Гг. — русское посольство в Китай под руководством Николая
Гавриловича Спафария /Милеску/1, выехавшее из Москвы и Тобольска с целью * 1 Спафарий /Милеску/ Николай Гаврилович /Николае Спэтарул/ (1636-1708) — молдавско-русский дипломат второй половины XVII в., писатель. Его родители, родственники молдавского господаря Александра Дуки, были знатны и богаты. Родовое имение рода Милеску — Милешт, — находилось в диетике Молдавии Веслуй. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии в Яссах, затем в Константинополе, где изучал древнегреческий, латинский, арабский, турецкий, новогреческий, славянский, русский и итальянский языки и ознакомился с богословием, философией, историей и литературой. Для довершения образования совершил путешествие в Италию. В 1653-1664 гг. находился на службе молдавских и валашских господарей: Василия Лупу (1634-1653), Георгия Стефана (1653-1658) и Стефаницы (с 1659 г.). Частая смена молдавских господарей до поры не сказывалась на высоком служебном положении Спафария (занимал пост ≪великого спафария≫ — командующего наёмными войсками). Однако после неудавшегося дворцового переворота, в котором Спафарий принял участие, он был вынужден покинуть Молдавию. Спафарий написал письмо, свёрнутое и вложенное в выдолбленную палку, и переслал его воеводе Константину Бессарабу-Старому, предлагая ему низложить господаря Стефаницу (с 1659 г.). Но Константин Бессараб переслал письмо Спафария Стефанице, который за измену приказал палачу, в своём присутствии и своим ножом, отрезать Спафарию нос, чем, согласно обычному праву Молдавии, навсегда лишил его возможности стать господарем. Опозоренный Спафарий покинул Молдавию и перешёл на службу к господарю Валахии Григорию Гике, который назначил его своим представителем в Константинополе, где он перевёл на румынский язык Библию. В 1664 г., во время войны поляков с турками, валашский господарь задумал перейти на сторону Польши. Спафарий, узнав об этом, доложил султану, и господарь потерял престол. Его преемник, однако, настоял на удалении Спафария из Константинополя, и последнему пришлось искать покровительства курфюрста бранденбургского Фридриха-Вильгельма Гогенцоллерна (1620-1688 гг., курфюрст —с 1640 г.). В Бранденбурге немецкие доктора подлечили его изуродованный нос, в результате чего его увечья стали почти незаметны. Но польское правительство не забыло предательства Спафарием валашского господаря и добилось его изгнания из курфюрства (из Бранденбурга). Временно он нашёл пристанище у бывшего господаря Молдавии и своего друга Георгия Стефана /Стефане Георгице/, жившего в Штетине (Щецине) и старавшегося путём дипломатических переговоров возвратить себе престол. Для поддержания своих притязаний он послал Спафария к шведскому королевскому двору в Стокгольм. В 1668 г., после смерти Георгия Стефана в этом же году, Спафарий ненадолго посетил Молдавию, а из неё выехал в Константинополь, где встретился с Досифеем, патриархом Иерусалимским, которого знал ещё с молодости. Досифей и направил Спафария в Россию. В 1671 г. Спафарий переселился в Россию, где стал переводчиком Посольского приказа (1672). Первоначально русское правительство отнеслось к Спафарию с крайним недоверием. Но ему удалось заручиться покровительством боярина А.С. Матвеева (1625-1682) и князя В.В. Голицына (1643-1714). На этой должности он составил славяно-греко-латинский словарь и написал несколько богословско-этических сочинений. В феврале 1673 г. Спафарий, вследствие покровительства А.С. Матвеева, был назначен главой полномочного посольства (1675-1677) в Пекин. В задачу Спафария входило установление регулярных дипломатических и торговых отношений с Цинской империей, а также поиски наиболее удобных путей в Китай для посольств и торговых караванов. В грамоте на имя богдыхана, после полных титулов государей, шли предложения дружбы, переписки и обмена посольствами. В наказе царя русскому послу повелевалось: переговорить о языках грамот (I ст.), о титулах (II, III), об освобождении за выкуп русских пленных (IV), о китайском посольстве (V), о вывозе из Китая серебра, драгоценных камней, шелка и др. местных ценностей в обмен на русские (VI), о водном пути в Китай (VII). Также Спафарию поручалось: нанять мастеров для постройки каменных мостов (VIII), вызвать китайских купцов в Россию (IX), послать двух боярских детей из 18__ установления регулярных дипломатических и торговых отношений с Цинской империей, а также поиски наиболее удобных путей в Китай для посольств и торговых караванов. Переговоры проходили в два раунда: сначала в Букее (Цицикаре) с цинским дипломатом Мала (февраль-март 1676 г.), затем в Пекине (май-август 1676 г.). Темы переговоров: пинские дипломаты сначала требовали, чтобы Спафарий передал царскую грамоту им, а не императору (Спафарий отказался, лишь устно пересказ её содержание); ≪дело Гантимура≫ (знатного тунгусского князца, перешедшего на русскую сторону со всем своим родом, выдачи которого требовали цинцы; Спафарий ответил, что на решение этого вопроса у него нет полномочий); выполнение русским послом ритуала коутоу. Спафарий был принят цинским императором Канси 15 июня 1676 г. без выполнения унизительного церемониала коутоу. Лишь 8 июля 1676 г., когда Спафария принимали в Министерстве церемоний на традиционном банкете, на котором чествовались все иноземные послы, поднесшие ≪дань≫ и побывавшие на императорской аудиенции, Спафарий согласился на унизительную процедуру коутоу, но только на троекратное поклонение вместо девятикратного, сославшись в качестве прецедента на приём голландского посла Маньчжуры, готовившиеся к нападению на русские владения в Приамурье, отклонили предложение русского посла об установлении добрососедских отношений. В конце июля - начале августа 1676 г. цинские дипломаты фактически прервали переговоры (при этом русским так и не была разрешена торговля в Пекине), потеряв к ним дальнейший интерес. Добившись исполнения придворного церемониала, предназначенного для представителей ≪даннических государств≫ и убедившись, что русское посольство приехало с миролюбивыми целями, дипломатия империи Цин отказалась от развития партнерских дипломатических отношений. Итог посольства был предопределен. 12 августа 1676 г. Мала объявил Спафарию о назначенной на следующий день процедуре вручения ответных подарков богдыхана царю: каждый правитель, приносивший дань китайскому императору, имел право на получение жалованья. В Запретном (Красном) городе, на том месте, где принималась царская грамота, после трёхчасового ожидания под дождём принесли императорские дары, и Амухулан (глава Лифанъюаня) потребовал от Спафария пасть на колени для принятия подарков. Спафарий категорически отказался, чтобы не уронить престиж своей страны. Тогда Амухулан передал по росписи ≪поминки≫, после чего направился в дворцовые покои для доклада. Император Канси послал Мала, чтобы тот уговорил посла выполнить положенный ритуал. Спафарий вторично отказался. После этого цинские дипломаты забрали у русского посланника уже врученные ≪поминки≫ и попытались отнять у него и их роспись. Однако это им не удалось. Для оправдания своих действий они заявили, что подарки были взяты обратно, так как ≪не все они готовы≫ и к ним добавятся новые. Однако 16 августа 1676 г. Спафарию были переданы те же предметы, что и в прошлый раз, и в том же количестве. Посол принял ≪поминки≫ стоя, и цинские дипломаты разрешили ему получить их по русскому обычаю. * Пекина для отыскания пути чрез Астрахань в Россию (X), просить о переводе четырёх, присланных ранее в Россию китайских грамот (XI), о свободе торга (XII), об указании кратчайшего пути в Россию (XIII) и о принятии всех статей без исключения. Русское посольство в качестве подарков для богдыхана везло меха соболей, чёрных лисиц, сукна, янтарь, зеркала, ≪рыбий зуб≫ (всего на 800 руб.). Поводом для снаряжения русского посольства Спафария явились русско-китайские пограничные разногласия из-за перешедшего в русское подданство в 1667 г. ≪тунгузского племени князца Гантимура≫. Готовясь к отъезду в Пекин, Н.Г. Спафарий внимательно изучал сведения русских землепроходцев и иностранных миссий о Китае. Тогда же им была составлена выписка о рубежах Китая. Весной 1676 г. Спафарий прибыл в Пекин, где вёл переговоры с цинскими дипломатами с мая по сентябрь 1676 года. Маньчжуры, готовившиеся к нападению на русские владения в Приамурье, отклонили предложение русского посла об установлении добрососедских отношений. Спафарий собрал информацию о нестабильности внутреннего положения в Китае, недавно покоренного маньчжурами, о настроениях кочевых народов Восточной Азии. Спафарий был принят цинским императором без выполнения унизительного церемониала коутоу, его длительные переговоры в Пекине способствовали взаимному ознакомлению сторон. 19__ 1 сентября 1676 года Палаты внешний сношений ( Лифаньюань) Амухулан еще раз подтвердил отказ цинского правительства дать послу ответ на грамоту царя, в которой содержались предложения о развитии дружественных отношений между двумя государствами. Возвращение Гантимура и свертывание российского освоения Приамурья являлись непреложными требованиями со стороны империи Цин. Лишь исполнение их могло бы изменить позицию императорского правительства. А до тех пор, подчеркнул глава внешнеполитического ведомства империи Цин, путь русским в Китай объявлялся закрытым. Фактически Цинская империя в одностороннем порядке объявила о разрыве уже существовавших связей с Российским государством: она сделала ставку на прямые военные действия. Спафарий собрал информацию о нестабильности внутреннего положения в Китае, недавно покоренного маньчжурами, о настроениях кочевых народов Восточной Азии. Его длительные переговоры в Пекине способствовали взаимному ознакомлению сторон; он представил труды, явившиеся ценным вкладом в географическую науку и подготовившие в значительной мере возникновение и развитие русского китаеведения. Его сочинения ≪Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая...≫, ≪Описание... Азии...≫, ≪Статейный список...≫ — одни из первых в России описаний Китая. К ≪Описанию... Азии...≫ Спафарий приложил ≪Описание Амура≫ и ≪Татарскую книжицу≫, повествующие о покорении Китая маньчжурами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|