Терминологический минимум
Акцентуация
| Выделение, подчеркивание некоторого свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии - несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоторых психологических черт или особенностей субъекта (напр. акцентуация характера).
| Антропогенез
| Происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в органическом (генетическом, соматическом), психическом и социокультурном отношении.
| Амбивалентность чувств
| Внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением.
| Апперцепция
| Психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
| Атрибуция каузальная
| Феномен социального восприятия, основанный на интерпретации индивидом причин поведения других людей (успешность деятельности приписывается себе, а неуспех - внешним обстоятельствами.
| Внимание
| Направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий. Другими словами,это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение. Виды: Непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Свойства: концентрация внимания, объем внимания, переключение внимания, распределение внимания, устойчивость внимания.
Иллюзии восприятия - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.
| Внушение
| Неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
| Воля
| Свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками при достижении поставленной цели и преодолении возникающих внешних и внутренних препятствий (то же волевая регуляция). Структура волевого акта. Побуждение к совершению действия - желание (осознано) или влечение (смутное, неясное осознание) - осмысление цели действия - принятие решения действовать, борьба мотивов - волевое усилие - внутреннее волевое действие - внешнее исполнение волевого действия. Волевые качества человека. Выдержка, самообладание, целеустремленность, настойчивость (следует отличать от упрямства), инициативность, самостоятельность, решительность (следует отличать от импульсивности), последовательность (связана с самоконтролем и самооценкой).
| Воображение
| Когнитивный процесс, представленный способностью человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Виды. Активное В.: воссоздающее, творческое (фантазия), мечта; пассивное В.: грезы. Свойства. Агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация.
| Восприятие
| Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные * поверхности органов чувств. Свойства. Предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция (зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.)., активность, избирательность.
*Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д. - и их преобразования в нервные электрические импульсы.
| Гипотеза
| Предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия, процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических оснований.
| Группа
| Ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.
| Детерменизм
| Концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.
| Деятельность
| Форма активного взаимодействия живого существа с окружающим миром, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Виды. Игра, учение, труд. Структурные компоненты деятельности. Мотив (побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта); цель (осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека); действие (произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели); интериоризация (процесс превращения внешних практических действий, операций во внутренние умственные действия и операции); экстериоризация (процесс порождения внешних действий, высказываний и прочего на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека); операция
(единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации)
Характеристика действий. Навык: сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения; Умение: способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности; Автоматизм: действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» А., образующиеся прижизненно; Привычка: действие, приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого-либо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный тон.
| Идентификация
| Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
| Индивид
| Отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
| Индивидуальность
| Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразии психики личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).
| Инстинкт
| Врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
| Интеллект
| Способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
| Заражение
| Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).
| Коммуникация
| Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
| Конфликт
| Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
| Конформность
| Некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
| Личность
| Относительно устойчивая система мировоззренческих установок, представлений об окружающем мире и о своем месте в нем, стилей и видов поведения индивида, которая характеризуется прежде всего тем, что построена на основе включенности данного индивида в социальный контекст. Структура. По С. Л. Рубенштейну: Направленность (установки, интересы, потребности), способности, темперамент; по В. С. Мерлину: свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов), свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).
| Метод
| Систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определенной цели. Основные группы методов. I группа – организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами); II группа – эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция); экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперименты), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы; III группа – методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы; IV группа – интерпретационные методы: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
| Методика
| Это некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
| Мотивация
| Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации). Формы направленности. Влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мирровоззрение, убеждение. Виды мотивов поведения. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудач, мотив власти, мотив аффилиации (мотив стремления к общению) - мотивы отвержения, мотив агрессивности, мотив оказания помощи другим (просоциальные мотивы, альтруизм)
| Мышление
| Психический процесс отражения действительности, суть которого в высшей форме познавательной и преобразующей активности человека. Виды. Наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Формы мышления. Понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Методы мышления. Классификация (осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам), дедукция (способ рассуждения, когда умозаключение производят от общего к частному), индукция (способ рассуждения, когда умозаключение идет от частного к общему), абстракция (форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание освобождается от связи с не имеющими отношения к делу элементами путем отличения себя от них или, другими словами, дифференциации)
| Общение
| Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Средства общения. Визуальные (кинесика (движения рук, ног, головы, туловища), направление взгляда и визуальный контакт, выражение глаз, выражение лица, поза, кожные реакции, дистанция, вспомогательные средства общения (половые, возрастные) и средства из преобразования (одежда, очки украшения и т. д.)); акустические (звуковые); тактильные (связанные с прикосновением). Характеристика процессов общения. Эффект ореола (распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее); эффект первичности (часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь); эффект новизны (феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или гала-эффект)..
| Онтогенез
| Процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
| Отношения межличностные
| Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. О. м. — это система установок, ориентаций, ожиданий, диспозиций, стереотипов и др. через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в группе.
| Ощущение
| Форма психического отражения, которое представляет собой построение образов отдельных предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ним; процесс первичной (сенсорной) обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды. Экстероцептивные, Интероцептивные, Проприоцептивные. Свойства. Пороги в ощущениях, Закономерность компенсации (замены, возмещения), Адаптация, Контраст, Синестезия, Сенсибилизация (чувствительность).
| Память
| Это специфическая форма отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире. Виды. П. сенсорная; П. кратковременная, П. долговременная, П. оперативная. Свойства. объем, скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность запоминания, готовность воспроизвести сохраненную информацию. Функции. Запоминание (произвольное, непроизвольное), сохранение воспроизведение (произвольное, непроизвольное).
| Паралингвистика
| Изучение того, как мы говорим (в противоположность тому, что мы говорим). Паралингвистика изучает выражение лица при разговоре, паузы, тембр голоса и т. д.
| Подражание
| Воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта.
| Последовательный образ
| Механизм представления. Зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти минут.
| Потребность
| Состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Иерархия потребностей по А. Маслоу. 1 - физиологические П., 2 - П. в безопасности, 3 - П. в принадлежности и любви, 4 - П. уважения (почитания), 5 - познавательные П., 6 - эстетические П., 7 - потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).
| Психика
| Свойство высоко организованной материи - субъекта, выраженное его способностью к отражению окружающего мира при активном взаимодействии с ним. Представлено, в первую очередь образами, в которых в свернутой (идеальной) форме заложены будущие действия с предметами окружающего мира
| Психология
| Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе.
| Представление
| Это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего опыта; наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Виды. Общие П., частные П. Свойства. Наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство.
| Проксемика
| Изучение пространства и его использования в различных специальных и культурных ситуациях. Основными областями, представляющими интерес, являются теснота, территориальность и исследование личного пространства.
| Рефлексия
| 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
| Речь
| Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Виды. Устная: диалогическая (активная, пассивная), монологическая (активная, пассивная); Письменная; Внешняя Р., Внутренняя Р.
Кинетическая речь - речь посредством жестов.
Эгоцентрическая речь - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что ребенку характерно.
Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - носитель общественного сознания. Язык существует и реализуется через речь
| Самосознание
| Осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаий, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.. Компоненты самосознания. Самооценка, уровень притязаний, самоуважение. Функции самосознания. Самопознание, самосовершенствование,
| Сензитивность
| Характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
| Сознание
| Форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
| Способности
| Индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Уровни развития способностей. Задатки (предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными); способности; одаренность (уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов); талант (высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности); гениальность (высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности).
| Статус
| Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.
| Стереотип
| Нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа - высокая устойчивость.
| Страсть
| Сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
| Темперамент
| Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Свойства. Эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность, активность, пластичность - ригидность, резистентность, субъективация.
| Филогенез
| Историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс появления и исторического развития, эволюции психики и поведения животных; 2) процесс появления и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
| Характер
| Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельства.
| Ценностные ориентации
| Важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).
| Человек
| Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
| Экстралингвистика
| Область языкознания, изучающая совокупность этнических, социальных, географических и других факторов, неразрывно связанных с развитием и функционированием языка.
| Эмоции
| Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Типы эмоциональных переживаний. Аффекты (интенсивно, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки), собственно эмоции (радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд), чувства (эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира), настроения (эмоциональное состояние, которое характеризуется диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента), эмоциональный стресс (состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации).
Эмоции по их влиянию на активность: астенические чувства (форма негативных эмоций, выражающихся в подавленности, унынии, печали, нелокализованном страхе. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, в т. ч. в конфликтной ситуации); стенические чувства (положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости)
| Эмпатия
| Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
| Я-концепция
| Развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
|
Вопросы итоговой аттестации
Общая психология
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|