Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационные программы.



Большинство людей слушает радио в основном из-за музыки, тем не менее, для многих оно все же является источником информации.

Проведенные исследования показывают, что три четверти радиослушателей считают выпуски новостей крайне важным элементом радиовещания. Даже те, кто обычно слушает лишь музыкальные передачи, испытывают все большую потребность в информации, хотя бы краткой. Следовательно, даже на музыкальных радиостанциях информационные и новостные программы никогда не прекратят своего существования [7, с. 225].

Важный момент: новости не нужно комментировать — это задача других ведущих и других программ.

Ди-джей может позволить вести себя вызывающе и эксцентрично, и при этом пользоваться успехом у радиослушателей. Ведущий же новостей должен либо вызывать доверие, либо сменить работу. Главным в работе новостника является умение выделять среди потока сообщений самые важные и интересные, при этом важна не только оперативность и достоверность сведений, но и манера их подачи[7, c. 231]

Ведущий новостей на радио должен быть таким человеком, которого хотелось бы услышать еще раз. Он должен объединять аудиторию, будь она мировой или общенациональной, региональной или областной. Он держится свободно, но не развязно, уверен в себе, но не самоуверен, его голос — инструмент, на котором он мастерски играет.

Слушатели должны понять ведущего с первого слова. Неудачно построенная фраза, неясное выражение, нелогичная последовательность событий, недопустимыетак же и в любом радиоматериале, в выпуске новостей становятся вдвойне грубейшей ошибкой. Ведущий должен знать, о чем он говорит, и доносить свои мысли прямо, просто и точно. Информация должна быть интересной, нельзя превращать новость в скучное перечисление фактов, важно всегда искать детали, которые вдохнут жизнь в сообщение[20, c. 231].

Выпуск новостей, пожалуй, единственная форма выхода в прямой эфир, когда ведущий может позволить себе читать с листа. Но даже при этом, он обязан максимально приблизиться к разговорной речи, ведь говорить — не то же самое, что произносить вслух написанное. Это процессы глубоко различные между собой.

Новости персонифицированы в значительно меньшей степени, чем передачи других типов и степень отношения ведущего здесь выражается в том, как прочитана информация. Важно заинтриговать слушателя, удержать внимание на протяжении всего выпуска. Делать это можно с помощью изменения голосового диапазона, интонации, акцентов. Большое значение имеют темп, ритм чтения и небольшие паузы, отделяющие одно сообщение от другого. Читать новости в эфире нужно ровно, однако монотонность так же неприемлема, как и «пение» текста. У ведущего должна быть четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из его текста не имеет права остаться непонятой аудиторией [20, c. 237].

Ну и, разумеется, грамотность. Для ведущего новостей, как ни для кого из его коллег, работающих в прямом эфире, важно изъясняться по правилам русского или белорусского языка. Поэтому под рукой всегда должны быть словари. В конце концов, иногда оговорка даже привлекает дополнительное внимание и повышает интерес слушателей. Главное — не теряться при любых накладках в эфире, иначе несвязная речь наведет слушателя на мысль, что ведущий новостей, кроме как читать по бумажке, ничего не может и кроме написанного текста ничего не знает.

На радиостанциях чаще всего ведущий новостей сам же и готовит свой выпуск, поэтому он ещё должен обладать компетенциями редактора.

Так же в системе информационных жанров мы можем выделить авторскую программу.

Авторская программа — радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, иногда и продюсера. То есть автор полностью отвечает за производство: сам придумывает тему, сам пишет текст, подбирает музыкальный материал, продумывает специальный джингл, иногда находит спонсоров. Отредактировать эту программу и решить, выпускать ее в эфир или нет, может только главный редактор или программный директор [27, c. 117].

Авторская программа несет в себе творческое и личностное начало автора. Современные ведущей программа такого жанра в эфире психологически раскрепощены, ведь автор имеет полное право самостоятельно выбирать методы исследования темы, сам определяет актуальность и приглашает экспертов студию. А если подготовка зависит полностью от самого автора, то в эфире проще работать - ведь, в принципе, все должно идти по заранее разработанному плану. Авторство - это высокая степень доверия от руководства радиостанции к ведущему, и это значит, что его профессионализм и компетенции неоспоримы. Получить статус автора программы ведущий может только вместе с оптом. И обычно журналисты, которые делают на радио авторские проекты это люди, состоявшиеся в профессиональной карьере.

Автор прораммы ограничен только темой своей передачи. Ему не нужно разбираться во всем подряд - достаточно только быть компетентным в "своей" теме. Но это только одна сторона. С другой сторны, его программа должна быть максимально адаптирована для радиостлушателей, а поэтому сам автор должен не только грамотно подбирать экспертов, которые будут комментировать тот или иной вопрос, а и быть в курсе исследуемого явления. Нужно, чтобы слушателю казалось, что ведущий общается с ним, даже если тот читает текст по бумажке.

Поэтому язык авторской программы обязательно должен быть разговорным. Если в новостях используется логически строгая систаема аргументов, то в авторской программе удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство. Однако важно не допустить композиционной расплывчатости. Основная проблема здесь не столько в определении темы, сколько в самоограничении. Все понимают, что за несколько минут невозможно рассказать обо всем, однако некоторые ведущие все же пытаются это сделать, что в конечном счете приводит к легковесности. Таким образом, автор-ведущий должен конкретизировать тему, выбрать лишь один аспект из множества ее поворотов. При этом важно помнить, что в эфире должна звучать доказательная информация, которая опирается на эмпирический опыт аудитории, статистику, фактологический материал. Психологическую нагрузку имеют начало и конец передачи. Поэтому, если изложение интересное, то доказательность лучше приберечь для финала, чтобы не уменьшать значимость идеи [27, c 126].

Ведущему авторской программы слушетель доверяет, а правильно разработанная концепция передачи плзволяет вовлечь аудиторию в процесс решения той или иной проблемы, которая поднимается в рамках программы. Но при этом, если от слушетеля поступает вопрос, то журналист должен на него ответить. Самостоятельно или с помощью специалистов. Иначе обратная реакция аудитории может бысро угаснуть.

Автору передачи желательно придумать «фирменную», только ему присущую манеру здороваться и прощаться со слушателями. Например:«Здравствуйте, любезнейшие радиослушатели», «Засим прощаюсь до следующего раза». А также подобрать специальную музыкальную подложку, чтобы сделать передачу более запоминающейся. Под эту музыкальную композицию (лучше всего инструментальную) ведущему должно быть удобно говорить, а аудитории - слушать.

В целом можно сделать вывод, что в каждой конкретной программе радиоведущий выступает в том или ином образе. При этом образ и имидж понятия не тождественные. Имидж – понятие более широкое. Так как один и тот же ведущий может успешно вести в эфире несколько программ, которые отличаются друг от друга по жанрам и, соответственно, стилистике и пр., при этом разнообразие образов формируют имидж профессионала радиовещания, уникальное предложение, как для слушателей, так и для потенциальных рекламодателей.

Таким образом, подводя итоги данной главы, следует отметить, что ведущий на радио – это, фактически, лицо, визитная карточка радиостанции. Специфика ведущего радио заключается в его «незримости»: зачастую радиослушатели даже примерно не представляют, как выглядит их любимый ведущий, однако это является своего рода «тайной», которая притягивает слушателя к данной волне.

Имидж ведущего почти не соотносится с его реальным внешним видом и на 100% отождествляется слушателем с голосом, тембром, настроением, интонациями, манерой, речевыми оборотами, языком, чистотой речи, юмором, скоростью речи, ситуативными оборотами и другими характеристиками ведущих.

Слушатель поневоле дорисовывает образ ведущего в своем сознании, подгоняя недостающие черты под свои предпочтения —именно поэтому так важно «попадание» имиджевых характеристик в образы, наиболее лояльно воспринимаемые слушателем — наставник, собеседник, информатор, лидер, скептик.

Конечно, основной тон, манеру ведущего задает формат радиопередачи, однако, как правило, у ведущего всегда есть свой основной имидж-образ, ради которого слушатель, раз за разом, возвращается к любимой волне.

 

 


Глава 2. Особенности формирования имиджа ведущего на радиостанции "МВ-радио"

2.1 Общая характеристика "МВ-радио"

Современное радиовещание развивается в условиях конкурентной борьбы за аудиторию. Проблема в том, что белорусский радиоэфир изобилует похожими по жанру радиостанциями, программная политика которых строится по одному и тому же принципу —музыка, несколько развлекательных программы, новостные выпуски. Ну и, конечно же, реклама — как средство самоокупаемости, если же радиостанцию не является. Если рассматривать радио как бизнес - средство заработать деньги — это правильная политика. Если бы только творчество журналистов на таких радиостанциях не сводилось к ведению линейного эфира, как к единственно возможной форме работы. Радио не должно выполнять только рекреативную функцию. Радио — это ещё и информация, аналитика, авторское видение проблем.

Создавая собственный имидж, радиоведущий действует с точки зрения формата радиостанции, её программной политики и ожиданий аудитории. Радиостанция не должна "подстраиваться" под ведущего, процесс формирования имиджа должен происходить в точности наоборот. Есть требования, которые представляет радиоведущему руководитель радиостанции, есть компетенции, которым журналист должен соответствовать (и как мы уже определили ранее — они различны в зависимости от жанра программы), есть запросы слушателей — это с одной стороны. А ещё есть личностные характеристики субъекта имиджа, которые должны быть во взаимодействии со всеми вышеперечисленные требования. Каждый журналист — это отдельный элемент, без которого мозаика имиджа радиостанции не соберется, не будет целостной и понятной для аудитории, но верно и то, что радиоведущий должен составлять собственный имидж, подстраиваясь под различные требования.

"МВ-радио" входит в состав Коммунального телерадиовещательного унитарного предприятия «Минская волна», которое осуществляет ряд видов коммерческой деятельности:

· в области телевидения и радиовещания

· в качестве информационного агентства

· рекламная деятельность

В настоящее время УП «Минская волна» осуществляет два основных проекта:

· Радиовещание. 4 сентября 2004 года стал днем рождения FM-радиостанции «МВ-радио». Станция выходит в эфир на частотах: 97.4 (Минск), 102.4 (Мядель), 102.6 (Крупки), 104.2 (Борисов), 104.8 (Копыль), 105.3 (Солигорск), 105.5 (Березино), 105.6 (Старые Дороги), 107.4 (Молодечно)

· Изготовление и поддержка Интернет-ресурсов [8].

Чтобы ведущий понимал, какой имидж соотносится с представлениями и предпочтениями аудитории, нужно осуществлять мониторинг интересов слушателей. Музыкальная политика, наполняемость эфира информационными программами, так же как и имидж ведущего, влияют на рейтинг радиостанции. Руководство "МВ-радио" проводит социологические исследования аудитории, используя интернет-ресурс anketki.ru[1].

Чтобы получить доступ к данному ресурсу, и поучаствовать в опросах для слушателей, нужно посетить официальный сайт радиостанции "МВ-радио" и пройти по предложенной в закладке "СЛУШАТЕЛИ" ссылке (переход осуществляется автоматически и не требует специальных навыков и дополнительного времени). Анализируя полученные в ходе опроса общественного мнения данные, можно не только составить обобщенный портрет слушателя, но и получить информацию для дальнейшего развития и совершенствования радиостанции.

Аудиторию условно можно разделить на 3 категории:

· Потенциальная аудитория. Она включает в себя всех слушателей, которые находятся в зоне "охвата" станции. Они имеют теоретическую возможность настроить свои приёмники на волну "МВ-радио" и слушать её программы. Получается, что это жители всей Минской области и города Минска включительно.

· Реальная. Радиослушатели, которые уже настроили свои приемники и впитываю в данный момент эфирный продукт радиостанции.

· Целевая. Это та аудитория, которая слушает данную станцию если не каждый день, то, как минимум, очень часто. Это люди, которые считают радио "своим", а ведущих — "родными". Целевой слушатель шлет приветы и поздравления в стол заказов, звонит в эфир, чтобы задать вопрос эксперту или ведущему. Определить на сто процентов "целевика" можно также с помощью социальных сетей. Если человек подписан на радио в твиттере или вконтакте, если он оставляет комментарии в группах и ищет понравившуюся песню на сайте радио, то вот он — человек ради которого журналисты ежедневно приходят на работу.

Реальная аудитория "МВ-радио" — это жители Минской области. Это обуславливается информационной наполняемость радиостанции и программной политикой — особенность работы информационно-аналитического отдела радиостанции "МВ-радио" — это обработка и поиск актуальных новостей Минского региона.

«МВ-радио» слушают молодые люди в возрасте 20-30 лет (53%). Хотя эфирная политика радиостанции рассчитана на удовлетворение информационных и рекреативных потребностей людей более зрелого возраста, которые составляют 31% из числа всех респондентов. Насыщенные новостные выпуски, информационно-аналитические программы все же более интересны для людей "за 30". Прогнозируемо так же вышло и то, что подростки и дети практически не слушают радиостанцию. Руководство сделало попытку удовлетворить интересы и детской аудитории (с помощью эрудит-шоу "Светлые головы" (сезонный проект — каждый из сезонов длился по 4 месяца)), но в 2014 году проект возможно уже и не возобновится — он перекочевал в архив передач "МВ-радио". Хотя из опроса следует, что возраст 16% респондентов от 10 до 15 лет.

Большинство слушателей — люди с высшем (37%) и средне-специальным (29%) образованием. Различаются так же и сферы деятельности слушателей, ведь аудитория радиостанции это представители разных профессий: от рабочих, которые лидируют в рейтинге (16%) и студентов (12%), до работников других средств массовой информации (9%), сферы обслуживания (9%) и представителей бизнеса (7%). Так же, на вопрос "Чем вы увлекаетесь в свободное время?", были получены следующие ответы:

· музыка (79%)

· кино (40%)

· компьютеры (39%)

· путешествия (37%)

· автомобили (32%)

· спорт (29%)

· кулинария (21%)

· психология (21 %)

· мода (17%)

· политика (16%)

Так же согласно опросу, слушатели находятся на каждый временной сегмент:

· 33% утром

· 29% вечером

· днем — 31%.

Сокращается аудитория только ночью (до 10%), еще 17% опрошенных сказали, что слушают радиостанцию весь день.

На основании опроса можно сделать вывод, что чаще всего радиостанцию слушают дома (43%) и на работе (40%). Однако некоторые слушатели отмечают, что обращаются к радио в любом месте, где оно доступно (32%), а почти 10% ловят радио "Минская волна" только в машине.

Стоит отметить, что аудитории "МВ-радио" нравятся различные музыкальные направления:

· популярная музыка (71%)

· рок (35%)

· диско (30%)

· электронная (23%)

· классика (21%)

· рэп (15%)

· джаз (13%)

· ритм-энд-блюз (10%)

То есть, наиболее близким для аудитории "Минской волны" является формат ContemporaryHitRadio, а не заявленный самой радиостанцией Hot&Soft АС. Возможно, именно потому из причин, которые заставляют переключиться с "МВ-радио" на другую радиостанцию более 39% опрошенных назвали — музыку, на втором месте — реклама (23%), а вот на третьем месте находятся тематические программы — их не хотят слушать 19% опрошенных. Сделать тот же вывод насчет несоответствия формата радиостанции предпочтение аудитории, можно проанализировав ответы на вопрос "Чтобы вы изменили в эфире "МВ-радио". Итак, 36% респондентов измелили бы музыкальный формат, 28% — информационные программы, а 19% слушателям не нравятся развлекательный программы.

Условно, все радиопередачи можно разделить на две категории: информационные, целью которых является обеспечение слушателей определенной информацией и развлекательные, направленные на отвлечение радиослушателей от повседневных забот. В соответствии с тем, какие передачи занимают большее количество эфиров, можно делать выводы к какому типу относится сама радиостанция. "МВ-радио" является информационно- развлекательной радиостанцией и при этом в равной степени выполняет рекреативную и информативную функцию.

Если рассматривать конкретную станцию как часть системы белорусских СМИ, то радиостанция "МВ-радио" является полугосударственной по форме собственности, музыкально-информационной по типу вещания и частично соответствующей формату AdultContemporary (Hot&Soft).

Если, следую форматной политики, музыкальный редактор решил, что в эфире никогда не зазвучит шансон или песни Григория Лепса, то так и будет. И если даже ди-джей вечерами поёт «Рюмку водки» и ночами мечтает поделиться со слушателями своей страстью, то ему следует искать себе другое место работы. Или вылечится от фанатской болезни раз и навсегда. Ведущий должен быть всеядным в музыкальном плане, ведь главное – это предпочтения аудитории. Какой же образ, руководствуясь форматом радиостанции, должен создать себе журналист? Ответ на этот вопрос заложен уже в переводе формата АС – ведущий должен быть современный и взрослый. Взрослая аудитория никогда не померит в слова радиоведущего, если услышит в голосе ноты юности и неопытности. Даже если ди-джею нет и 20-ти, он должен звучать в эфире так, будто уже достаточно умудрен житейским опытом. Чтобы создать образ взрослого человека, нужно обладать хорошими актерскими способностями и владеть собственным голосом.

«МВ-радио» по формату относится к радиостанциям, которые в равной степени отдают эфир под музыку и новости. Наряду с новостями вначале каждого, в эфире присутствуют отдельные программы информационные и информационно-аналитические. Для такой категории станций, работа ведущего очень важна и четко стоит на первом плане. Из-за большого количества информационных элементов и их разнообразия, ведущие «МВ-радио» должны отличаться также сильными редакторскими способностями.Имидж радиостанции должны создавать ведущие разного плана, которые обладают разными профессиональными и психологическими характеристиками, но вписываться в общую концепцию радиостанции "МВ-радио". Имиджи радиоведущих будут отличаться так же в зависимости от жанра программы.

В августе 2009 года в творческом коллективе радиостанции происходить смена руководителя. Директором "Минской волны" становиться Владимир Петрович Казаков. И уже осень того же года радио меняет своё название. Более современное, новая информационная политика —все эти изменения аудитория связывает уже с брендом "МВ-радио". В принципе, руководству стоило опасаться, что вместе со старым именем уйдет и наработанный имидж. Ведь изначально радиостанция была создана для того, чтобы заполнить пустующую нишу регионального вещания по Минской области.

Радиостанция "МВ-радио" с первого дня своего существования являлась официальным информационный органом учредителя (Минского областного комитета). Поэтому главная цель радио —олицетворять информативный образМинского региона.

На создание имиджа ведущего радиостанции "МВ-радио" влияют многие факторы, взаимодействие которых и определяет особенности построения позитивного имиджа радиожурналиста:

· Имидж радиостанции это ежедневная работа всего коллектива. Если какое-то звено не подходит, то механизм образа никогда не будет правильно работать. Вот почему каждый журналист, выходя в эфир или просто ведя обычную бытовую беседу в коллективе, должен понимать, что работа над имиджем – труд кропотливый и постоянный. И в любой ситуации позитивный образ сыграет только на руку, будет идти впереди объекта имиджа.

· Программная политика радиостанции определяет формы существования имиджа. Для достижения положительного эффекта все изменения (ребрендинг) должны быть не только идеально продуманы, но и оправданы.

· Чтобы конкретизировать, какой образ поможет четко взаимодействовать со слушателем, нужно изучить аудиторию. Ведь именно она определяет манеру поведения журналиста в эфире. И от слушателя зависит, какой имидж будет соответствовать той или иной ситуации.

· Образ радиостанции напрямую зависит от её формата. И первое, что руководство должно сделать – это определить в каком формате радиостанция будет вещать или уже вещает. Образы ведущих должны подстраиваться под все форматные особенности.

· Позитивный имидж радиостанции создается путем взаимодействия с аудиторией. Поэтому ведущий должен работать не для себя, а для слушателей. Определять их потребности и удовлетворять в полной мере.

· На имидж влияет не только эфирная политика, но и различные внешние взаимодействия радиостанции с обществом. Например, от того, как журналист выглядит на пресс-конференции, как он общается и какие вопросы задаёт, зависит образ радио в глазах общества. Каждый член команды должен обладать «нужными» человеческим и профессиональными качествами. Так же очень важно, как голос ведущего звучит, и какой образ (под это голос) может додумать аудитория.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.