Здавалка
Главная | Обратная связь

История рекламы лекарственных средств в России



Становление контроля за медицинской рекламой, в т.ч. и лекарственных препаратов в России установилось в 1836 г Медицинским советом – совещательным органом при Министерстве внутренних дел. Но в его компетенции не входил контроль рекламы, которая размещалась в непрофильных изданиях, на заборах или афишных тумбах, в силу того, что такой объем проблематично было проконтролировать.

В 1892 году Медицинским советом было издано постановление «О недопущении помещать какие-либо рекламные объявления в газетах о средствах, не бывших в рассмотрении Медицинского совета и не разрешенных к привозу из-за границы, равно всяких восхвалений (рекламы) способов лечения». В то же времяд, была запрещена реклама и устроение сеансов гипноза и магнетизма лицами, не имевшими медицинского образования.

В общем, уже в XIXвеке российское государство старалось пресекать популяризацию непроверенных лекарственных препаратов и услуг всяческих шарлатанов. Получалось это, как всегда с переменным успехом.

В начале XX века контроль за медицинскими объявлениями берут на себя губернские врачебные правления. Медицинский совет просто не справлялся с возросшим количеством медицинских, фармацевтических и прочих изданий, где размещалась реклама. Делегировав полномочия, совет занялся исключительно экспертизой лекарственных средств – отечественных и поступающих из-за рубежа, а также в разоблачении шарлатанов от медицины. Все результаты исследований лекарств печатались на страницах «Правительственного вестника», «Вестника общественной гигиены и судебной и практической медицины». Реклама медицинских препаратов и информация о них в других периодических изданиях была запрещена.

В 1908 г. Управление Главного врачебного инспектора совместно с Медицинским советом разрабатывают «Правила о цензуре объявлений и рекламе местными врачебными управлениями».

 

Данные правила давали четкое определение медицинской рекламы, предметом которой могли быть лечебные средства и предметы личной гигиены, какой-либо вид медицинской практики (здесь особо было подчеркнуто то, что «не должно быть помещаемо восхвалений в какой бы то ни было форме»), курорты и т.п. По своей сути, «Правила» так и остались основными регламентирующим печатную рекламу документом. Правомочность их была подтверждена при подготовке новой редакции Устава здравоохранения в 1916 г.

В советское время отечественные и импортные медицинские препараты проходили через Инспекцию по контролю за качеством медицинской продукции, которая являлась подразделением Управления лекарственных средств и медицинской техники с инспекцией по качеству МЗ СССР. Размещение в СМИ рекламы и информации медицинского характера регулировался Межведомственным советом по рекламе при Министерстве торговли.

В Российской Федерации реклама лекарственных препаратов регулируется статьей 24 ФЗ «О рекламе» (от 13.03.2006 N 38-ФЗ), реклама БАДов – статьей 25.

Если проанализировать нарушения, встречающиеся в подобной рекламе в настоящее время, то к основным придется отнести предоставление неполной и/или недостоверной информации, в том числе, отсутствие информации о наличии противопоказаний, неправомерная ссылка на рекомендации ученых, профессионалов в сфере здравоохранения или лиц, которые в силу своей популярности могли бы способствовать потреблению лекарственных препаратов.

Более серьезные нарушения обычно касаются создания впечатления ненужности медицинских консультаций, а в некоторых случаях и хирургических операций, использование образа людей в белых халатах, что может быть расценено как рекомендация эксперта принимать препарат без ограничения.

По мнению многих экспертов, в начале XXIвека имеющиеся в России нормативные акты, регулирующие правовые отношения в сфере рекламы лекарственных средств и медицинских услуг, перестали удовлетворять потребностям цивилизованного рынка.

 

Вездесущие народные целители, совершенно бесконтрольное и агрессивное продвижение БАДов, никак не согласующаяся с демографической обстановкой реклама услуг по прерыванию беременности… Это лишь немногие аргументы, которые приводились критиками существующего законодательства.

 

И вот с 1 января 2014 года вступили в силу поправки в ФЗ «О рекламе», касающиеся рекламы медицинских услуг. Была запрещена реклама услуг по искусственному прерыванию беременности. Соответствующие изменения внесены в статью 7 ФЗ «О рекламе». Наконец, реклама «народной» медицины отныне должна будет соответствовать пунктам 2, 3, 4, 5 и 7 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе». Это выбьет у «колдунов» и «вещунов» многие козыри: возможность говорить о конкретных случаях чудесных исцелений, возможность делать в рекламе предположения о наличии у потребителей тех или иных заболеваний и т.п.

Вместе с тем, рекламы БАДов нынешние поправки в ФЗ «О рекламе» не коснулись.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.