Здавалка
Главная | Обратная связь

Русско-китайские отношения в XVII - начале XIX вв.



1. Движение русских землепроходцев на Амур и в Северную Америку.

2. Русско-китайские отношения в XVII - начале XIX вв.

 

Первые экспедиции русских землепроходцев на Амур.

1638-1641 гг. — экспедиция Максима Перфильева вышла из Енисейска, достигла

истока Амура (где Шилка сливается с Аргунью) и получила от эвенков первые сведения о

Даурской земле (Забайкалье и Приамурье).

1638-1641 гг. — экспедиция Ивана Москвитина вышла из Якутска, достигла течения

реки Улье, по ней вышла в Охотское море, затем вдоль побережья двинулась на юг, почти

достигнув устья Амура.

В результате этих экспедиций русские получили первые сведения об Амуре, которые

нуждались в подтверждении. С этой целью была сформирована следующая большая

разведывательная экспедиция.

1643-1646 гг. — экспедиция Василия Пояркова вышла из Якутска, по притоку Алдана

спустилась к югу, получила сведения у местных тунгусов о реке Зея (эвенк. Джи), вышла к

притокам Зеи, по Зеи спустилась к Амуру, по Амуру вышла в Охотское море, затем вдоль

охотского побережья поднялась к северу и через реку Улье вернулась в Якутск. Отряд

Пояркова составлял 132 человека, возвратилось около 30. Поярков держал отчёт.

1649-1653 гг. — экспедиция Ерофея Павловича Хабарова /Святинского/ вышла из

Илимска (к югу от Якутска) в составе 70 человек, по Лене и Олёкме добралась до Тугира, в

январе 1650 г. волоком перетащила свои суда (лодьи) до реки Урка, впадавшей в Шилку. В

мае 1650 г., оставив на Амуре 52 казака, Хабаров возвратился в Якутск за подкреплением.

Осенью 1650 г. Хабаров вернулся на Амур с более мощным отрядом (более 100 человек).

Многие даурские (тунгусские) князцы отказывались платить ясак, Хабаров применял к ним

жёсткие меры репрессивного характера.

В 1652 г. Хабаров дошёл по Амуру до устья Сунгари и основал Ачанский острог —

первое русское поселение на Амуре, оставив там отряд, отправился дальше вниз по течению.

В этом же году под Ачанским острогом состоялось первое военное столкновение между

русскими и маньчжурами. Русские, отбросив 2 тыс. маньчжурский отряд от острога, затем

сожгли его и ушли оттуда.

В отличие от предыдущих экспедиций поход Хабарова носил военно-

колонизационный характер. К этому времени на Амур под начало Хабарова всё прибывали

новые отряды казаков. В 1652 г. после получения военных подкреплений под началом

Хабарова находилось более 1 тыс. казаков. В 1652 г. в Якутск прибыл из Москвы ревизор-

следователь думный дворянин Дмитрий Зиновьев (до Москвы дошли жалобы местных

приамурских князцов), который в 1653 г. возле устья Зеи встретился с Хабаровым. В ходе

расследования Хабаров был отстранен от командования русскими военными силами на

Амуре. Его преемником стал его заместитель Онуфрий Степанов, который в 1658 г. с

отрядом казаков попал в маньчжурскую засаду на реке Сунгари и был взят в плен (ранее

считалось, что он там погиб). Однако к этому времени на Амуре действовали уже многие

русские казачьи отряды. В 1656 г. на Амуре появился отряд основателя Якутска Петра

Бекетова.

1656 г. —для управления забайкальскими и приамурскими территориями было

создано отдельное Нерчинское воеводство, которое подчинялось енисейскому воеводе.

Первый нерчинский воевода — Афанасий Пашков, в 1680 г. его сменил Фёдор Воейков.

1665—1666 гг. — основание Албазинского острога на месте поселения Яксы

тунгусского князца Албазы, сожженного Хабаровым в 1650 г. за неповиновение.

В 1665 г. на Амур прибыл во главе отряда (84 человека) бывший приказчик Усть-

Кутской солеварни Никифор Романович Черниговский, которой в этом же году основал

Албазинский острог. Никифор Черниговский бежал на Амур со своими людьми от царского

гнева после убийства на р. Лене (в устье р. Киренги) за надругательство над своей женой

возвращавшегося с ярмарки илимского воеводы Л.А. Обухова. После основания острога на

Амур каждый год всё больше переходило переселенцев.

1682 г. — образование Албазинского воеводства. В 1682 г. Н. Черниговский

обратился к царю с предложением образовать Албазинское воеводство. Первым и последним

албазинским воеводой стал Алексей Толбузин. Образование Албазинского воеводства

привело к открытым боевым действиям между Россией и Китаем.

1685-1689 гг. — Албазинская эпопея.

1725-1730 гг. — первая Великая Сибирская (Камчатская) экспедиция (цель: доказать

(пройти) существование пролива между Евразией и Америкой).

1733-1743 гг. — вторая Великая Сибирская (Камчатская) экспедиция.

1783-1787 гг. — иркутский купец Григорий Иванович Шелихов (1747-1795)

организует ряд экспедиций с целью колонизации территории Аляски. Вместе с М.С. и ИЛ. Голиковыми

Шелихов основал купеческую компанию по зверобойному промыслу. В 1783 г. Шелихов и

Голиковы отправились на 3 кораблях к Аляске и в августе 1784 г. основали первое русское

поселение (факторию) на о. Кадьяк. В 1787 г. были снаряжены еще 2 судна к Курильским

островам и к Аляске.

1790-1794 гг. — при участии Шелихова было организовано несколько купеческих

компаний, на основе которых в 1799 г. была создана Российско-Американская компания,

обладавшая в России монопольным правом на торговлю в Северной Америке. Она имела

свое правление (вначале в Иркутске, с 1800 г. в Петербурге) и, находясь под ≪высочайшим

покровительством≫, полностью была под контролем правительства.

1804-1840 гг. —Российско-Американская компания при содействии правительства

организовала 25 экспедиций, в том числе 13 кругосветных (наиболее крупная — И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг.), произвела значительные

исследовательские работы на Аляске, принимала активное участие в заселении о. Сахалин и

Приамурского края. Крупную роль в делах компании играли А.А. Баранов, являвшийся

правителем русских владений в Америке в 1790-1818 гг., Ф.П. Врангель —главный

правитель русских владений в Америке в 1829-1835 гг. и директор компании в 1840-1849 гг.

1867 г. —Аляска была продана США правительством Александра II за 7,2 млн.

долларов (около 11 млн. руб.). Переговоры вели русский посол в Вашингтоне барон Эдуард

Андреевич Стекль и госсекретарь США Уильям Сьюард.

 

Русско-китайские дипломатические отношения в XVII - начале XIX вв.

С конца XVI в. и до второй середины XIX в. (с конца правления династии Мин и

фактически весь период правления династии Цин) Китай придерживался

внешнеполитической доктрины изоляционизма, которая в историографии получила название

политики ≪закрытых дверей≫.

Русско-китайские дипломатические отношения в XVII - начале XIX вв. протекали

всегда очень трудно. Маньчжуро-китайская внешнеполитическая доктрина исключала

равенство Китая в отношениях с Русским государством, а внешнеполитические установки

московских царей строго исключали для Русского государства неравенство с кем-либо.

Главная цель цинского правительства при переговорах с русскими послами

заключалась в необходимости добиться от них, как и от официальных представителей и

любого другого государства, признания верховенства цинского (маньчжурского)

императора. Это была стратегическая цель, вытекавшая из самой концепции (стратегии)

внешней политики.

Эта специфика геополитики цинского Китая имела исторические корни и была

построена на вертикальной структуре связей в международных отношениях (так называемая

китаецентристская модель). Практически это сводилось к стремлению придать всем

государствам, вступившим в контакт с Китаем, статус вассалов Поднебесной империи:

сюзерен (китайский император) —вассал (любой иной суверенный владетель). Эта

концепция использовалась и правителями других великих восточных государств (Индия

Иран, Турция), но лишь в Китае своеобразная данническая система действовала на

протяжении двух тысячелетий, имела особые хорошо разработанные институты, четкое

идеологическое оформление и практически не знала исключений. [В 1752 г. в Пекине было

издано сочинение ≪Описание данников Китайской империи≫. В соответствии с китайской

традицией мирового порядка в эту книгу были занесены такие ≪данники≫ Цинской империи,

как Голландия, Англия, Россия — страны, поддерживающие с Китаем торговые и

дипломатические отношения].

Территориальная экспансия Цинской империи в Приамурье была рассчитана на

создание там зоны, которая отделила бы дальние подступы к маньчжурскому домену

(родовой территории императоров Цин) от российских владений. Идея создания такого рода

зон, носивших название цзими, появилась ещё в древнекитайской стратегии ≪обуздания

варваров≫ и стала частью доктрины ≪Ослабив поводья, не прерывать отношений≫. В рамках

этой доктрины при династиях Мин и Цин функционировали цзими фучжоу (военные и

гражданские префектуры под ослабленным контролем) и цзими вэйсо (гарнизоны под

ослабленным контролем). В таких районах старшины местных племен служили

чиновниками.

Эти префектуры и округа ≪под ослабленным контролем≫ на деле являлись вассальной

пограничной системой. Попытки правителей Мин и Цин превратить их в обычные админи-

стративные единицы не привели к достижению значительных результатов. Политика цзими

применялась как внутри, так и вне имперских рубежей, в зависимости от того, насколько

силён был Китай в тот или иной период. Она была тесно связана со стратегическими

планами: и-и чжи-и (≪управлять варварами с помощью варваров≫, ≪с помощью варваров

сдерживать варваров≫), и-и гун-и, и-и фа-и (≪атаковать варваров с помощью варваров≫).

Коутоу (кит. трад. РРЩ, упр. ВРЗ^, пиньинь кбийи)— обряд тройного

коленопреклонения и девятикратного челобитья (поэтому также называется ≪саньгуй

цзюкоу≫), который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при

приближении к особе императора. Этот церемониал, главный элемент которого —

унизительное коленопреклонение, был рассчитан на то, чтобы продемонстрировать низшее

по сравнению с Поднебесной империей положение всех иных государств и тем самым

ритуально оформить их вассалитет по отношению к Китаю.

Глава иностранного посольства или торгового каравана по прибытии в столицу

Срединного государства должен был, сообщив сведения о своей стране, выполнить

церемониал коутоу (≪троекратного коленопреклонения и девятикратного простирания перед

императором или его символами≫), свидетельствуя тем самым, что он является

представителем ≪даннического≫ государства. Владыка Поднебесного мира со своей стороны

задавал им один-два формально-вежливых вопроса, например: ≪Здоров ли был ваш

повелитель, когда вы отправлялись сюда?≫ или: ≪Устали ли вы в дороге?≫. На этом

аудиенция заканчивалась, и послы, получив в ответ щедрые подарки, уезжали восвояси или

приступали к переговорам с цинскими дипломатами.

Хроника русско-китайских отношений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.