Здавалка
Главная | Обратная связь

Г. — Симодский договор.



Заключению Симодского трактата предшествовала морская экспедиция (1852-1853)

под началом Е.В. Путятина на фрегате ≪Паллада≫.

В 1843 г. Путятиным был разработан план организации экспедиции к восточным

морским границам Китая и Японии. Экспедиция была снаряжена, однако по совету министра

финансов Е.Ф. Канкрина император Николай I приказал её отложить, так как она ≪могла

повредить кяхтинской торговле≫. Только в 1852г. российское правительство решилось на

попытку открыть дипломатические отношения с Японией. Великий князь Константин

Николаевич поддержал старый план Путятина по укреплению позиций России на Тихом

океане. Причиной скорой отправки русской миссии послужило снаряжение американской

эскадры под руководством Мэттью Перри с целью заключения торгового договора с

Японией. Та страна, которая бы первая прервала многовековую политику самоизоляции

Японии (сакоку) получила бы наиболее выгодные условия для торговли.

В состав русской экспедиции вошли И.А. Гончаров (чиновник торгового ведомства,

секретарь Путятина, известный русский писатель), И.А. Гошкевич (чиновник, знаток

китайского и корейского языков), А.Ф. Можайский и архимандрит Аввакум /Честной/

(учёный-востоковед, синолог). В качестве судна был выбран фрегат ≪Паллада≫ под

руководством опытного моряка-черноморца флигель-адъютанта И.С. Унковского. Фрегат

вышел из Кронштадта? октября 1852 г.2: маршрут пролегал вокруг Африки, через

Индийский океан. В ходе путешествия выяснилось, что фрегат ≪Паллада≫ оказался

непригоден для такой экспедиции, и из Петербурга был вызван другой, более надёжный 52-

пушечный фрегат ≪Диана≫ (построен в Архангельске в 1852 г.) под

командой С.С. Лесовского.

*

1 В самой последней фазе переговоры по освобождению русских моряков зашли в тупик из-за

противоречия в традициях и несовпадения в понятиях этикета. При процедуре подписания необходимых

документов японцы не могли допустить, чтобы иностранцы вошли в сапогах во внутренние покои и в аудиенц-

зал, где важные чиновники будут сидеть на коленях на полу. По предложенной ими процедуре японцы

настаивали на соблюдении своих традиций и требовали снять сапоги при входе и остаться в чулках. Рикорд же

не хотел, чтобы представители Российской империи выглядели комично: в парадных мундирах, в шляпах, при

шпагах и без сапог! Рикорд понимал, что эта уступка поднимет русских на смех в глазах всей Европы. Тогда

Рикорд нашёл компромиссное решение. Он приказал матросам привезти со шлюпа на берег кресло и сменные

сапоги. Всё это он велел оставить в прихожей (никакой мебели в японских домах не было и, если не привезти

своё кресло, то русские послы должны были бы, переобуваясь, скакать на одной ноге). Далее русская делегация

должна была идти по улице в одних сапогах, нарочито грубых, а в прихожей переобуться в другие сапоги,

которые были названы ≪кожаными чулками≫. Японские власти высоко оценили этот компромисс: с одной

стороны — настойчивость в соблюдении своих законов чести, с другой стороны — уступчивость и уважение

национальных традиций Японии. .

2 Далее все даты, связанные с экспедицией Е.В. Путятина и заключением Симодского трактата (1855)

приведены по новому стилю (по григорианскому календарю).

51__

Спустя месяц после первого визита американской миссии Перри, 12 августа 1853

года ≪Паллада≫ прибыла в порт Нагасаки. Однако японские уполномоченные приняли

письмо российского министра иностранных дел графа К.В. Нессельроде сегуну только 9

сентября!853 года. Во время посещения Нагасаки Путятин продемонстрировал японским

изобретателям действие парового двигателя, что помогло Хисасигэ Танака впоследствии

создать первый японский паровоз.

Видя, что переговоры принимают затяжной характер, Путятин решил отправиться

сначала в Манилу, а потом в Корею, по пути производя опись восточного побережья

Приморья и собирая материал для лоций. Покинув 24 января 1854 г. Нагасаки, Путятин через

Рюкю пришел в порт Гамильтон (Манила). Затем экспедицией под руководством Путятина

были открыты заливы Посьета, Ольги и острова Римского-Корсакова.

11 июля 1854 г. на Дальний Восток прибыл фрегат ≪Диана≫, на котором экспедиции

Путятина предстояло направиться в Японию на продолжение переговоров, которые стали

особенно актуальны из-за начала Крымской войны. Фрегат ≪Паллада≫ был отбуксирован в

Константиновскую бухту Императорской Гавани (Советской Гавани), где его поставили на

зимовку (был затоплен там же в 1856 г.).

15 октября 1854 г. Путятин на фрегате ≪Диана≫ вышел из Императорской Гавани

(Советской Гавани) и направился в Японию. В Хакодате фрегат прибыл 21 октября 1854 г.,

там Путятин вручил губернатору для правительства бакуфу письмо, в котором просил

прислать в Осаку уполномоченных для завершения переговоров. Через десять дней ≪Диана≫

прибыла в Осаку. Правитель осакского замка Цутия Унэмэноеё не разрешил русским

высадиться на берег, отказав в этом Путятину под тем предлогом, что иностранцы в Осаке не

принимаются. Вскоре из Эдо (Токио) было получено приглашение прибыть русскому

посланнику в Симоду. Путятин согласился и 22 ноября 1854 г. отплыл из Осаки.

14 декабря 1854 г. ≪Диана≫, как ей и было назначено, вошла в порт Симода, спустя

почти полгода после второго визита Перри и подписания им Канагавского соглашения,

положившего конец японской политике самоизоляции. Затем 22 декабря 1854 г. в храме

Гёкусзндзи начались официальные переговоры. Однако на следующий день, 23 декабря 1854

года, в Симоде произошло сильное землетрясение. В результате последовавшего за

ним цунами фрегат ≪Диана≫ был серьёзно повреждён, и 5 января 1855 г. при

транспортировке в бухту Хэда, в которой планировалось его отремонтировать, корабль

экспедиции затонул. Экипаж экспедиции, потерявший трёх матросов, был вынужден

переселиться на берег в деревню Хэда, где была организована помощь местному населению,

пострадавшему в результате цунами: в Симоде из 1000 домов уцелело только 60.

По просьбе Путятина, экспедиции были выделены рабочие и материал для

строительства судна, на котором русские моряки смогли вернуться в Россию. Для Японии

это был первый опыт строительства кораблей западного образца. Шхуна под названием

≪Хэда≫ была спущена на воду 14 апреля 1855 г., и 26 апреля этого же года Путятин с частью

экспедиции отправился в Россию. [По образцу ≪Хэды≫ японцами было построено ещё шесть

шхун; в 1856 г. первая шхуна ≪Хэда≫ была передана японской стороне вместе с научными

приборами, а также 52 пушками, снятыми с затонувшего фрегата ≪Диана≫].

В городе Симода? февраля (26 января) 1855 г. в храме Гёкусэндзи был подписан

первый договор о мире и дружбе (торговле)1 между Россией и Японией, известный

какСимодский трактат. С японской стороны договор подписали Тосиакира Кавадзи

Саэймон-но-дзи и Масанори Цуцуи Хидзэн-но-ками, с русской — Евфимий Васильевич

Путятин.

Условия (9 статей):

1) между двумя странами устанавливались дипломатические отношения;

*

В русских официальных документах договор именуется ≪Трактат о торговле, заключенный между

Россией и Японией в Симоде≫. Однако в преамбуле к Симодскому договору говорится, что целью трактата

является ≪поставить между Россией и Японией мир и дружбу≫.

52__

2) для русских судов открывались порты Симода, Хакодате и Нагасаки. В двух

первых портах разрешалась взаимная торговля в ограниченных размерах и под присмотром

японских чиновников, в одном из них могло быть открыто русское консульство, (первым

консулом в Японии стал Иосиф Гошкевич);

3) на русских подданных распространялись экстерриториальность и все права и

преимущества, какие Япония представила и даст впоследствии другим нациям;

4) во владениях обоих государств русские и японцы должны были пользоваться

покровительством, защитой личной безопасности и неприкосновенностью собственности;

5) государственная граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп,

причём первый отходил к Японии, а последний, как и другие Курильские острова к северу,

составляли владения России. Иными словами, Японии отходила часть Курильских островов

(Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи). Сахалин (Карафуто) объявлялся

неразделённой демилитаризованной зоной. Но Симодский договор был денонсирован

(отменён) Портсмутским договором 1905 г.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.