Здавалка
Главная | Обратная связь

Гг. — русское посольство в Китай под руководством Николая



Гавриловича Спафария /Милеску/1, выехавшее из Москвы и Тобольска с целью

*

1 Спафарий /Милеску/ Николай Гаврилович /Николае Спэтарул/ (1636-1708) — молдавско-русский

дипломат второй половины XVII в., писатель. Его родители, родственники молдавского господаря Александра

Дуки, были знатны и богаты. Родовое имение рода Милеску — Милешт, — находилось в диетике Молдавии

Веслуй.

Образование получил в Славяно-греко-латинской академии в Яссах, затем в Константинополе, где

изучал древнегреческий, латинский, арабский, турецкий, новогреческий, славянский, русский и итальянский

языки и ознакомился с богословием, философией, историей и литературой. Для довершения образования

совершил путешествие в Италию.

В 1653-1664 гг. находился на службе молдавских и валашских господарей: Василия Лупу (1634-1653),

Георгия Стефана (1653-1658) и Стефаницы (с 1659 г.). Частая смена молдавских господарей до поры не

сказывалась на высоком служебном положении Спафария (занимал пост ≪великого спафария≫ — командующего наёмными войсками). Однако после неудавшегося дворцового переворота, в котором Спафарий

принял участие, он был вынужден покинуть Молдавию. Спафарий написал письмо, свёрнутое и вложенное в

выдолбленную палку, и переслал его воеводе Константину Бессарабу-Старому, предлагая ему низложить

господаря Стефаницу (с 1659 г.). Но Константин Бессараб переслал письмо Спафария Стефанице, который за

измену приказал палачу, в своём присутствии и своим ножом, отрезать Спафарию нос, чем, согласно обычному

праву Молдавии, навсегда лишил его возможности стать господарем.

Опозоренный Спафарий покинул Молдавию и перешёл на службу к господарю Валахии Григорию

Гике, который назначил его своим представителем в Константинополе, где он перевёл на румынский язык

Библию. В 1664 г., во время войны поляков с турками, валашский господарь задумал перейти на сторону

Польши. Спафарий, узнав об этом, доложил султану, и господарь потерял престол. Его преемник, однако,

настоял на удалении Спафария из Константинополя, и последнему пришлось искать покровительства

курфюрста бранденбургского Фридриха-Вильгельма Гогенцоллерна (1620-1688 гг., курфюрст —с 1640 г.). В

Бранденбурге немецкие доктора подлечили его изуродованный нос, в результате чего его увечья стали почти

незаметны.

Но польское правительство не забыло предательства Спафарием валашского господаря и добилось его

изгнания из курфюрства (из Бранденбурга). Временно он нашёл пристанище у бывшего господаря Молдавии и

своего друга Георгия Стефана /Стефане Георгице/, жившего в Штетине (Щецине) и старавшегося путём

дипломатических переговоров возвратить себе престол. Для поддержания своих притязаний он послал

Спафария к шведскому королевскому двору в Стокгольм. В 1668 г., после смерти Георгия Стефана в этом же

году, Спафарий ненадолго посетил Молдавию, а из неё выехал в Константинополь, где встретился с Досифеем,

патриархом Иерусалимским, которого знал ещё с молодости. Досифей и направил Спафария в Россию.

В 1671 г. Спафарий переселился в Россию, где стал переводчиком Посольского приказа (1672).

Первоначально русское правительство отнеслось к Спафарию с крайним недоверием. Но ему удалось

заручиться покровительством боярина А.С. Матвеева (1625-1682) и князя В.В. Голицына (1643-1714). На этой

должности он составил славяно-греко-латинский словарь и написал несколько богословско-этических

сочинений.

В феврале 1673 г. Спафарий, вследствие покровительства А.С. Матвеева, был назначен главой

полномочного посольства (1675-1677) в Пекин. В задачу Спафария входило установление регулярных

дипломатических и торговых отношений с Цинской империей, а также поиски наиболее удобных путей в Китай

для посольств и торговых караванов. В грамоте на имя богдыхана, после полных титулов государей, шли

предложения дружбы, переписки и обмена посольствами. В наказе царя русскому послу повелевалось:

переговорить о языках грамот (I ст.), о титулах (II, III), об освобождении за выкуп русских пленных (IV), о

китайском посольстве (V), о вывозе из Китая серебра, драгоценных камней, шелка и др. местных ценностей в

обмен на русские (VI), о водном пути в Китай (VII). Также Спафарию поручалось: нанять мастеров для

постройки каменных мостов (VIII), вызвать китайских купцов в Россию (IX), послать двух боярских детей из

18__

установления регулярных дипломатических и торговых отношений с Цинской империей, а

также поиски наиболее удобных путей в Китай для посольств и торговых караванов.

Переговоры проходили в два раунда: сначала в Букее (Цицикаре) с цинским

дипломатом Мала (февраль-март 1676 г.), затем в Пекине (май-август 1676 г.). Темы

переговоров: пинские дипломаты сначала требовали, чтобы Спафарий передал царскую

грамоту им, а не императору (Спафарий отказался, лишь устно пересказ её содержание);

≪дело Гантимура≫ (знатного тунгусского князца, перешедшего на русскую сторону со всем

своим родом, выдачи которого требовали цинцы; Спафарий ответил, что на решение этого

вопроса у него нет полномочий); выполнение русским послом ритуала коутоу.

Спафарий был принят цинским императором Канси 15 июня 1676 г. без выполнения

унизительного церемониала коутоу. Лишь 8 июля 1676 г., когда Спафария принимали в

Министерстве церемоний на традиционном банкете, на котором чествовались все иноземные

послы, поднесшие ≪дань≫ и побывавшие на императорской аудиенции, Спафарий согласился

на унизительную процедуру коутоу, но только на троекратное поклонение вместо

девятикратного, сославшись в качестве прецедента на приём голландского посла

Маньчжуры, готовившиеся к нападению на русские владения в Приамурье, отклонили

предложение русского посла об установлении добрососедских отношений. В конце июля -

начале августа 1676 г. цинские дипломаты фактически прервали переговоры (при этом

русским так и не была разрешена торговля в Пекине), потеряв к ним дальнейший интерес.

Добившись исполнения придворного церемониала, предназначенного для представителей

≪даннических государств≫ и убедившись, что русское посольство приехало с миролюбивыми

целями, дипломатия империи Цин отказалась от развития партнерских дипломатических

отношений. Итог посольства был предопределен.

12 августа 1676 г. Мала объявил Спафарию о назначенной на следующий день

процедуре вручения ответных подарков богдыхана царю: каждый правитель, приносивший

дань китайскому императору, имел право на получение жалованья. В Запретном (Красном)

городе, на том месте, где принималась царская грамота, после трёхчасового ожидания под

дождём принесли императорские дары, и Амухулан (глава Лифанъюаня) потребовал от

Спафария пасть на колени для принятия подарков.

Спафарий категорически отказался, чтобы не уронить престиж своей страны. Тогда

Амухулан передал по росписи ≪поминки≫, после чего направился в дворцовые покои для

доклада. Император Канси послал Мала, чтобы тот уговорил посла выполнить положенный

ритуал. Спафарий вторично отказался. После этого цинские дипломаты забрали у русского

посланника уже врученные ≪поминки≫ и попытались отнять у него и их роспись. Однако это

им не удалось. Для оправдания своих действий они заявили, что подарки были взяты

обратно, так как ≪не все они готовы≫ и к ним добавятся новые. Однако 16 августа 1676 г.

Спафарию были переданы те же предметы, что и в прошлый раз, и в том же количестве.

Посол принял ≪поминки≫ стоя, и цинские дипломаты разрешили ему получить их по

русскому обычаю.

*

Пекина для отыскания пути чрез Астрахань в Россию (X), просить о переводе четырёх, присланных ранее в

Россию китайских грамот (XI), о свободе торга (XII), об указании кратчайшего пути в Россию (XIII) и о

принятии всех статей без исключения. Русское посольство в качестве подарков для богдыхана везло меха

соболей, чёрных лисиц, сукна, янтарь, зеркала, ≪рыбий зуб≫ (всего на 800 руб.). Поводом для снаряжения

русского посольства Спафария явились русско-китайские пограничные разногласия из-за перешедшего в

русское подданство в 1667 г. ≪тунгузского племени князца Гантимура≫.

Готовясь к отъезду в Пекин, Н.Г. Спафарий внимательно изучал сведения русских землепроходцев и

иностранных миссий о Китае. Тогда же им была составлена выписка о рубежах Китая. Весной 1676 г. Спафарий

прибыл в Пекин, где вёл переговоры с цинскими дипломатами с мая по сентябрь 1676 года. Маньчжуры,

готовившиеся к нападению на русские владения в Приамурье, отклонили предложение русского посла об

установлении добрососедских отношений. Спафарий собрал информацию о нестабильности внутреннего

положения в Китае, недавно покоренного маньчжурами, о настроениях кочевых народов Восточной Азии.

Спафарий был принят цинским императором без выполнения унизительного церемониала коутоу, его

длительные переговоры в Пекине способствовали взаимному ознакомлению сторон.

19__

1 сентября 1676 года Палаты внешний сношений ( Лифаньюань) Амухулан еще раз подтвердил отказ цинского правительства дать послу ответ на грамоту царя, в которой

содержались предложения о развитии дружественных отношений между двумя

государствами. Возвращение Гантимура и свертывание российского освоения Приамурья

являлись непреложными требованиями со стороны империи Цин. Лишь исполнение их

могло бы изменить позицию императорского правительства. А до тех пор, подчеркнул глава

внешнеполитического ведомства империи Цин, путь русским в Китай объявлялся закрытым.

Фактически Цинская империя в одностороннем порядке объявила о разрыве уже

существовавших связей с Российским государством: она сделала ставку на прямые военные

действия.

Спафарий собрал информацию о нестабильности внутреннего положения в Китае,

недавно покоренного маньчжурами, о настроениях кочевых народов Восточной Азии. Его

длительные переговоры в Пекине способствовали взаимному ознакомлению сторон; он

представил труды, явившиеся ценным вкладом в географическую науку и подготовившие в

значительной мере возникновение и развитие русского китаеведения. Его сочинения

≪Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая...≫, ≪Описание...

Азии...≫, ≪Статейный список...≫ — одни из первых в России описаний Китая. К

≪Описанию... Азии...≫ Спафарий приложил ≪Описание Амура≫ и ≪Татарскую книжицу≫,

повествующие о покорении Китая маньчжурами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.