Здавалка
Главная | Обратная связь

Терминологический минимум



Акцентуация Выделение, подчеркивание некоторого свойства или признака на фоне прочих, его особенное развитие. В психологии - несколько преувеличенное, но в рамках психологической нормы развитие некоторых психологических черт или особенностей субъекта (напр. акцентуация характера).
Антропогенез Происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в органическом (генетическом, соматическом), психическом и социокультурном отношении.
Амбивалентность чувств Внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением.
Апперцепция Психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).
Атрибуция каузальная Феномен социального восприятия, основанный на интерпретации индивидом причин поведения других людей (успешность деятельности приписывается себе, а неуспех - внешним обстоятельствами.
Внимание Направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий. Другими словами,это сосредоточение сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение. Виды: Непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Свойства: концентрация внимания, объем внимания, переключение внимания, распределение внимания, устойчивость внимания. Иллюзии восприятия - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.
Внушение Неосознанное (или осознанное) влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Воля Свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками при достижении поставленной цели и преодолении возникающих внешних и внутренних препятствий (то же волевая регуляция). Структура волевого акта. Побуждение к совершению действия - желание (осознано) или влечение (смутное, неясное осознание) - осмысление цели действия - принятие решения действовать, борьба мотивов - волевое усилие - внутреннее волевое действие - внешнее исполнение волевого действия. Волевые качества человека. Выдержка, самообладание, целеустремленность, настойчивость (следует отличать от упрямства), инициативность, самостоятельность, решительность (следует отличать от импульсивности), последовательность (связана с самоконтролем и самооценкой).
Воображение Когнитивный процесс, представленный способностью человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Виды. Активное В.: воссоздающее, творческое (фантазия), мечта; пассивное В.: грезы. Свойства. Агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация.
Восприятие Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные * поверхности органов чувств. Свойства. Предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция (зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.)., активность, избирательность. *Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д. - и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Гипотеза Предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия, процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических оснований.
Группа Ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.
Детерменизм Концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.
Деятельность Форма активного взаимодействия живого существа с окружающим миром, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Виды. Игра, учение, труд. Структурные компоненты деятельности. Мотив (побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта); цель (осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека); действие (произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели); интериоризация (процесс превращения внешних практических действий, операций во внутренние умственные действия и операции); экстериоризация (процесс порождения внешних действий, высказываний и прочего на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека); операция (единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной, ситуации) Характеристика действий. Навык: сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения; Умение: способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности; Автоматизм: действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» А., образующиеся прижизненно; Привычка: действие, приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого-либо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный тон.
Идентификация Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
Индивид Отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
Индивидуальность Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразии психики личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).
Инстинкт Врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
Интеллект Способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Заражение Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы сигнальной системы, то есть без решающего смыслового влияния (знакового, вербального и др.).
Коммуникация Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конформность Некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Личность Относительно устойчивая система мировоззренческих установок, представлений об окружающем мире и о своем месте в нем, стилей и видов поведения индивида, которая характеризуется прежде всего тем, что построена на основе включенности данного индивида в социальный контекст. Структура. По С. Л. Рубенштейну: Направленность (установки, интересы, потребности), способности, темперамент; по В. С. Мерлину: свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов), свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).
Метод Систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определенной цели. Основные группы методов. I группа – организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами); II группа – эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция); экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперименты), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы; III группа – методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы; IV группа – интерпретационные методы: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Методика Это некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
Мотивация Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации). Формы направленности. Влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мирровоззрение, убеждение. Виды мотивов поведения. Мотив достижения успеха, мотив избегания неудач, мотив власти, мотив аффилиации (мотив стремления к общению) - мотивы отвержения, мотив агрессивности, мотив оказания помощи другим (просоциальные мотивы, альтруизм)
Мышление Психический процесс отражения действительности, суть которого в высшей форме познавательной и преобразующей активности человека. Виды. Наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. Формы мышления. Понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Методы мышления. Классификация (осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам), дедукция (способ рассуждения, когда умозаключение производят от общего к частному), индукция (способ рассуждения, когда умозаключение идет от частного к общему), абстракция (форма умственной активности, с помощью которой сознательное содержание освобождается от связи с не имеющими отношения к делу элементами путем отличения себя от них или, другими словами, дифференциации)
Общение Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Средства общения. Визуальные (кинесика (движения рук, ног, головы, туловища), направление взгляда и визуальный контакт, выражение глаз, выражение лица, поза, кожные реакции, дистанция, вспомогательные средства общения (половые, возрастные) и средства из преобразования (одежда, очки украшения и т. д.)); акустические (звуковые); тактильные (связанные с прикосновением). Характеристика процессов общения. Эффект ореола (распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее); эффект первичности (часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь); эффект новизны (феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола, или гала-эффект)..
Онтогенез Процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Отношения межличностные Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. О. м. — это система установок, ориентаций, ожиданий, диспозиций, стереотипов и др. через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в группе.
Ощущение Форма психического отражения, которое представляет собой построение образов отдельных предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ним; процесс первичной (сенсорной) обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды. Экстероцептивные, Интероцептивные, Проприоцептивные. Свойства. Пороги в ощущениях, Закономерность компенсации (замены, возмещения), Адаптация, Контраст, Синестезия, Сенсибилизация (чувствительность).
Память Это специфическая форма отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире. Виды. П. сенсорная; П. кратковременная, П. долговременная, П. оперативная. Свойства. объем, скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность запоминания, готовность воспроизвести сохраненную информацию. Функции. Запоминание (произвольное, непроизвольное), сохранение воспроизведение (произвольное, непроизвольное).
Паралингвистика Изучение того, как мы говорим (в противоположность тому, что мы говорим). Паралингвистика изучает выражение лица при разговоре, паузы, тембр голоса и т. д.
Подражание Воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта.
Последовательный образ Механизм представления. Зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти минут.
Потребность Состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Иерархия потребностей по А. Маслоу. 1 - физиологические П., 2 - П. в безопасности, 3 - П. в принадлежности и любви, 4 - П. уважения (почитания), 5 - познавательные П., 6 - эстетические П., 7 - потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).
Психика Свойство высоко организованной материи - субъекта, выраженное его способностью к отражению окружающего мира при активном взаимодействии с ним. Представлено, в первую очередь образами, в которых в свернутой (идеальной) форме заложены будущие действия с предметами окружающего мира
Психология Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе.
Представление Это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего опыта; наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Виды. Общие П., частные П. Свойства. Наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство.
Проксемика Изучение пространства и его использования в различных специальных и культурных ситуациях. Основными областями, представляющими интерес, являются теснота, территориальность и исследование личного пространства.
Рефлексия 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. 2. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Речь Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Виды. Устная: диалогическая (активная, пассивная), монологическая (активная, пассивная); Письменная; Внешняя Р., Внутренняя Р. Кинетическая речь - речь посредством жестов. Эгоцентрическая речь - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что ребенку характерно. Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - носитель общественного сознания. Язык существует и реализуется через речь
Самосознание Осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаий, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.. Компоненты самосознания. Самооценка, уровень притязаний, самоуважение. Функции самосознания. Самопознание, самосовершенствование,
Сензитивность Характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
Сознание Форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Способности Индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Уровни развития способностей. Задатки (предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными); способности; одаренность (уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов); талант (высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности); гениальность (высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности).
Статус Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.
Стереотип Нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа - высокая устойчивость.
Страсть Сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
Темперамент Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Свойства. Эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность, активность, пластичность - ригидность, резистентность, субъективация.
Филогенез Историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс появления и исторического развития, эволюции психики и поведения животных; 2) процесс появления и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Характер Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельства.
Ценностные ориентации Важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).
Человек Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Экстралингвистика Область языкознания, изучающая совокупность этнических, социальных, географических и других факторов, неразрывно связанных с развитием и функционированием языка.
Эмоции Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Типы эмоциональных переживаний. Аффекты (интенсивно, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки), собственно эмоции (радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд), чувства (эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира), настроения (эмоциональное состояние, которое характеризуется диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента), эмоциональный стресс (состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации). Эмоции по их влиянию на активность: астенические чувства (форма негативных эмоций, выражающихся в подавленности, унынии, печали, нелокализованном страхе. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, в т. ч. в конфликтной ситуации); стенические чувства (положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости)
Эмпатия Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Я-концепция Развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

 


Вопросы итоговой аттестации

Общая психология

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.