Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 8. Рыночные структуры несовершенной конкуренции



 

Рынок называют монополизированным, если на нем присутствует всего один производитель. Под монополией при этом понимают как фирму, работающую на монополизированном рынке (иначе именуемую монополистом), так и сам рынок.

Кроме единственного производителя на монополизированном рынке присутствует множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь небольшую часть производимого товара. И из-за своей слабости и многочисленности ни один из покупателей не способен воздействовать на рыночную цену.

Чтобы существовала реальная монополия необходимо, чтобы реализуемый на рынке товар не имел близких субститутов.

В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

  1. Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.
  2. Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.
  3. Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.
  4. Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

Естественные монополии можно разделить на :

  1. Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.
  2. Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.
  3. Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

Таким образом, естественная монополия является наиболее защищенным от проникновения конкурентов видом монополии, поскольку при естественном ходе событий, не предполагающем технологических скачков, изменений законов и резкого роста спроса, появление конкурентов у естественных монополистов просто невозможно. Более того, интересной чертой естественной монополии является то, что и государство не может с ней бороться с помощью насильственного повышения конкуренции (например, за счет разделения фирмы-монополиста на несколько отдельных фирм). Это объясняется неэффективностью существования нескольких производителей на рынке.

Максимизация прибыли в условиях монополии отличается от максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции! Как и почему это происходит, мы и выясним в этом параграфе.

Будем считать, что у производителя имеется функция (суммарных) издержек, показывающая зависимость издержек от объемов производства. (Данная функция есть интеграл от функции предельных издержек и, одновременно, произведение средних издержек на объем производства.) В настоящее время мы не будем уточнять характер функции издержек, т.е. не будем определять, какие из издержек фиксированы.

Теперь обратим внимание на существенное отличие между монополизированным рынком и рынком совершенной конкуренции : В то время, как на при совершенной конкуренции кривая индивидуального спроса для производителя вырождается в (практически) горизонтальную прямую, на монополизированном рынке кривая индивидуального спроса для производителя совпадает с кривой рыночного спроса, которая (как правило ) имеет отрицательный наклон. И будем считать, что кривая рыночного спроса также известна производителю.

Проведем алгебраический анализ ситуации. Итак, целью производителя является максимизация прибыли, которая равна разности между доходом от реализации продукции и издержками :

Pf (Q) = P(Q) · Q – C(Q)

Здесь P(Q) – функция, обратная к функции спроса, т.е. функция, определяющая рыночную цену в зависимости от объема продаж на рынке.

Условием максимизации прибыли будет равенство нулю производной правой части этого выражения, рассчитанной с учетом правила дифференцирования произведения :

В результате получилась формула, в которой по сравнению с критерием максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции, присутствует лишнее слагаемое, которое стоит у нас первым справа. Это слагаемое можно переписать с учетом эластичности спроса :

Т.е. оптимальный объем производства для монополиста всегда меньше, чем для фирмы в условиях совершенной конкуренции; а цена на продукт монополиста всегда выше.

С другой стороны, чем быстрее растут предельные издержки производства, тем меньше разница между оптимальными объемами производства для монополиста и для фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Рассмотрим экономический цикл, индуцированный повышением спроса, причем будем считать, что изменение спроса не привело к изменению его эластичности. В начальной стадии цикла сразу за повышением спроса происходит повышение цен, примерно также как на конкурентном рынке.

В среднесрочной перспективе монополия определяет новый масштаб производства и повышает предложение. В результате происходит снижение цен. При этом, в отличие от рынка совершенной конкуренции, где производители при выходе из состояния долгосрочного равновесия всегда оказываются справа от оптимального масштаба производства; монополист может оказаться как справа, так и слева от оптимально масштаба производства. Причем если монополист находится в новом равновесном состоянии слева от оптимального масштаба производства, тогда происходит снижение цен (по сравнению с исходным состоянием).

Если затем происходит снижение спроса, до первоначального уровня, тогда сначала произойдет резкое снижение цен, а затем снижение производства опять таки до первоначального уровня. При этом в отличие от рынка совершенной конкуренции, цены и объемы продаж обязательно вернутся в исходную точку, потому что не произойдет изменения состава участников рынка.

Заметим, что экономический цикл вреден для монополии, поскольку во время подъема спроса складываются наилучшие условия для проникновения на рынок конкурентов, которые затем попытаются во время фазы спада вытолкнуть нынешнего монополиста с рынка.

В сверхдлинной перспективе монополист изменяет технологию производства, стремясь снизить издержки. Происходит, как правило, снижение и средних, и предельных издержек, в результате происходит рост производства и снижение цен. В этом смысле поведение монополизированного рынка мало отличается от поведения рынка конкурентного. Однако при изменении технологии обычно складывается ситуация, что эффективный масштаб производства также сдвигается вправо. Сдвиг оптимального масштаба производства вправо означает повышение устойчивости монопольного производителя, поскольку он превращается в естественного технологического монополиста.

Все-таки нужно отметить, что у монополиста меньше побудительных мотивов к улучшению производства и снижению издержек, в том числе управленческих, чем у фирмы на конкурентном рынке, поскольку перед монополией не стоит проблема выживания!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.