Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОТ ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВОДИТЕЛЬ



Искусство вождения. Каким должен быть настоящий водитель.

Умение, искусство — такое определение слову “мастерство” предлагает Толковый словарь. Первое из этих понятий предполагает набор определенных навыков, требуемых при выполнении какого-то дела. Слово “искусство” скорее характеризует уровень развития этих навыков. В таком случае мастерство управления автомобилем можно рассматривать как комплекс умений, позволяющих искусно водить автомобиль. Безусловно, вождение автомобиля, как и любое другое дело, требует искусства. А искусство, в свою очередь, предполагает творчество, трудолюбие критическое отношение к себе.

Если сравнить водителей по их отношению к собственному мастерству, то можно еще раз убедиться, что многие склонны принимать желаемое за действительное. Позволим себе назвать таких водителей идеалистами. Им хочется быть отличными водителями. Стремление вполне понятное. Кому не хочется? Но идут они к этой цели ложным путем. Вместо того, чтобы действительно стремиться повысить свою квалификацию, они наделяют себя правами аттестационной комиссии и присваивают себе самый высокий класс. И отныне начинают относиться к себе как к заслуженному мастеру, т.е. поднимают на смех каждого, кто осмелится завести разговор о недостатках в их вождении. Разубедить таких людей очень трудно, так как во всех неприятностях, которые с ними случаются, они обычно обвиняют только других.

Представителей другой группы водителей можно назвать реалистами за их критическое отношение к своим недостаткам. Они обладают не меньшим желанием стать отличными водителями, но понимают, что для этого надо постоянно совершенствоваться. Этим они и занимаются в меру своих знаний и возможностей.

Каков же реальный уровень мастерства у этих столь различных по самооценкам групп водителей? Об этом вполне определенно говорят результаты исследований, в которых представители каждой группы были проверены по ряду тестов, охватывающих наиболее важные навыки по управлению автомобилем. Водители-реалисты значительно превзошли идеалистов по результатам всех тестов. Кроме того, анализ ДТП и нарушений ПДД* за предшествующие годы показал, что их количество у реалистов значительно меньше. И это не случайность. Ведь вряд ли удастся найти человека, который добился успехов без творческого отношения и постоянной потребности совершенствоваться в том деле, которое он выбрал.

Конечно, чтобы стать мастером своего дела, нужны еще и способности. Способности можно сравнить с фундаментом, на котором строится здание мастерства. Из чего же состоит фундамент мастерства водителя автомобиля?

ВОТ ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВОДИТЕЛЬ

• Хорошее физическое и психическое здоровье.

• Острое зрение и слух.

• Сообразительность и способность быстро принимать важные решения.

• Способность быстро сосредоточивать и распределять внимание.

• Эмоциональная уравновешенность.

• Способность к взаимодействию с большим количеством объектов и выделению из них главных.

• Ловкость, хорошая координация движений.

Для оценки уровня развития названных выше способностей разработано много различных методов. Например, чтобы оценить эмоциональную уравновешенность водителя, ему дают следующее задание. При появлении на табло специального прибора светового сигнала он должен быстро погасить его нажатием на определенную кнопку. Если же световой сигнал сопровождается звуковым, то нажимать на кнопку не следует. При небольшой скорости подачи сигналов большинство испытуемых успешно справляется с заданием. Но картина резко меняется при увеличении скорости. Опыты показали, что неуравновешенные люди в этом случае начинают делать множество ошибок, а некоторые даже впадают в панику.

Но можно ли считать всех водителей идеальными с точки зрения имеющихся у них способностей? И как же быть тем, кто не входит в их число7 Можно сказать одно: унывать не следует. Здесь к месту напомнить историю, происшедшую с Максимом Горьким и Федором Шаляпиным. Оба они хотели вступигь в хор. Но приемная комиссия Шаляпина не приняла. Горький же успешно сдал экзамены и был принят.

Многочисленные исследования показали, что отделить плохих водителей от хороших, просто сравнивая их по уровню развития каждой способности в отдельности, практически невозможно. Это говорит о том, что даже имея некоторые недостатки, можно быть хорошим водителем. Конечно, если они не ярко выражены.

Объясняется это одной очень важной особенностью, практически присущей всем людям, — саморегуляцией, т.е. способностью компенсировать одни недостатки развитием других способностей, а также возможностью тренировки слаборазвитых качеств

Выработать свой стиль непросто. Для этого нужно знать не только все свои достоинства, но и все недостатки. О достоинствах люди говорить любят, с усердием ищут их у себя и находят. С недостатками дело обстоит значительно хуже. Не то чтобы искать, но и замечать их у себя большинство не желает. Поэтому тем, кто купил автомобиль, хочешь не хочешь придется поработать над собой в этом направлении.

Каким же образом можно компенсировать недостатки в способностях? Многие водители имеют не 100-процентное зрение. Это важный недостаток, но он практически устраняется ношением очков. Некоторые водители не очень хорошо слышат. Но они вполне успешно могут компенсировать этот де- фект повышением зрительного внимания. Если водитель не умеет ориентироваться и принимать решения в новой и неожиданной обстановке, то лучше всего, если он научится заранее выявлять и избегать опасные для него ситуации, либо доведет до автоматизма требуемые ответные реакции на них.

Управление автомобилем не требует такой силы и выносливости, как, например, работа шахтера, но зато по быстроте и координации движений может быть сопоставлено с футболом. Но если хороший футболист старается неожиданностью и скоростью своих движений обвести соперника, то у водителя задача скорее противоположная. Хорошая реакция и координация нужны ему для того, чтобы вовремя среагировать на появившуюся опасность.

А что делать водителю, у которого реакция не очень хорошая? Оказывается, водитель может сократить время реакции в 1,5—2 раза, если он заранее приготовится к появлению опасности. Это значит, что даже обладатель не очень хорошей реакции может компенсировать свой недостаток умением распознавать заранее возможные изменения обстановки и приготовиться к необходимым действиям. Если мысль водителя опережает его движения, то у него всегда в запасе будет несколько десятков метров и секунд, необходимых для избежания опасности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.