Здавалка
Главная | Обратная связь

Какие факторы могут оказывать влияние на восприятие и понимание людьми друг друга?



 

Этими факторами являются следующие:

- особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека;

- ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;

- специфика воспринимаемых и оцениваемых качеств личности;

- психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека в данный момент, то есть тогда, когда они воспринимают и оценивают друг друга;

- знание воспринимающим лицом психологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности воспринимаемого человека.

Есть люди, чей внутренний, психологический мир устроен сравнительно просто, и, кроме того, это могут быть люди, психологические свойства которых отчетливо проявляются во внешнем поведении, могут быть достаточно точно определены и оценены. При восприятии таких людей серьезных ошибок, как правило, не возникает или, во всяком случае, они легко замечаются и корректируются. Есть также люди, внутренний мир которых устроен достаточно сложно, противоречиво и психология которых открыто не проявляется во внешне наблюдаемом поведении. Таких людей оценивать довольно трудно. Кроме того, подобные люди обычно воспринимаются другими по-разному, особенно в различных жизненных ситуациях.

То, как на самом деле будет восприниматься и оцениваться человек, существенно зависит от ситуации. К примеру, если мы наблюдаем за человеком в привычной для него обстановке, допустим, в домашних условиях, где он обычно ведет себя сво­бодно и раскованно, не играя при этом никаких специальных ролей, не скрывая от окружающих свои психологические осо­бенности, то сможем оценить его более или менее правильно. Однако если мы ведем наблюдение за ним в какой-либо сугубо официальной обстановке, где принято вести себя в соответствии с определенными правилами, где люди обычно ведут себя не вполне естественно, играют какие-либо вынужденные социальные роли, стараясь произвести на окружающих определенное впечатление, — в такой обстановке нам вряд ли удастся правильно воспринять и оценить человека. Точность восприятия и оценки людьми друг друга также зависит от воспринимаемых и оцениваемых ими качеств личности. Есть такие личностные качества, которые воспринимаются и оцениваются сравнительно легко. Есть и такие личностные свойства, которые, напротив, со стороны воспринимаются и оцениваются с большим трудом. Например, общительность можно воспринять и оценить достаточно легко, а такое качество, как расчетливость, можно правильно воспринять и оценить только в подходящих условиях.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения обычно таковы:

1) идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

2) стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам;

3) рефлексия — это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;

4) обратная связь — это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трех действий:

— словесного,

— оптико-кинетического,

— психотехнического.

Воздействие — это фактическое выражение коммуникативности общения.

Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:

дистанцией — расстоянием, причем физическим, между партнерами по общению;

пристройкой — позицией, выражающей отношение одного партнера к другому;

временем, местом и ситуацией — условиями общения, определяющими напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.

Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.

21. Ощущение (см. таблицу)

22.Восприятие (см. таблицу)

23. Внимание (см. таблицу)

24. Память (см. таблицу)

25. Мышление (см. таблицу)

26. Представление (см. таблицу)

27. Воображение (см. таблицу)

28. Речь (см. таблицу)

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.