Здавалка
Главная | Обратная связь

Религиозно-философская догматика индуизма



Индуисты составляют 14% населения мира.

В современной Индии распространен целый ряд верований. Подавляющее большинство населения (около 83%) исповедует Индуизм, следующей по численности является мусульманская община (свыше 11%), затем идут приверженцы сикхизма (около 2%), вероучения, сформировавшегося в Пенджабе в XV в. на основании индуизма, христианства - исповедуют 2,5% населения, остальные являются буддистами, джайнами и приверженцами древних культов доарийских народов. Слово “хинду” появилось в работах мусульманских авторов в эпоху средневековья, чтобы обозначить явления индийской кцы, отличные прежде всего от ислама, а также от буддийской и джанскои религиозных традиций. Этот расплывчатый термин был принят в форме "индуизма" (хиндуизм) европейцами. Для них он стал обозначать все нехристианское и немусульманское в Индии.

Разные индуистские религиозно-философские школы по-разному определяли главные отличительные черты Индуизма, но в основном исследовали выделяют две главные: Садхана и Драхма.

Слово садхана в эпоху вед означало "приведение прямо к цели, хорошее руководство, следование вперед", а в период брахманизма и позже - "продуктивный путь, овладение, подчинение, выполнение". В представлении рядовых членов общины это слово как бы охватывает собой всю "теоретическую" сторону религии, все то, что и чем занимаются учителя Индуизма. Садхана - это достояние теоретиков-брахманов, знатоков священного писания.

Драхма же - это свод правил, обязательный для каждого индуса, регламентирующий его веру, поведение, отличающий его от приверженца любой другой религии, которая традиционно в И. определяется словом адхарма", недхарма.

Несмотря на отсутствие церковной организации, в Индуизме тем не менее выработалась такая структура, которая дает возможность контролировать и ориентировать в определенном направлении каждодневную жизнь членов общины. Этот контроль осуществляется по двум направлениям - через храмовых и домашних жрецов и через кастовые организации. Жрецы имеют строго определенный круг обязанностей. Храмовые жрецы заняты главным образом исполнением обрядовости в храмах и в других местах массовых молений. Домашние жрецы наблюдают за религиозной жизнью в семьях. Каждый домашний брахман имеет определенный круг семей, для которых осуществляет все требования, связанные с рождением, браками, похоронами, праздниками и т.п. Члены этих семей являются потомками тех лиц, для которых предки данного брахмана осуществляли такие же церемонии, и эти наследственные связи, как правило, не могут быть самовольно нарушены ни той, ни другой стороной без разрешения кастового совета (пангаята).

В Индуизме предписываются три пути почитания бога, а также приближения к богу и спасения: кармамарга, дшнянамарга, бхактимарга.

В кармаргу включен ряд конкретных дел человека, выполнением которых он должен снискать себе спасение, должен достичь последней, конечной цели - мокши, полного освобождения от уз и влияния плотской оболочки. На первое место выдвигается здесь правильное прохождение жизненного пути в соответствии с предписаниями литры шрути и смрити, а также "Рамаяны" и "Махабхарат, и пуран. Последние, как считается в четкой общедоступной форме определяют все основные предписания. Это путь жертвоприношений, совершения пудж и паломничество, путь правильного выполнения обрядов и всего ритуально-церемониального комплекса Индуизма.

Джнянмарга - это путь познания при посредстве философствования и размышления, а бхактримарга - путь к богу через беспредельную к нему любовь.

Практически ритуальная жизнь индусов объединяет в себе первый и третий пути, т.к. любимый, избранный бог - шитадевата - выступает как основной избранный объект почитания, к слиянию с которым и должен привести путь - кармамарга.

Для реальной практики Индуизма стало типичным сохранение заметных различий в верованиях и культовых действиях членов высоких и низких каст. Если жрецы, знать и воины из среды доарийских народов входили в процессе распространения брахманизма в состав высоких каст, а земледельцы, торговцы, скотоводы - обычно в состав средних, то беднейшие слои населения наряду с мелкими племенами обретали как правило статус низких и неприкасаемых каст.

Например, Чамары (кожевники) - одна из крупных этно-кастовых групп, давно Чамары поклоняются духам лесов, гор, камней, колодцев и т.д., практикуют магические действия, имеют кастовых колдунов, а также отмечают свои кастовые праздники и проводят особые свадебные, погребальные и др. церемонии, заметно отличающиеся от праздников и церемоний более высоких каст. Таким образом ведут себя в ритуально-правовой жизни и др. низкие касты: дхоби - стиральщики, наи - цирюльники, меда - плетельщики, беста - рыбаки.

В современном Индуизме все объекты мифотворчества и культового почитания могут быть разделены в восемь групп: боги и богини также божественные герои эпоса, мудрецы-риши, души-предков-питри, полубоги и духи, животные, источники вод, растения, камни.

Во главе многочисленного пантеона стоит тримурти (триада или троица) - Брахма (или Брама), - творец, который в настоящее время практически не является объектом почитания; Шива - созидатель и разрушитель; Вишну-охранитель. Последние два божества является главными объектами почитания в современном Индуизме. Общими чертами в современных направлениях Индуизма - шиваизме и вишнуизме - является непреложный авторитет вед; учение о дхарме - долге, совокупности обязанностей, которые человек должен выполнять в зависимости от его социального положения (кастовая система), учение о карме - воздаянии в потустороннем мире за совершенные проступки, учение о сансаре - непрекращении жизни, странствовании, т.е. перевоплощении души.

Повседневная религиозная практика связана с многочисленными жертвоприношениями. Центрами отправления индуистского культа служат храмы, священные места, пещеры, деревенские и домашние алтари и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.