Здавалка
Главная | Обратная связь

Русская культура 16 века



На рубеже XV - XVI вв. завершился процесс объединения русских земель, исчезли послед­ние остатки зависимости от монголо-татарских ханов, сложилось русское централизованное государство, которое в отличие от мононациональных государств Западной Европы изна­чально формировалось как многонациональное.

Литература тех лет полна назидательности и поучительности. Во времена Ивана Грозного появляются знаменитые «Четьu-Минеu»,двенадцатитомное сочинение на двадцати семи тысячах страниц включало книги Священного Писания с толкованиями, жития свя­тых, различные сочинения отцов церкви, а также фрагменты нерели­гиозных сочинений. Этот сборник был рассчитан на ежедневные чтения в течение всего года. Тогда же появляется и не менее знаменитый «Домострой» протопопа Сильвестра, регламентирующий всю семейную, домашнюю жизнь русского человека.

В литературе этого времени начинает развиваться публицисти­ка. Самым образованным и талантливым публицистом был Максим Триволис, более известный под именем Максим Грек(1470-1556).В своих произведениях он описывал реальную русскую действитель­ность, обличая злоупотребления.

АРХИТЕКТУРА. Возвышение Москвы положило конец феодальной раздроблен­ности и вместе с тем культурному обособлению княжеств. Это обу­словило расцвет московской архитектуры, которая заимствовала традиции владимиро-суздальской и псково-новгородской архитекту­ры. Новое положение Москвы требовало развития монументального строительства, имевшего государственное значение. Архитектурным символом государственной мощи стал Кремль,стены которого стали возводиться заново в конце XV В., во время царствования Ивана ІІІ. Для перестройки Кремля были приглашены миланские инжене­ры Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антон Фрязин и др.

Под их руководством были возведены Тайницкая (84), Водовозная (85), Спасская (86), Боровицкая (87) башни. Приглашая иностранных мастеров Иван IIIхотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства, но не утерять при этом национальных традиций. Поэтому строители почти полностью сохранили старое расположение стен, сделав их еще более величественными и высокими. Замысел удался. Кирпичные стены общим протяжением более двух километров с восемнадцатью башнями оказались не только грозной твердыней, но и замечательным архитектурным произведением. После завершения строительства стен и башен в 1515 г. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы.

Стремясь к постройке зданий, которые соответствовали бы мощи и великолепию его власти, Иван III приступил в сооружению нового Успенского собора (88), который должен был стать главным храмом Московского государства и затмить своим величием новгородскую Софию. Сооружение собора было поручено приглашенному из Италии архитектору Фиораванти,прозванному Аристотелем за «строительную мудрость».

Строительством Успенского собора было положено начало длинной череде новых зданий в Кремле. Оно было про­должено возведением на центральной площади Архангельского собора (89), предна­значенного быть усыпальницей москов­ских царей. Его строительством руково­дил также итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый), который, сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма с хорами, применил в наружном убранстве пышные архитек­турные детали венецианского чинквu­ченто. Из основных храмов Московского Кремля только Благовещен­ский соборбыл построен русскими мастерами. Он служил домовой церковью великих князей и царской семьи и поэтому непосредст­венно сообщался с дворцовыми покоями.

Кстати, количество куполов не могло быть произвольным. Один купол символизирует Главу Церкви – Христа, пятикупольные храмы – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольные призваны напоминать верующим о 12 апостолах. С начала 16 века в России появляются шатровые храмы, символизирующие царскую власть, принципы единоначалия. Наиболее знаменитым шатровым храмом (столпообразное сооружение с конструкцией верха в виде шатра) является церковь Вознесения в Коломенском (90). Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово-купольного храма. Храм Вознесения, легкий, устремленный ввысь, удивительно гармоничный. В нем нашел воплощение художественный идеал времени и очевиден разрыв с византийской традицией.

Не менее замечательным памятником архитектуры 16 в. является храм Покрова Богородицы на Рву, более известный всему миру как собор Васuлия Блаженного (91,92). Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником. Архитектурный ансамбль собора состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Центральная шатровая церковь окружена восемью другими. Храм представляет собой сложную в плане звездчатую форму. Все его части поднимаются из единого мощного каменного помоста и соединяются галереей-гульбищем. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича с белым резным декоративным камнем Нарядные луковичные главы собора появились в конце 16 в., а цветистая роспись - в 17-18 вв.

Чрезвычайно интересен псковский памятник XVI века — двойная церковь Покрова и Рождества в Пскове (93), некогда принадлежавшая Покровскому монастырю. Это как бы срощенные два одинаковых строения с общей стеной между ними. Они представляет редчайший пример церкви-двойни в истории древнерусского храмозодчества. С южной стороны храм – Покрова Богородицы, а с северной – Рождества Богородицы.

ЖИВОПИСЬ.После Андрея Рублева крупнейшим художником был Дионисий(ок. 1440 - 1502-1503). Он не был иноком, у него было двое сыновей, работавших вместе с ним. Важнейшим среди сохранившихся его творений является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (94), дошедший до нас почти полностью. Храм посвящен образу Богоматери, и ее прославление становится лейт­мотивом работ иконописца. В храме представлены три крупные торжественные композиции - «Собор Богородицы»,«О тебе радует­ся» и «Покров Богородицы» (95-99). Они написаны на темы одноименных песнопений, вместе составляя «Акафист» (цикл песен в честь Бого­матери). В центре каждой композиции помещена фигура Богомате­ри, восседающей с младенцем на коленях или же стоящей с покро­вом в руках, на фоне высокого пятиглавого собора. Вокруг много­людными толпами расположились славословящие Богоматерь свя­тые и простые смертные. Яркие красочные сочетания, пестрые узо­ры одежд и архитектуры, радужный ореол вокруг Богоматери соз­дают впечатление праздничное, торжественное.

Фресковая живопись Дионисия является глубоко духовной: в спокойном ритме, чистоте и светлых тонах выражена им идея всеоб­щей гармонии, благоустройства мира. Это подчеркивалось им также особыми живописными приемами. Например, Дионисий выписывал, чрезмерно удлиненные фигуры с плавными движениями и жестами, что делало их почти бестелесными, а образы идеально-возвышен­ными.

В живописи 16 в. мы отмечаем еще большее усиление симво­лического начала, стремление к отвлеченному мудрствованию, к истолкованию в художественных образах важнейших христиаских догматов. Доказательны в этом отношении росписи кремлевских палат, в том числе и Грановитой (100). Изображенные космические просторы (воздух, солнце, луна, земля, ангелы), а также пути человеческой жизни (Спас, евангелисты, врата рая) сопровождались различными аллегорическими образами.

В это время происходит эволюция портрета. Портретные фигуры русских князей заполняли росписи Золотой и Грановитой палат, Благовещенского и особенно Архангельского соборов. Конечно, эти портреты еще условны, но они являются первыми попытками внешней индивидуализации кон­кретных персонажей, что уже никак нельзя назвать иконой.

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.