Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовые основы формирования государственных органов



 

Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.

Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) - это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ - ст. 110, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления губернатора (главы администрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта РФ и т.д.[5]

Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможности формирования именно этого органа.

Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это - юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.

Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.

Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата органа - это специализированная часть его аппарата.

В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений:

1) руководство;

2) отраслевые структурные подразделения;

3) функциональные структурные под разделения;

4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему организаций отрасли или сферы государственного управления;

5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается численное соотношение между производственным и административно-управленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица административно-управленческого персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т.д. в государственных социально-культурных учреждениях и на предприятиях). Штатные контингенты также представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т.д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.

Заключение

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Все государственные органы, образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти РФ.

Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып. 18. (Осень).

2. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. конст. закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып. 18. (Осень).

3. О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февраля 2011 г. №3 – ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып. 18. (Осень).

4. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 января 1992 г. №2202-1 – ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып. 18. (Осень).

5. О Счетной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 11 января 1995 г. №4 – ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып. 18. (Осень).

Учебная методическая литература:

6. Авакьян С. А. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник / С. А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2005. – 750 с.

7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / М. В. Баглай. – М.: НОРМА, 2007. – 782 с.

8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России [Текст]: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.

9. Никулин В. В. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебн. пособие / В. В. Никулин. – Тамбов: ТГТУ, 2003. – 57 с.

10. Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / В. С. Шевцов. – М.: ПолиграфОпт, 2004. – 399 с.


[1] Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2010. С. 324

[2] Никулин В. В. Конституционное право России. Тамбов, 2003. С. 29

[3] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 152

[4] Авакьян С. А. Конституционное право России. М., 2005. С. 564

[5] Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. М., 2004. С. 42







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.