Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности проведения финансового контроля, проводимого Минфином России.



Государственный финансовый контроль (ГФК) — одна из важнейших функций государственного управления. В широком смысле — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:· ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;· нарушений финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства; · недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

39. Понятие и задачи экспертизы. Экспертиза – это исследование и решение опытными специалистами, учеными вопросов, которые требуют специальных знаний в области науки, техники, экономики, искусства или ремесла. Экспертизу назначает следователь, суд и арбитраж.

Криминалистическая экспертиза документов может быть назначена следственными органами и судом. Она осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств с целью установления преступлений и предотвращения их в будущем. С помощью этого способа можно обнаружить подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваниях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц.

Задачи судебно-бухгалтерской экспертизы:

1) проверка и установление факта и размера недостачи или излишков товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также времени и места возникновения недостачи; 2) проверка и определение размера материального ущерба, причиненного должностными и иными лицами в результате совершенных нарушений и злоупотреблений; 3) исследование документов, содержащих обоснование списания сырья, материалов, готовой продукции и товаров; 4) определение случаев нарушения финансовой дисциплины; 5) проверка и определение факта совершения хозяйственной операции, не получившей должного отражения в данных бухгалтерского учета; 6) определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности.

Также эта экспертиза решает, правильно ли была применена методика проведения документальной ревизии, и выявляет недостатки при осуществлении предварительного, текущего и последующего финансового контроля.

40. Элементы системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля– это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.

Система внутреннего контроля состоит из следующих элементов: – система бухгалтерского учета; – контрольная среда; – средства контроля.

Система бухгалтерского учета – это совокупность форм и методов, регламентированных нормативными актами и обеспечивающих учет активов и обязательств, который, в свою очередь, позволяет формировать достоверную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Важным элементом контроля системы бухгалтерского учета в отношении всей структуры предприятия является график документооборота. Различают статические и динамические графики документооборота.

Контрольная среда – это предмет оценки действий системы контроля экономической системы в целом, через оценку действий руководства по поддержанию внутреннего контроля на предприятии.

Контрольная среда экономического субъекта включает, в частности:– основные принципы и методы управления;– организационную структуру;– кадровую политику;– функциональные обязанности всех участников системы контроля;– распределение функциональных обязанностей, ответственности и полномочий;– внутреннюю отчетность для целей финансового учета и управления.

Средства контроля – это процедуры оценки системы по направлениям: контроль в сфере планирования и контроль за исполнением. Контрольные процедуры должны обеспечивать:– определение реальных финансовых планов и нормативов и своевременное доведение их до исполнителей;– определение меры ответственности за нарушение финансовых планов;– определение меры ответственности за нарушение финансовой дисциплины;– определение меры ответственности за нарушение исполнительской дисциплины;– совершение только целесообразных хозяйственных операций;– должное (в соответствии с принципами учета: полнота, достоверность, своевременность, непротиворечивость) отражение хозяйственных операций в учете и в соответствии с требованиями учетной политики организации;– ограничение доступа к активам предприятия;– выявление нерационального использования активов;– выявление необоснованных обязательств;– своевременную инвентаризацию активов и обязательств и принятие мер по результатам инвентаризации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.