Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет №11. Живопись и скульптура 18 века.



Наиб. достижением был портрет :камерный(важен сам ч-к;личное удовольствие) и парадный(читаемый, кто?род деят-ти)Портретисты начала столетия преодолевали ограниченность образного строя парсуны* (портретное сходство, плоскостное письмо).
1)Живопись
Иван Никитич Никитин сын священника, преподавал арифметику и рисование, был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. портрет Петра I , Анны Петровны(дочь Петра)
Андрей Матвеевич Матвеев большую роль как руководитель— организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, — и сам участвовал в их исполнении. Портрет Голициной. 1725г-созд-т аллегорию в живописи, обнаженные.

В 1760-е гг. подъем русской художественной культуры достигает своего апогея. К этому времени в живописи утверждается классицистическое направление. В живописи наиболее отчетливое выражение классицизм нашел в исторической картине — жанре, особенно культивируемом Академией художеств(учили анатомии также).Принципы академизма:3-слойность композиции: 1слой главный, выдел-ся цветом и светом, 2-ой «масовкка, 3-ий - пейзаж

академик, профессор и директор Академии, Антон Павлович Лосенко (1737—1773). Основ.область твор-ва историч. живопись. «Прощание Гектора с Андромахой». «Владимир и Рогнеда»

Федора Степановича Рокотова Писал портреты императрицы и крупнейших государственных деятелей. Работал и в жанре парадного портрета. Портрет Екатерины II

Младшим современ-м Рокотова был Владимир Лукич Боровиковский знаменитый Портрет М. И. Лопухиной.
Таким образом, для русской живописи 18 век был периодом рождения и формирования ее основных жанров — исторической картины, бытового жанра, пейзажа; одновременно это был первый период яркого расцвета русского портретного искусства. Портрет воплотил передовые воззрения эпохи на ценность человеческой личности.

Скульптура
Памятник Петру I. В 1716 г. в Россию из Парижа приехал итальянец Бартоломео Растрелли (1675—1744) — архитектор и скульптор. Создал замечательный бюст Петра I, передающий волевой и страстный характер императора. Конный памятник установлен у Михайловского замка.

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком. Позже, в 1732—1741 гг., Б. К. Растрелли создал эту скульптурную группу. Автор противопоставил монументальную фигуру императрицы и изящную, лёгкую, переданную в движении фигурку мальчика-пажа.

Бдение Александра Македонского. Это одно из лучших произведений Козловского. Сидящий юноша склонил голову на левую руку, а в правой держит шар. Так будущий великий полководец испытывал свою волю: стоило ему задремать, как пальцы разжимались, и шар со стуком падал в чашу. Поза выражает одновременно усталость и скрытую энергию.

Памятник А. В. Суворову. Самое известное творение Козловского —на Марсовом поле в Спб. В руках у него меч и щит с российским гербом, на голове античный шлем, тело облачено в средневековые латы. В этом могучем герое трудно узнать Суворова, который не отличался ни большим ростом, ни богатырским телосложением.

Марсий. Феодосии Фёдорович Щедрин. 1 из немногих русских скульпторов, умевших изображать обнажённое тело в мраморе. В древнегреческой мифологии сатир Марсий, достигший мастерства в игре на флейте, вызвал на музыкальное состязание Аполлона. Бог победил Марсия и в наказание за дерзость содрал с него кожу. Привязанный Аполлоном к дереву, герой изгибается, стремясь освободиться, каждая мышца его тела напряжена. И хотя самих пут не видно, зритель чувствует, как они сдерживают порыв Марсия к свободе.

Этьен Фальконе, Мари Анн Колло. Памятник Петру I в Спб. В 1764 г. русский посол при французском дворе князь Голицын получил от императрицы Екатерины II необычное для дипломата задание: найти во Франции скульптора, достойного создать памятник Петру Великому. Согласно объяснениям того времени, императора следовало изобразить «стремящимся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основание, и простёршим правую руку к своему народу». Гора здесь обозначает «трудности, понесённые Петром», а прыжок коня — «скорое течение дел его».. Но скульптор нашёл способ сделать её устойчивой: помимо двух очевидных опор памятника — задних ног коня — здесь есть и третья, скрытая: его хвост соприкасается с извивающимся под копытами змеем — символом зла. В 1782 г. памятник был установлен на Сенатской площади, выходящей на берег Невы.

13 ТЕАТР, МУЗЫКА, ЖУРНАЛИСТИКА XVIII В.Театр – иностранное явление. Начало при Алексее Михайловиче. Возродился при Петре I. 1702 – Петр I создал Публичный театр для массовой публики. В Москве на Красной площади специально построили здание – "Комедиальная храмина"→спектакли немецкой труппы Кунста: иностранные пьесы не имели успеха→1706 закрытие театра.. После смерти Петра и его жены Натальи→упадок театра из-за равнодушия к нему Екатерины I и Петра III. Анна Иоановна→возобновление спектаклей и маскарадов; комические спектакли. Дворцовые спектакли с участием петербургской знати. Елизавета Петровна:становления профессионального театра, Петербург – разнообразие зрелищ. Театр в Шляхетском корпусе кадетов, 1749 впервые поставлена трагедия Сумарокова "Хорев". Екатерина II: придавала театру воспитательно-образовательное значение, но театр оставался развлечением. 3 придворных труппы: итальянская оперная, балетная и русская драматическая + вольная немецкая. 1806 –Императорский театр в Москве; любительские спектакли в Эрмитажном театре. В 1790-х гг. в Москве около 15 частных театров, при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При домашних театрах были оркестры музыки, оперные, балетные труппы из крепостных. Музыка:• Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров,• широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов, • возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп,• становление системы музыкального образования, • большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности, • созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке. Положение народной музыки до Петра.В 1648 году под влиянием церкви - царский указ: скоморохам нельзя участвовать в торжествах+уничтожение масок и муз.инструметов →нелегальное положение народных музыкантов, лишение всех привилегий. Петр I в 1682→реформы→толчок развитию всего светского искусства (и музыки).При дворце – первые инструментальные капеллы. Знать и аристократы организуют «ассамблеи» - открытые музыкальные вечера. Развитие салонного (любительского) музицирования. дворяне обучались игре на инструментах, сочинялись «арии»(в последствие романсы).Развитие камерной музыки.Популярные: менуэт, полонез, вариации на тему народных песен. Середина 18 века – российская песня (на стихи русских поэтов-А. Сумароков, Г. Державин). 1763 Елизавета Петровна→Придворная певческая капелла. Ее выпускники первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский В 1755 г.первая русская опера "Цефал и Прокрис». Е. Фомин (1761–1800) – оркестровая увертюра к мелодраме "Орфей и Эвридика" – первая русская драматическая симфония. Многие сольные исполнители-муз.наставники у детей обеспеченных дворян. Оркестры крепостных театров: у каждого был рог, способный извлекать только одну ноту определенной тональности(не помеха исполнению различных произведений). Журналистика: Россия 18в. журналистика как индустрия информации. «Куранты» - рукописные предшественники газеты: сводки политических новостей для царя и ближайших бояр – несколько экземпляров. «Ведомости» - по приказу ПетраI 1702г, широкий тираж (до 4тыс экземпляров). С 1710 г. Печатается гражданским шрифтом вместо церковнославянского Содержание: пропаганда петровских реформ, обзор военных действий в Северной войне, дипломатические связи русского государства, фактам об открытии школ, описание торжественных праздничных актов. 1728 г. газета «Санкт-Петербургские ведомости» (вместо Ведомостей) при Академии наук в Петербурге: научные темы, публикация Ломоносова. «Московские ведомости» - по инициативе Ломоносова в 1755г. + академический журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Первый частный журнал – "Трудолюбивая пчела" А.П. Сумарокова (1759): ориентация на дворянскую аудиторию, симпатия Елизавете, и будущей императрице ЕкатеринеII; критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши. Тираж 1200. Сатирические журналы: Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец» , Д.И. Фонвизина «Друг честных людей», И.А. Крылова «Зритель», «Почта духов» - литературная направленность, однако они сумели поставить в них ряд острых соц. проблем, но критика крепостнических порядков, жестокосердие помещиков, французомания. Басни Крылова – аллегоричное представление людей. Журнал «Всякая всячина» (1769) – Екатерина II защищала сатиру на пороки, т.е. сатиру абстрактную, морализующую. Ж. единственный источник общественной информации, много способствовала литературному развитию.

14.АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ ПЕТЕРБУРГА. ЗОДЧИЕ. 18 ВЕК
Зодчий=архитектор.
В конце XVIII века на смену барокко-русский классицизм.
Основоположники – В. И. Баженов, И. Е. Старов.
В. Бренна (итальянец) – Михайловский (Инженерный) замок по проекту Баженова. (Михайловский – в нем находился храм Архангела Михаила; Инженерный – там с 1823г. Николаевское Инженерное училище)
В.П. Стасов – Московские Триумфальные ворота(1834-1838) (Станция метро "Московские ворота") в память о походах русских войск в Персии и Турции.
И.Е. Старов – Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской Лавры (Проект всей Лавры разработал Д.Трезини еще в 1715г).
Дж. Кваренги (итальянец) – здание Академии наук, Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку(1783-1787), Смольный институт.
А.Н. Воронихин – здание Горного института (1806-1811), Казанский собор (1801-1811) – задумка – архитектурный ансамбль с тремя площадями.
Тома де Томон (француз) – ансамбль Стрелки Васильевского острова: здание Биржи (1805-1810), Ростральные колонны (1806); дом графини Лаваль на Английской набережной (1800-1805).
К.И. Росси (итальянец) – Елагинский дворец с парком, павильонами и службами (1818-1822), Михайловский дворец (1819-1825), ставший Русским музеем, здание Главного штаба на Дворцовой площади.
А. А. Монферран (француз): Исаакиевский собор (1818-1858), в честь Исаакия Долматского – в его день родился Петр I; Александровская колонна на Дворцовой площади (1830-1834) – памятник победы в Отечественной войне 1812, ствол колонны вытесан из одного куска гранита и весит около 600 т. Колонна ничем не укреплена и держится в вертикальном положении только благодаря собственной тяжести.
А.Д. Захаров – реконструкция здания Адмиралтейства (1823г) – от прежней постройки-только легкая башня со шпилем с корабликом на 72-метровой высоте (кораблик символ города). Закончил Академию Художеств большой золотой медалью.
А. Ринальди (итальянец) – Мраморный дворец (1768-1785) по заказу Екатерины II для графа Г.Г. Орлова.
Ф.И. Лидваль (швед) – конец 19 века, "северный модерн", слияние новых форм с классическими: здание Второго общества взаимного кредита на Садовой улице, здание Азовско-Донского банка на Большой Морской.
постройки в СПб 18 века:
Д. Трезини: Петропавловская крепость (1712-1733), здание 12 коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду (вместе с А. Шлютером), Александро-Невская лавра (проект).
Ф.-Б. Растрелли: Зимний дворец, Смольный собор.

№15 Архитектура в России XIX века. Классицизм, эклектика.
На смену барокко – классицизм.
3 этапа классицизма: 1) Ранняя стадия (60-е и 70-е годы 18 века) 2) Период строгого (80-е и 90-е 18 века) 3) Высокий классицизм (1800-1840 гг). В начале XIX века в классицизме появляется стиль ампир. Ампир связывают с именами: А.Н. Воронихин(Казанский Собор, Горный институт), А. Д. Захаров, Жан Тома де Томон(здание Большого театра, здание Биржи).Комплекс зданий Адмиралтейства(Захаров) (1806—1823). Идея- тема морской славы России. В. П. Стасов: Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Карл Иванович Росси: Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода(1829—1834), Александринский театр (1832). Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг - исп. элементов «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко и тд), сохраняется архитектурный ордер. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. стиль К. А. Тона только для храмостроительства. Эклектика «многостильна» в отличие от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Эклектика: два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг (николаевский)Архитекторы: Быковский Михаил, Тон, Штакеншнейдер. и 1870-е—1890-е гг.(александровский. Архитекторы:Быковский Константин, Каминский, Клейн, Чичагов и др ); Причина-социальная эволюция общества России и Европы.

№16 Развитие литературы, театра, музыки в XIX веке.
Музыка:
XIX век форм. национальной музыкальной школы Развитие оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки. Повлияли: западноевропейская культура,русский фольклор. Русские композиторы выезжают за границу. Там общение с мастерами муз.искусства, получение европейского муз. Образование. Зачение: повышение профессион-зма,понимание традиций национальной музыки. Утверждение евр норм. Основанием Русского музыкального общества (1859). Просветительская деятельность. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории. Огромное внимание-изучение фольклора.Повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке.
М.И. Глинка ( 1804-1857г. ) :Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».
П.И. Чайковского –10 опер: «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.) Балет: «Лебединое озеро» ( 1876г. ), «Спящая красавица» (1889г. ) и «Щелкунчик» ( 1892г. ) +романсы.
М.П. Мусоргский. (1839-1881г.) «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская ярмарка» - М.А. Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 ) Основатель «Могучей кучки»- творческого содружества русских композиторов.
Театр. сеть русских Императорских театров: 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве- Большой и Малый. Пьесы А.Н. Островского,И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова - реализм. Актёрское искусство тоже меняется
Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин
Малый театр - драматические постановки. Большой-опера и балет. Большой Петровский театр 1825-1853 гг.
Творчество П.Чайковского. Дебюты в оперной музыке - "Воевода" (1869) и балетной - "Лебединое озеро" (1877)на сцене Большого+другие оперы(Черевички, Евгений Онегин и др).
Литература:
Рубеж 18-19вв – сентиментализм вытесняет классицизм.. Основоположник сент-зма – Н.М.Карамзин(Бедная Лиза):развивал литературный русск.яз.Отечественная война 1812 г.:подъем национального самосознания. Развивается романтизм(В.А.Жуковский «Светлана»). 1пол 19 века. А.С.ПУШКИН. В 30-е г. 19в. М.Ю.Лермонтов. Утверждение реалистического направления. ДалееН.В.Гоголь. Сильное влияние Гоголя испытали в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский,М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев,И.А.Гончаров. Философско-романтическая лирика - Ф.И.Тютчев.

БИЛЕТ 17: Живопись и скульптура в XIX веке. Основные направления, представители.
Живопись.
Первая половина 19 века. Направление-классицизм, образец для подрожания-античное искусство. Во втор четверти 19 в классицизм выражается в академизме, принятом Академией художеств как единств худож школа. Академизм консервировал классич. формы и являлся «правительственным напрвлением»-холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым СПб Академией художеств.
Основные представители
Карл Па́влович Брюлло́в ( 1799 - 1852г.г. произведения-Последний день Помпеи,Итальянский полдень(изображена девушка на фоне виноградных листьев с гроздью в руке)
Александр Андреевич Иванов(1806-1858г.г. произведения-Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, Явление воскресшего Христа Марии Магдалине,Явление Христа народу.)
В 20-30-е гг. в живописи, так же как и в других видах искусства, наблюдается отход от эстетических установок классицизма, что было связано с растущим интересом к человеческой личности, к внутреннему миру человека. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.Это нашло отражение в живописи романтического направления, ярким представителем которого был
Сильвестр Феодосиевич Щедрин((2 (13) февраля 1791— 27 октября (8 ноября) 1830.,произведения-Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега»)
Иван Константинович Айвазовский(17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года.,произведения-Девятый Вал,Лунная ночь в Босфоре,Черное море,Волна)его творчество выделяют в отдельное течение-маринизм.
В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Рождение бытового жанра в русской живописи связано с именем А.Г.Венецианова (1780-1847). Картины Венецианова («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно» и др.) явились новацией в русской живописи, тк их сюжетами стали обыденные явления крестьянской жизни. В 30-40-е гг развивается реализм. Одним из основоположников П.А.Федотов (1815-1852)(Его работы-Сватовство майора,Жена-модница,Вдовушка)
Втор пол 19 века. Утверждается реализм как истинное направление. Передвижники-творческое объединение русский художников в конце XIXв.14 человек,допущенных до соревнования за первую золотую медаль в Академии Художеств,отказались писать картины на сюжет скандинавской мифологии и покинули здание.Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати».После они и сформировали данное общество,основными направлениями которого стали реализм и импрессионизм.
представители-И.Е.Репин,И.И.Шишкин,А.И.Куинджи,И.И.Левитан.
Скульптура.
Перв трет19 века Мартос И.П. – монументальная скульптура
Демут-Малиновский В.И., Пименов С.С. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой)Ф.Щедрин – монументальные скульптурные группы Теребенев И.И. – монументально-декоративная скульптура Гальберг С.И. – скульптурный портрет Толстой Ф.П.- медальерное искусство
- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм). - скульптура связанна с Академией художеств. Академия-центром подготовки будущих ваятелей,- средоточием наиболее видных скульпторов. - темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом-ведущие в монументальной скульптуре. - большой интерес к простолюдину, -тяга к передаче натуры. - синтез скульптуры с архитектурой - органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач.- портрет-второстепенное место. - медальерное искусство.
Втор треть 19 - нач20 века. Реализма в русском искусстве. - утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры, установка монументов значительным личностям - в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов. - рождение скульптуры реалистического плана.
Иванов С.И. (1828-1903) - "Мальчик в бане" (мрамор, ГТГ ),
Антокольский М.М. (1842-1902) - историческая тематика. "Иван Грозный, "Петр 1,созерцательная, философская направленность- "Христос перед народом", "Мефистофель",Умирающий Сократ»,
Микешин М.О. (1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), памятник русским воинам в Ташкенте.
Шредер И.Н. (1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому…

18. Наука и образование в XIX веке.
Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г-объединение народа+ «просвещённый абсолютизм»Ал1. 1803 г. страна на 6 учебных округов. 1804 г. Казанский университет. 1819 г.-Петербургский. К началу XIX в. 1технич. вуз — Горный институт в Петербурге. При Александре I - Лесной институт. При Николае I - Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии. Средние учебные заведения-гимназии. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы(часто не образованы). Институты для дворянских дочерей в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске. цель институтов-воспитывать “добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек”. Общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной. Среди крестьян грамотность около 5%.
Наука в России.
Н.И.Лобачевский (1792—)неевклидова геометрия.
В.В.Петров (1761—)физика. Борис Семенович Якоби (1801—)электрохимия, метод гальванопластики.
В 1839 г. Пулковская обсерватория под Петербургом. Василий Яковлевич Струве (1793 - ) обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
Н.И.Пирогов-доклад об операциях под эфирным наркозом, полевая хирургия и мн.др.
вторая половина 19 века.
Влияние: Эпоха Освобождения.Рыночные отношения.Развитие промышленности. Образование: низкий уровень грамотности народа. С 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ+воскресные школы для взрослых. Основа среднего образования-классическая гимназия.. В конце XIX в. 81 мужская гимназия. С 1862 г. женские гимназии. Мужские реальные училища: для ср.слоёв, физика, химия, новые языки. Продолжался рост высшей школы. 22 июля 1888 г.-Томский университет(образ-е в Сибири).
Технические вузы развиты слабо, но техн прогресс требует..В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт. В 1878 г. в Петербурге Высшие женские курсы.
Чебышев -открытия в мат. анализе, теории чисел, теории вероятностей.
физика - Столетов: фотоэлектрические явления. Химия- Бутлеров: теорию хим. строения. 2 полXIX в.- Менделеев:таблица, св-ва эл-в, «Основы химии». Докучаев-почвоведение, происхожд.почв. Сеченов- он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и орг-л физиологическую лабораторию,проблемамы человеческой психики,“Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.. Мечников- развитие микробиологии, бактериологии ,медицины.

19. «Серебрянный век» русской культуры. Билет19Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX 1.Образование и просвещениеК началу 19 века в России существовали двух и четырех классные училища и три гимназии - в Петербурге, Москве и Казани. Кроме этого были специальные учебные заведения - солдатские школы, кадетские корпуса. К началу века был открыт Московский университет .К 1855 г. в империи действовали 6 университетов в Петербурге, Москве, Дерпте, Казани,Киеве, Харькове. Университетский устав 1804г. разрешил Совету профессоров выбирать ректора и деканов.Расширилась сеть учебных заведений: 20 кадетских корпусов, императорская военная академия, Артиллерийская и Инженерная академия, Горный, Земледельческая школа, Техническое училище, Строгановское училище декаротивно - прикладного искусства....Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства.В1814 г. при Александре 1 начала функционировать Императорская публична библиотека.1815-1825.. возникло 80 периодических изданий.Появился первый цензурный уставюКрупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина).2. Наука• Н.Е. Жуковский (1847—1921) — основоположник современной гидро- и аэродинамики.• К.Э. Циолковский (1857—1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики.• П.Н. Лебедева (1866—1912) Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы.• И.П. Павлова (1849—1934) Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904).• И. И. Мечников(1845—1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии.3. ЛитератураРеалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, Чехов,Куприн.

В конце XIX вв., когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство ([от позднелат. decadencia—упадок] явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев,дивидуальных переживаний. .Театр и музыкаВажнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858—1943).В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской (1864—1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и балеринаА.П. Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909—12).Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок», 1907).5.АрхитектураПреобладал стиль- ампир. Главное внимание уделялось строительству северной столицы. Петербургские архитектурные ансамбли К.И.Росси, Тома де Томона, Общественные сооружения Воронихина, Захарова, Стасова.Строительство театров, бирж, триумфальных арок, соборов, храмов.•здание генерального штаба.•Александровская колонна(Монферан)•Штаб гвардейского корпуса (Брюллов)•Здание Сената и Синода.( Росси)•Казанский собор (Воронихин)6.СкульптураОбновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой. Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной (1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912, ГРМ).7.ЖивописьНа рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Не глобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русской старины А.П. Рябушкина (1871—1924), В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала («Улица в Китай-городе.Начало XVII века», 1900, ГРМ). Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев («Видение отроку Варфоломею», 1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ).Ученик Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму («Березовая роща», 1885—89) и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения»Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир — М. Врубель и В. Борисов-Мусатов.Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», 1897, ГТГ; «Заморские гости», 1901, ГРМ; «Никола», 1916, КМРИ). Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. И это не случайно, ведь учителем Рериха в Академии художеств был известный пейзажист А.И. Куинджи. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн(использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные), так и с увлечением культурой древней Индии (противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала).

 

20) Архитектура начала XX века. Петербургский и московский модерн. В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию с Запада, сформирвавшись ,прежде всего, в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре. .).Характерными чертами для модерна стали замена четких геометрических форм более сглаженными и плавными линиями, присущими живой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения в основном использовались растительные орнаменты (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигуры животных – все, что связано с природой. В раннем модерне часто декор был даже излишне обильным, в отличие от позднего, ориентированного на лаконичность используемых украшений. Кроме того, в модерне совершенно перестал фигурировать ордер (сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карниз и проч.). Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие.Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание.Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. ".Из других образцов московского модерна можно назвать гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.Модерн получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где он развивался под несомненным влиянием скандинавского, так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги). Но на петербургский модерн оказали влияние традиции монументального петербургского классицизма. Это послужило толчком для появления еще одной ветви модерна – неоклассицизма XX в. В особняке А.А. Половцова на Каменном острове в Петербурге (1911–1913) архитектора И.А. Фомина (1872–1936) в полной мере сказались черты этого стиля.

21) Советская литература. Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР. После 1932 года использовался более узкий по значению термин «советская литература», включавший обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма. Социалистический реализмМаксим Горький (1868—1936) — «основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы», там же: «Как художник Горький завершил развитие русской классической литературы 19 века и явился подлинным родоначальником пролетарской социалистической литературы», «был инициатором создания Союза советских писателей, его первым председателем».Александр Фадеев,Николай Островский «Как закалялась сталь». ПоэзияВладимир Маяковский,Сергей Есенин,Борис Пастернак,Анна Ахматова,Марина Цветаева,Роберт РождественскийФантастикаАлександр Беляев,Алексей Николаевич Толстой,Булгаков,Братья Стругацкие

 

22Советская живопись, скульпeкра,архитектура.Официальное советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР. Живопись и графика К. Петров-Водкин. «Петроградская мадонна» А. Рылов. «В голубом просторе»В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы.Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком фактологического отображения,художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянииН. Купреянов. «Броневики»Константин Юон создал одно из первых произведений, посвященных образу революции («Новая планета», 1920, ГТГ), где событие трактовано во вселенском, космическом масштабе. Петров-Водкин в 1920 году создал картину «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)», решая в ней этико-философские проблемы времени. Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже «В голубом просторе» (1918) тоже мыслит символически, выражая «свободное дыхание человечества, вырвавшегося в необъятные просторы мира, к романтическим открытиям, к свободным и сильным переживаниям»[6].В графике тоже прослеживаются новые образы. Николай Купреянов «в сложной технике деревянной гравюры стремится выразить свои впечатления от революции» («Броневики», 1918; «Залп Авроры», 1920)[6 Основная статья: Советские плакаты времён Великой Отечественной войныПлакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период ВОВ[25].Над ним трудились и старые мастера, сложившиеся в годы Гражданской войны (Д. Моор, В. Дени, М. Черемных), и мастера следующего поколения (И. Тоидзе, «Родина-мать зовет!»; А. Кокорекин, «За Родину!» (1942); В. Иванов, «Пьем воду из родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943); В. Корецкий, «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).

Николай Андреев создал серию скульптурных портретов вождя, в том числе известную «Ленин — вождь» (1931—1932). Иван Шадр в 1922 году осоздал статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». Самое яркое его произведение — «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год» (1927). В том же году на территории гидроэлектростанции на Кавказе ЗАГЭС установлен его же работы памятник Ленину — «один из лучших». Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927).Из более зрелых мастеров отмечают творчество Сарры Лебедевой, которая создавала портреты, в том числе характерный портрет Дзержинского (1925). Александр Матвеев «Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю», а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка).
Основная тенденция развития скульптуры в 30-е годы— также тяготение к монументальности. Вера Мухина— портрет доктора А. А. Замкова (1934-35) — мужа скульптора, а также архитектора С. А. Замкова (1934-35), который приводился советскими искусствоведами как пример «собирательного образа молодого человека 1930-х годов»[21]. В 1936 году в Париже состоялась Всемирная выставка, советский павильон для которой создал Борис Иофан. Мухина выиграла конкурс на создание статуи «Рабочий и колхозница», прославившая её имя. Иван Шадр,— статуя Горького для площади Белорусского вокзала Москвы (1938) — он успел создать только небольшую модель, скульптура после его смерти была завершена бригадой во главе с Мухиной (В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд). (Ныне демонтирован).
Матвей Манизер — памятник Тарасу Шевченко в Харькове.
Сергей Меркуров — памятник Ленину в Киеве (1924), «Смерть вождя» (1927)
Николай Томский — — памятник Кирову в Ленинграде (1935—1938).
Советские скульпторы продолжают вносить вклад в фарфор, фаянс и другие материалы с большими декоративными возможностями.
Наиболее распространенным жанром военной скульптуры был портрет. В нём обобщалось героическое, трудное время. Вера Мухина была самым активным мастером при создании портретной галереи героев военного времени.). Одно из самых сильных её произведений — обобщенный портрет «Партизанка» (1942). Николай Томский создает другой тип военно-героического портрета. Его скульптурная галерея Героев Советского Союза сочетает классическую героизацию с пристальной индивидуальной характеристикой.
Яков Николадзе — «Портрет К. Н. Леселидзе». Евгений Вучетич -, памятник генералу М. Г. Ефремову (г. Вязьма, установлен в 1946),
В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.Николай Томский монументы генералов Апанасенко(Белград, 1949) и Черняховского (Вильнюс, 1950 — перевезен в Воронеж). Юозас Микенас создал выразительный Памятник 1200 гвардейцам в Калининграде (1946) — две устремленные вперед фигуры с четким динамическим силуэтом, памятник выражает дух победы.Кроме памятников героям войны и мемориалов в 1950-х годах устанавливались памятники историческим персонажам и деятелям культуры. В 1953 году по проекту Сергея Орлова был поставлен Памятник Юрию Долгорукому; в 1958 году — памятник Маяковскому скульптора Кибальникова. Михаил Аникушин создал памятник Пушкину (1957). В 1940-50-х продолжают плодотворно работать скульпторы старшего поколения, включая Мухину. Её наиболее удачное монументальное произведение этих лет — памятник Чайковскому у Консерватории, над которым она работала начиная с 1945 года Сергей Коненков-«Освобожденный человек» (1947),«Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева» (1949 Одна из лучших работ Коненкова — «Автопортрет» (1954)
В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, экономическое положение упрочилось, и перед архитектурой открылись широкие возможности. Началось масштабное строительство — жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, проектировались новые города и поселки.
Разрабатывался и распространялся стиль советской архитектуры. Его питали разные традиции — ряд мастеров хранили старые традиции, другие занимались новаторством. Члены обоих этих групп могли придерживаться двух основных тенденций — рационализм и конструктивизм.
Главой рационалистов был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредотачивалось на проблеме художественного образа. Искания основывались на широком применении новейших строительных материалов и конструкций..
Архитекторы-конструктивисты подчеркивали важность учёта функционально конструктивной основы строительства, кроме того — боролись против «реставраторских» тенденций в отношении прежних архитектурных традиций, а также против «левого формализма», как часто назывались поиски некоторых современников. Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявил себя в начале 1923 года, когда братья Веснины начали проект Дворца труда в Москвеv.
В результате общих устремлений рационалистов и конструктивистов зародилось и получило дальнейшее развитие новое направление советской архитектуры в целом. Работы этого направления — конкурсные работы на проекты здания московского отделения «Ленинградская правда», акционерного общества «Аркос» (арх. Иван Фомин), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (арх. Константин Мельников), московского телеграфа (арх. Иван Рерберг) и т. д.
Индивидуальный дом с сенями и русской печью считался отвечающим задачам построения общества, с другой стороны — возводились и громадные дома-коммуны. Много строится рабочих и сельских клубов, изб-читален, народных домов. Постепенно складывается новый тип общественного здания. По проэкту Константина Мельникова в Москве было построено 5 клубов: имени Русакова, имени Горького, имени Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник».
Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934) братьев Весниных — типичное проявление конструктивизма: большие, ничем не украшенные плоскости, обширные застекленные поверхности, свободная композиция разных объёмов, динамичность композиции. Они же возвели Днепровскую гидроэлектростанцию — лучший образец промышленного строительства 1920- начала 1930-х годов.
В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Стилевые тенденции располагались между двумя крайними точками — конструктивизмом и традиционализмом. Влияние конструктивизма ещё мощно ощущалось, вдобавок, завершались стройки зданий, начатых в этом стиле в 1920-е годы: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (1928-40, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх), театр в Ростове-на-Дону (1930-35, те же; взорван нацистами, позже восстановлен), здание комбината газеты «Правда» (1931—1935, Пантелеймон Голосов), ансамбль площади Дзержинского в Харькове со зданием Госпрома (Сергей Серафимов и Самуил Кравец). Эти искания продолжали некоторые архитекторы 1930-х годов: Аркадий Лангманпостроил Дом СТО (1933-36; совр. здание Государственной Думы в Охотном ряду). Лев Руднев и Владимир Мунц возвели здание академии им. Фрунзе — строгое в формах, расчлененное и величественное. Очень удачен созданный в 1936-38 гг. группой архитекторов Крымский мост.
Жолтовский же в эти годы возглавляет традиционалистическое направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассициста. В 1934 г. он строит жилой дом на Моховой, прилагая к современному по планировке и конструкциям зданию — большой ордер, который не имеет конструктивного смысла. Вообще, в 1930-е годы колоннада становится излюбленным декоративным приемом, подчас в ущерб внутренней конструкции и удобствам.
Архитекторы пытаются соединить старое и новое.
Московский Метрополитен также создавался мастерами, находившимися под влиянием двух этих разных тенденций. Иван Фомин проектирует Красные ворота (1935) и Театральную (1938,), ориентируясь на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935,) и Маяковскую (1938), стремясь к преодолению материала, облегчению конструкций, легкости, рациональности. Он использует для этого современный архитектурный стиль и новые материалы.
К концу десятилетия классицизирующие тенденции побеждают конструктивные. Архитектура приобретает оттенок парадной пышности. Начинается эпоха сталинского ампира.
В 1955 году принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинскому ампиру.
Началась застройка районов крупными массивам.
По такому новому принципу построены районы Химки-Ховрино (арх. Каро Алабян) и кварталы Юго-Запада Москвы (арх. Яков Белопольский,Евгений Стамо и др.), район «Дачное» Ленинграда (арх. Валентин Каменский, Александр Жук, Александр Мачерет, Г. Н. Николаев).
При типовой индустриальной застройке возрастает роль крупных общественных сооружений с индивидуальным лицом, которые придают районам своеобразие.
Тогда была построена гостиница «Юность» (Москва, 1961, арх. Юрий Арндт, Т. Ф. Баушева, В. К. Буровин, Т. В. Владимирова; инженеры Нина Дыховичная, Б. М. Зархи, И. Ю. Мищенко). Она сделана с использованием крупных панелей, тех же, которые применялись в жилищном строительстве. Облик здания простой, формы геометрически четкие. Государственный Кремлёвский дворец (1959—1961) — пример лучших общественных сооружений этого времени (арх. Михаил Посохин). Дворец пионеров в Москве (1959-63) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной высоты, объединенных между собой пространственной композицией.
В 1960-70-х гг. развивался новый стиль архитектуры — простая, экономная, на основе новой индустрии и выражающая возможности современной техники. Важные объекты этого периода — Проспект Калинина (1964-9, арх. М. В. Посохин). Останкинская телебашня (1967) доказывает рост технических возможностей в эту эпоху.
Стиль советской архитектуры этого времени эволюционирует. Он отходит от рационализма, преодолевает сухость, присущую раннему этапу, и затем выдвигает новыую проблему — соответствие органическим формам. Пример решения этих вопросов — Дворец художественных выставок в Вильнюсе (1967, арх. В. Чеканаускас),. Появляется тяготение к кривым линиям, перетеканию форм, при сохранении достигнутой ранее строгости и целесообразности архитектурных сооружений.

 

23. Кино и театр советского периода ТЕАТР: МХАТ – первый академический частный театр (1989г), «Современник», Камерный театр – широко распространены, театр на Таганке, Большой драматический театр, Мариинский•40-50е годы: бесконфликтный театр, лакировка дейсвительноти•50-60е годы: ослабление железного завеса, расцвет советской драматургии, в Москве открыты 2 новых театра•70-80е годы: драматургия новой войныОБУЧЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ сейчас: школа-студия МХАТ, училище Щепкина, имени Щукина, Екатеринбургский институт, Московский государственный (МГУКИ), институт кино и телевиденияОТНОШЕНИЕ ТЕАТРА К РЕВОЛЮЦИИ: сформулировано Луначарским. Театр перешел на иждивение государства, появление принципиально нового социалистического театра (отношение к постановкам, смыслу произведений и тп). Имеет и хорошие и плохие последствия. Два направления в театральном процессе Советской России: академические театры (АКИ) и движение «Театрального октября» (разрабатывал Мейерхольд – он же поставил Мистерию-буфф по Маяковскому). Новые формы революционного театра: площадные театрализованные действа, создание фронтовых театров. Станиславский: создал актерскую систему. Актеры должны жить своей ролью, учение о паузе по Станиславскому.КИНО: на 13 съезде компартии определена роль: социалистическая агитация и просвещение. 32 год – время слияния всех видов искусства в СССР. Самым популярным жанром всегда оставались комедии.фильмы 50х : поднимается тема военного подвига, освещается лицо русского солдата. Также киноиндустрия этого периода удовлетворяет потребности быстроразвивающегося научного мира – выпускается большое количество научных и документальных фильмов, в том числе биографии известных личностей. Наиболее известный фильм из довоенных – «Броненосец «Потемкин»» С. Эйзенштейна Фильмы 60х: время романтического подъема, оттепель. Наиболее значимый режиссер – Тарковский. Развивается творчество в республиках. В 70х снова ужесточается цензура, партия требует коммунстически направленных произведений. 80е – период изменения работы ГОСкино (который регулировал весь процесс съемки картин). На сегодняшний день советское кино очень высоко оценено. Заслуги режиссеров, актеров, сценаристов признаются не только на территории бывшего СССР, но и во все мире.

 

25. Культура осажденного Ленинграда.
Первые месяцы блокады→резкий спад культурного развития Ленинграда, но его развитие не пришло к «нулю», постепенно начали работать театры, различные концертные мероприятия возобновлялись. Были популярны поэтические вечера.
Музыка и театр
Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры. К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие, часто – целые коллективы, эвакуировались.
11 января 1942 – концерт «Полгода Великой Отечественной войны» в Капелле.
23 апреля по радио прозвучала первая передача оперного цикла – отрывки из оперы Верди «Травиата».
9 августа – Седьмая (Ленинградской) симфония Д. Шостаковича в Филармонии + трансляция по радио: ее слушали жители города и бойцы на фронте.
Радио являлось «нитью жизни» для горожан, оно имело и несколько специальных направлений: для партизан и населения оккупированных районов области, для воинов фронта и моряков Балтики, детское вещание. Передачи шли не только на осажденный Ленинград, но и на страну.
Живопись и художники – военный пейзаж, где в изображение городского пространства вносится элемент сюжета. "Военный портрет" и "блокадный портрет.

26. Культура периода хрущевской «оттепели»
Период с середины 50-х до середины 60-х – хрущевская «оттепель».
Литература: стали выходить, новы журналы «Юность», «Молодая гвардия»,»Москва», «Дружба народов», «Вопросы литературы», возобновилось издание «Иностранной литературы». В худ. литературе противоречия нашли выражение в противостоянии консерваторов- традиционалистов (Ф.Кочетов- журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь» и примыкающие к ним журналы «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия») и демократов (А. Твардовский – журналы «Юность», «Новый мир»). Наиболее ярко идеи оттепели отражали пьесы В. Розова, книги В. Аксенова, А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильм М. Хуциева «Застава Ильича». Правду о тоталитаризме выражали произведения В. Шаламова «Колымские рассказы», А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , «Матренин двор», работы Е. Гинзбург, М. Дудинцева.
Театры: в 1960- х годах образование общественных театров –«Современник» Олега Ефремова и Галины Волчек, «Театр на Таганке» Юрия Любимова в Москве- они стали своеобразными центрами инакомыслия. Их постановки были своего рода протестом против надвигающегося неосталинизма (застоя). Коренная перестройка началась и в других театральных коллективах (Большой драматический театр Георгия Товстоногова и Малый драматический театр Льва Додина в Ленинграде). Особой популярностью пользуются у зрителей пьесы В.Розова « Вечно живые», а также А. Вампилова «Утиная охота», «Старший сын». Подлинную любовь зрителей завоевал Московский театр драмы и комедии на Таганке рук. Юрий Любимов, известный актер – Владимир Высоцкий. Здесь были поставлены « Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта, « Десять дней , которые потрясли мир» по Дж. Риду, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, « Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. Среди других театров выделялись Театр имени Ленинского комсомола ( Марк Захаров), «Современник» (Г.Волчек), театр им. Вахтангова (Рубен Симонов).
Начала «самиздата» положили списки поэмы Твардовского «Теркин на том свете» (1954). Первый «самиздатовский» журнал «Синтаксис» А. Гинзбург опубликовал запрещенные произведения Виктора Некрасова, Булата Окуджавы, Варлама Шаламава, Беллы Ахмадулиной и тд.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.