Здавалка
Главная | Обратная связь

Внутреннее убранство.



Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 кв. м. Создание мозаичного убранства собора было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось в течение более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году). Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов данного вида искусства.

Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно лишь традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты. В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини, Паоло Уччелло, Мантенья, Тициан и Тинторетто. В качестве материала для мозаик использовалось стекло, изготавливаемое на острове Мурано. Стекольная масса различных цветов выкладывалась на фоне золотой фольги, создавая тем самым сияние, несмотря на скудное освещение собора.

Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцены из жития Богородицы, апостола Марка, Иоанна Крестителя и святого Исидора. Английский теоретик искусства Джон Рёскин писал: «Ни один город не имел столь прославленной Библии. Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».

Пизанский собор, Тоскана. 1118 год. Пьяцца деи Мираколи - известный ансамбль с уникальным декором. В основе раннехристианский стиль, но используются византийские элементы (купол), ломбардские аркады. Внутри снова рустовки, коринфский ордер, полуциркульные арки, высокий трифорий. Однако перекрытия деревянные. Примечателен западный фасад: аркады являются главным декоративным элементом.

Следует обратить внимание на баптистерий: просматривается осевая композиция, которую крен делает даже элегантнее. Оформление баптистерия готическое.

«Строительство его было начато закладкой собора в 1063 г. на окраине города, на зелёном лугу. Возглавил предприятие мастер с греческим именем Брускето. Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой две маленькие трехнефные базилики с апсидами – композиция, восходящая ещё к идеям восточнохристианской архитектуры V века.После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф и возвёл фасады, добавил лёгкие аркады и цветную облицовку из белого и черного (с серо-голубым) оттенком камня с мраморными инкрустациями. В 1153 году заложен Пизанский баптистерий. Архитектор Диотисальви начал его аналогичным соседнему собору.

Строительство звонницы было начато в 1174 г. мастером Вильгелом (Гульельмо) из Инсбрука и мастером Бонанно. Подобно собору и баптистерию, имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый лейтмотив ансамбля, объединивший все три здания. Вследствие неравномерной осадки грунта пизанская кампанилла накренилась накренилась ещё в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению звонницы, верхний ярус, законченный в 1301 г.,с целью восстановить равновесие был смещён в сторону, противоположную наклону башни. «Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе с готическим кампосанто (кладбищем) составляют исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль». (Тяжелов)

 

Сан Микеле-ин-Форо, Лукка, 1070 г. «В ломбардских церквах XII века главная роль принадлежала фасадам. В их убранстве применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики-крыльца, скульптурный декор. Церковь сан Микеле-ин-Форо с ее коротким планом скрыта за внушительным фасадом». (Тяжелов)

Фасад, правда, построен позднее, в XIII веке. В нем большой интерес к ажурности. Украшенность достигается даже большая, чем от скульптуры. Колонны уже часто создаются, а не уворовываются. Интерьер очень суровый, с коринфским ордером.

 

Сан Джованни (Флоренция). Ок. 1059-1128 (здесь крестили Данте). «Ядро составляет , по-видимому, позднеантичная постройка – характерна «двухслойная» обработка фасадов: ряд легких пилястров, колонок и арок образуют объемный слой, фоном сложит плоская инкрустация из архитектурных мотивов». (Тяжелов).

Мощные выступы, полихромные пластины, ордерная система, четкие яруса, аттик (http://en.wikipedia.org/wiki/Attic_style), венчающий композицию.

Первый баптистерий был построен во Флоренции не позднее V века. Ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы. Вплоть до XIX века именно здесь крестили всех уроженцев Флоренции. Среди них — Данте иМедичи. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков. Центральная мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.

Двери.

Наиболее древними являются южные двери (ворота), созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 гг. также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в1425—1452 гг. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.

Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

 

 

Сан-Маниато-аль-Монте. Флоренция, большая часть закончена в XIII в (начато в 1018).
Классический пример романской архитектуры: прочитываемое пространство, полихромный мрамор, плоскостные решения. Интерьер снова, как и везде в Италии, фактически, испытывает влияние севера.

Трехнефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами, без трансепта. Ее западный фасад в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери. Скаты боковых нефов покрыты косой штриховкой, а выступающий вверх торец центрального нефа декорирован прямоугольниками и кругами. Мотив арок снова повторяется во фронтоне, на этот раз лишь в виде инкрустированного орнамента. Верхняя часть включает мозаику XII века «Христос между Мадонной и Св. Миниато».

Интерьер церкви — прекрасный образец романско-флорентийской архитектуры (первоначально здание принадлежало женскому монастырю Бенедиктинского ордена, а в1373 году стало собственностью мужского монастыря — Монте Оливето). Три нефа имеют перекрытия стропильного типа. Пол центрального нефа выложен мраморной мозаикой со знаками Зодиака и символическими животными. На стенах сохранились фрагменты фресок XIII—XIV вв. Следует обратить внимание на Крипту — обширное пространство, окруженное решеткой из кованого железа (1338 г.). В алтаре XI века хранятся останки Св. Миньято. На сводах крипты можно видеть остатки фресок Таддео Гадди (1341 г.). Вызывает восхищение высокий Пресбитерий с прекрасной кафедрой (1207 г.) и сиденьями из резного дерева. В конхе апсиды — большая мозаика, представляющая Христа на троне (1297 г.), справа от него Богоматерь, слева король Армении (Rex Ermenie), возлагающий корону на единственного истинного Царя. Справа от Пресбитерия находится вход и Сакристию, расписанную фрескамиСпинелло Аретино (1387 г.) со сценами Легенд о Св. Бенедикте.

 

Св. Иоанн Отшельников (San Giovanni degli Eremiti), Палермо, ок. 1136. В IX в. Сицилия и южная Италия пережила нашествие мусульман: арабы завоевали Сицилию и часть Южной Италии вместе с городом Бари. Нападению подвергся даже Рим, в связи с чем папа Сергий Второй был вынужден уплатить захватчикам дань. Отдельные арабские походы достигали даже Женевского озера в Швейцарии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.