пешие, стрельцы,

служилые татары, пушкари); 20,8 тыс. — крестьяне (пашенные — 6,9 тыс., их дети — 11,1

тыс.; оброчные — 1,7 тыс.; монастырские — 1,1 тыс.; посадские — 1,1 тыс.). Из 10 тыс.

служилых людей в Сибири от 1,5 до 3 тыс. человек составляли ≪государевы преступники≫

(≪ссыльные≫).

Сложнее оценить численность аборигенов Сибири в XVII столетии: в подворных

переписях 1678 и 1710 гг. ясачное население не фиксировалось, а ясачные книги

предоставляют лишь косвенные данные. Ясачная перепись 1697 г. зафиксировала в Сибири

25 тыс. ясакоплателыциков (около 5 тыс. семей).

Для сравнения: численность коренного населения только на территории Якутского

уезда (без Енисейского уезда и Забайкалья) в конце XVII - начале XVIII вв. составляла более

40 тыс. чел.: якуты — 28,4 тыс. чел. (7,1 тыс. ясакоплателыцика); эвенки (тунгусы) — 6,8

тыс. (1,7 тыс.); юкагиры — 4,8 тыс. (1,2 тыс.); чукчи (между Колымой и Алазеей) — 400

(100); дауры (на Алдане) — 25 (6).

 

Управление Сибирью в ХУП-ХУШ вв. Иерархия служилых людей в Сибири.

Первоначально, с момента завоевания Сибирского ханства Ермаком, управление

Сибири находилось в ведение Посольского приказа. В 1599 г. управление Сибирью было

передано в Казанский приказ (приказ Казанского и Мещерского дворца), где был образован

отдельный Сибирский стол (департамент). Позднее, по мере расширения русской территории

в Сибири, в 1637 г. был учреждён отдельный Сибирский приказ (1637-1710, 1730-1763 гг.).

Местное управление Сибири было сосредоточено в руках тобольского (сибирского)

воеводы. В 1629 г. Сибирь была разделена на два разряда (крупные административно-

территориальные образования, аналог современных федеральных округов) — Тобольский

(Западная Сибирь) и Томский (Южная Сибирь).

В 1638 г. было учреждено самостоятельное Якутское воеводство, которое вскоре

приобрело функции разряда, ставшего называться Ленским (Северо-Восточная и Восточная

Сибирь).

В 1676 г. Енисейское воеводство было преобразовано в отдельный Енисейский разряд

(Восточная Сибирь), которому были переподчинены воеводства Предбайкалья, Прибайкалья

и Забайкалья (в том числе Албазинское). В ведении Ленского разряда осталась Северо-

Восточная Сибирь.

Иерархия служилых людей в Сибири нет таблицы

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.