Здавалка
Главная | Обратная связь

Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.



Стремление к получению максимальной прибыли есть тот критерий, который определяет поведение фирмы, как в течение короткого периода, так и в течение длительного периода.

Короткий период - это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размены своих зданий, ни количество машин и оборудования, они остаются постоянными и не зависят от объема производства.

Другие факторы производства могут изменяться и являются переменными. Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и ряда других причин.

Длительный период - это такой отрезок времени, в который фирма может изменить свою мощность в зависимости от постоянно меняющихся уровней производства.

В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства, все они становятся переменными. Фирма комбинирует факторы производства с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.
Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции на рынке. При совершенной конкуренции не одна из фирм не может влиять на цену своей продукции, если она поднимет цену, то потеряет покупателей и уменьшит прибыль. Поэтому, что бы увеличить доходы, фирма вынуждена наращивать объемы производства. Для определения оптимального объема производства, необходимо сравнивать рыночные цены и предельные издержки на одну-две (и так далее) единицы своей продукции, каждая следующая единица будет добавлять определенную сумму, как к общим издержкам, так и к общим доходам. Эта определенная сумма и будет предельным доходом и предельными издержками. Если предельный доход больше предельных издержек, то прибыль увеличивается, прибыль сокращается, когда предельные издержки выше предельного дохода. Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками. Если цена выше предельных издержек, то производство необходимо расширять. В случае если цена меньше предельных издержек, то производство нужно сокращать.
На рынке несовершенной конкуренции фирма влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продаж единичной продукции не изменен и равен рыночной цене, то на рынке с несовершенной конкуренцией увеличение продаж снижает цену, а значит и предельный доход. Чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции объемы производства и реализации продукции следует увеличить до тех пор пока предельные издержки будут меньше чем предельный доход, если предельный доход больше предельных издержек производство следует расширять, если меньше, то сокращать, если же они равны, значит фирма получает максимальную прибыль.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, являетсяпонятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночнаясистема, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизмаконтроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спросасообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - ипоставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия ипоставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, типвзаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемовпредложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.Аналогично определяется конкуренция между потребителями каквзаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремлениепревзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок ио долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический(ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынкатоварами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позицийна рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисноеобслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию черезрекламу. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства залучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновениенеизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственнойобособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью отхозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами занаибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – законрынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) можетсуществовать только при определённом состоянии рынка. Разные видыконкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояниярынка. Основными показателями являются:1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой. Рыночное соперничество классифицируется так: Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночнаясистема, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизмаконтроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спросасообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - ипоставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия ипоставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированиемнадлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляетфирмы переходить на самые эффективные технологии производства. Наконкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самуюэкономичную технологию производства, в конечном счете, означает ихустранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболееэффективные методы производства. Весьма примечательным аспектомфункционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системыявляется то, что она создает необычайное и важное тождество - тождествочастных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов,добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые"невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, илиобщественных интересов. Известно, например, что при существующейконкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинациюресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечаетих частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться отприбылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе стем, очевидно, что интересам общества отвечает использование редкихресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами.Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции сбольшими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу. В чисто конкурентной экономике действия стремящихся к прибылипроизводителей приведут к такому распределению ресурсов, котороемаксимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективноеиспользование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий.Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов, ресурсы должныбыть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получитьопределенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу(потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когданевозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобыполучить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективностьтребует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный составпродукции, производился наименее дорогостоящим образом. Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны.Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективностираспределения ресурсов в конкурентной экономике: а) нет причины, по которойконкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределениюдоходов; б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочныхиздержек и выгод или производства общественных благ; в) отрасль с чистойконкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственнойтехники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса; г)конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выборапродуктов, ни условий для разработки новых продуктов. Итак, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личнойвыгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствуетнаилучшему обеспечению интересов общества. Концепция "невидимой руки"заключается в том, что, когда фирмы максимизируют свою прибыль,общественный продукт также максимизируется. II. Модель совершенной конкуренции – необходимая предпосылка в работах классиков и неоклассиков Экономисты-классики «Конкуренция» вошла в экономическую теорию из бытового языка, и втечение длительного времени это слово обозначало только независимоесоперничество двух или более лиц. Когда Адам Смит хотел объяснить, почемусокращение предложения приводит к росту цен, он ссылался на конкуренцию,которая «сейчас же начнется» среди покупателей; когда предложение слишкомвелико, цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция междупродавцами, «или, смотря по тому, насколько важным окажется для них быстреесбыть этот товар». Следует отметить, что здесь (и обычно) слово«конкуренция» употреблялось в смысле соперничества в гонке — в гонке сцелью получения дефицитных товаров или в гонке с целью быстрейшего сбытаизлишков товаров. Конкуренция — это процесс реакции на новую силу и способдостижения нового равновесия. Смит заметил, что чем многочисленнее экономические соперники, темскорее между ними возникает борьба за преимущества с помощью наращиванияили сбивания цен: «Ремесла, в которых занято очень немного людей, наиболее, легкодостигают таких соглашений...» Если он (капитал) разделен между двумя бакалейщиками, то взаимнаяконкуренция будет вынуждать их обоих продавать свои товары дешевле, чем,если бы товар находился в одних руках. Если же весь капитал оказался быраспределенным среди двадцати торговцев, то их конкуренция была бы намногосильнее, а возможность сговора между ними в целях повышения цен намногоменьше». Это все, что Смит мог сказать о числе конкурентов. Конечно, еще что-то подразумевается и частично выражено в трактовкеконкуренции, данной Смитом, но это «еще что-то» нелегко установить точно,поскольку оно не было точно сформировано в сознании Смита. Но понятиеконкуренции, по-видимому, охватывает также несколько других элементов. 1. Экономические единицы должны иметь приемлемые знания об условияхиспользования их ресурсов в различных отраслях промышленности. «Эторавновесие может иметь место лишь в тех занятиях, которые хорошо известны идавно установились в данной местности». Но необходимая информация обычноимелась: «...надо признать, что секреты подобного рода редко можносохранять в течение продолжительного времени, а чрезвычайная прибыль можетдержаться лишь немного дольше, чем сохраняется секрет». 2. Конкуренция достигала результатов только в длительном периоде:«Равновесие всех преимуществ и недостатков для различных приложений труда икапитала может иметь место только при обычном, или, так сказать,естественном, состоянии этих отраслей». 3. Должна существовать свобода торговли; экономическая единица должнаиметь свободу войти или выйти из любой отрасли. Исключительные привилегиикорпораций, препятствующие доступу к определенным занятиям, а такжеограничения свободы передвижения, налагаемые законом о призрении бедных,являются примерами подобных вмешательств в «свободную конкуренцию». В итоге Смит определяет пять условий конкуренции. 1. Конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре. 2. Число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно бытьдостаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы. 3. Экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночныхвозможностях. 4. Должна быть свобода (от социальных ограничений) действовать всоответствии с этим знанием. 5. Нужно достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсовстали отвечать желанию владельцев, Современные экономисты явно склонны видеть в этих утверждениях больше,чем имели в виду Смит и его современники. Тот факт, что он (и многие егопоследователи) называл собственность на землю монополией (хотя рыноксельскохозяйственных земель |отвечал всем условиям конкуренции) и делал этопросто потому, что общее предложение земли считалось фиксированным,является достаточным доказательством неточности его языка. Смит не объясняет, как он пришел к этим элементам концепцииконкуренции. Мы можем предположить, что к выводу о желательности множестваконкурентов и о независимости действий этих конкурентов он пришел на основенепосредственных наблюдений. Любой осведомленный человек знал, по крайнеймере, в общих чертах, чем является конкуренция, и сущностью этого знаниябыла борьба конкурентов за относительные преимущества. И наоборот, другие элементы конкуренции оказываются необходимымиусловиями справедливости тезиса, который должен был ассоциироваться сконкуренцией: уравнивание доходов в различных направлениях, открытых дляпредпринимателя, инвестора или работника. Если постулировать, что состояниеравновесия в условиях конкуренции характеризуется равенством доходов, тогданаличие достаточного числа независимых соперников недостаточно длясуществования равновесия. Предприниматель (или другие агенты) должен знать,какие доходы можно получить в различных областях, он должен располагатьсвободой доступа к области, обещающей высокую доходность, и ему нужновремя, чтобы его присутствие в этой области стало реальностью. Такимобразом, эти условия были предпосылками аналитической теоремы, хотя ихприемлемость была, несомненно, подкреплена тем фактом, что они более илименее точно соответствовали наблюдаемым условиям. Этот набросок концепции конкуренции не был ни дополнен, ни оспорен нив чем существенном в течение следующих трех четвертей века каким-либовидным представителем английской школы. Пристальное изучение литературыоткроет, несомненно, много отдельных высказываний о формальных свойствахили реализме данной концепции, особенно в случаях применения теории кконкретным проблемам. Например, Сениор более других своих современниковинтересовался методологией и он отмечал: «Хотя в условиях свободной конкуренции затраты производства являютсярегулятором цен, их действия подвержены влиянию многих случайностей. Можносчитать, они работают идеально, только если предположить, что ничто другоене влияет на результат, что капитал и труд могут быть тотчас же и безпотерь переведены с одного вида использования на другой и что у каждогопроизводителя есть полная информация о прибыли, которую можно извлечь изкаждого вида производства. Но очевидна нереальность этих предположений.Большая часть капитала, необходимого для производства, состоит из зданий,машинного оборудования и других орудий труда, на создание которых затраченомного времени и труда, и все это может служить для осуществления толькоданных задач... Мало кто из капиталистов может подсчитать, кроме как посредним данным за несколько лет, суммы их собственных прибылей, и ещеменьшее число капиталистов может подсчитать прибыли соседей». Сениор никак не использовал концепцию совершенной конкуренции, накоторую имеется намек в приведенном отрывке, и он весьма небрежнопользуется понятием «монополия». Кэрнс, последний значительный английский экономист, придерживающийсяклассической традиции, отошел от концепции конкуренции, предложеннойСмитом. Он определил состояние свободной конкуренции как такое, при которомтовары обмениваются пропорционально затратам (труда и капитала) на ихпроизводство. По его мнению, это условие полностью выполнялось длякапитала, поскольку наличествовали большие резервы капитала, которые быстровливались в необычайно прибыльные области. Условие выполнялось толькочастично по отношению к труду, поскольку существовали иерархиипрофессиональных групп («не конкурирующих отраслевых групп»), до которыхработнику было особенно трудно подняться. Даже вознаграждения заквалификацию сверх тех, что выплачивались за расходы на обучение, былимонопольным доходом. Этот метод не был аналитически точен (Кэрнс не сказал,как уравнять затраты капиталистов и работников), не был он плодотворен иэмпирически. Термином «отраслевая конкуренция» Кэрнс обозначил силу, влияющую насоразмерность цен психологическим затратам, результатом действия которойоказывается некая степень концентрации производства продукции в однойнеконкурентной группе, и он искал объяснения обмена продуктами между неконкурирующими группами в теории взаимного спроса в международной торговле.Отсюда следует, что мы могли бы назвать отраслевой конкуренцией конкуренциювнутри не конкурирующих групп, а коммерческой конкуренцией — между неконкурирующими группами. Но Сиджвик и Эджуорт приписывали Кэрнсупротивоположные взгляды: коммерческая конкуренция — это конкуренция впределах одной отрасли, а отраслевая конкуренция требует, чтобы ресурсымогли переливаться из одной отрасли в другую. Маршалл Маршалл как обычно отказался плыть по течению, и его трактовкаконкуренции значительно ближе к взглядам Адама Смита, чем к воззрениям егосовременников. Действительно, изложение Маршалла в этой области было почтистоль же неформальным и бессистемным, как и у Смита. Основное егоутверждение: «...мы изучаем нормальный спрос и нормальное предложение в их наиболееобщей форме; мы игнорируем те аспекты, которые характерны для частныхобластей экономической науки, и сосредоточиваем внимание на тех широкихотношениях, которые присущи всей науке в целом. Так, мы допускаем, что силыспроса и предложения действуют свободно, что не существует прочногообъединения торговцев на обеих сторонах, что каждый выступаетсамостоятельно и что широко развертывается свободная конкуренция, т. е. чтопокупатели обычно беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцыстоль же беспрепятственно конкурируют с продавцами. Однако, хотя каждыйвыступает сам за себя, предполагается, что его осведомленность деятельностидругих обычно вполне достаточна, чтобы он не стал соглашаться продать поменьшей цене или покупать по большей, чем все остальные». Если эта цитата, свидетельствует о возвращении Маршалла к строгойконцепции конкуренции, мы должны помнить, что в основных главах оконкуренции он говорил о «страхе испортить рынок» и о фирмах, имеющихкривые спроса с отрицательным наклоном, и что он только однажды упоминаетсовершенную конкуренцию, и то только тогда, когда он энергично ее отверг. Вскоре он немного уступил тенденции к очищению концепции. Начиная стретьего издания (1895) он явно ввел горизонтальную кривую спроса дляотдельной фирмы как нормальный случай и описал ее той же математическойформулой, что Курно. Но это были только заплаты, которые не затронулимногие другие места в работе, где сохранилось нестрогое толкованиеконкуренции. Наиболее ценным был косвенный вклад Маршалла; он дал самый выдающийсядля своего времени анализ взаимозависимости конкуренции и оптимальнойэкономической организации (кн. 5, гл. XIII — о доктрине максимальногоудовлетворения). Здесь он обнаружил, что результаты конкуренциихарактеризуются не только известным свойством, согласно которомураспределение ресурсов следует принимать как данность с тем ценнымисключением, что только одно из нескольких состояний устойчивого равновесияможет быть максимумом, но также установил новое и, возможно, крайне важноеисключение, вытекающее из внешней экономичности или неэкономичности.Доктрина внешней экономичности утверждает, что в важных областях выборотдельного лица только частично подчинен учету последствий, и эта доктринанеизбежно открывает широкий диапазон конкурентного равновесия, неподчиненного обычным критериям оптимальной организации. Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает,чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двухпохожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасльэкономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишкоммного. Значит, следует определить и обсудить несколько основных рыночныхструктур, или моделей. Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночные ситуации:чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию иолигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимоот того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной инасколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Характеристика модели рынка совершенной конкуренции Дадим несколько свойств чистой конкуренции:Очень большое число. Основной чертой чисто конкурентного рынка являетсяналичие большого числа независимо действующих продавцов, обычнопредлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служатрынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранныхвалют.Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производятстандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителюбезразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынкепродукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателями какточные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукцииотсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции набазе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.«Принимающие цену». На чисто конкурентном рынке отдельные фирмыосуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойствовытекает из предыдущих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирмапроизводит настолько небольшую часть от общего объема производства, чтоувеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влиянияна общее предложение и, следовательно, цену продукта. Короче говоря,отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентнаяфирма не может устанавливать рыночную цену, но может толькоприспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующийпроизводитель находится во власти рынка; цена продукции есть даннаявеличина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма можетполучить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и применьшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чемсуществующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причиныназначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало бы уменьшениеее прибылей.Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободновходить, а существующие - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. Вчастности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных,технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешатьвозникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это неозначает, однако, что анализ конкурентного ранка – неуместное логическоеупражнение. 1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели,чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности сельскогохозяйства намного легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки. 2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, ккоторой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служитясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросовценообразования и определения объема производства. 3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец,или стандарт с которым можно сравнивать или оценивать эффективностьреальной экономики. Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложениянезначительна, отдельная фирма не способна ощутимо воздействовать нарыночную цену, которая устанавливается на основе взаимодействия совокупногоспроса и совокупного предложения. Конкурентный производитель не имеетсобственной ценовой политики, то есть возможности регулировать цену. Онскорее может лишь приспосабливаться к рыночной цене, которую вынужденрассматривать как заданную величину, определяемую рынком. Как уже былосказано выше -- конкурентный продавец выступает в роли принимающего цену. Совершенно эластичный спрос Кривая спроса на продукт отдельного конкурентного производителясовершенно эластична. Данные столбцов (1) и (2) табп. 1 описывают кривуюсовершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 131 дол. Фирма не всостоянии добиться более высокой рыночной цены, ограничивая объем выпуска;не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж. Выражение «кривая рыночного спроса на конкурентном рынке совершенноэластична» – не утверждение. Напротив, это типичная нисходящая кривая. Насамом-то деле кривые совокупного спроса на большинство сельскохозяйственныхпродуктов совершенно не эластичны, даже не смотря на то, что сельскоехозяйство – наиболее конкурентная отрасль. Тем не менее, кривая спроса напродукцию самостоятельной фирмы в чисто конкурентной отрасли совершенноэластична. Различие объясняется следующим образом. Для отрасли, то есть для всехфирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличентолько путем снижения цены этого продукта. Все фирмы действуют независимо,но одновременно могут повлиять – и действительно влияют - на общий объемпредложения и, следовательно, на рыночную цену. Однако это не относится ксамостоятельной фирме. Если один единственный производитель увеличивает илисокращает выпуск при неименных объемах производства у всех другихконкурирующих фирм, это не оказывает сколько-нибудь существенного влиянияна общий объем предложения и рыночную цену. Следовательно, кривые спроса ипродаж самостоятельной фирмы совершенно эластичны,

. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Подробнее эти два вида конкуренции будут рассмотрены в следующих главах.
II. Модели рынков
Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
1. совершенная (чистая) конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.