Направления и школы буддизма
Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые направления ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских. Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна («малая колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Хинаяна является философски первоначальным буддизмом. Суть учения: нирваны человек может достичь только путем личного совершенства, независимо от внешних сил. Ключом добродетели является мудрость. Идеалом - архат (достигший высшей стадии совершенства, или освобождения, букв, перевод "достойный"). В связи с этим большое значение в буддизме приобрело пребывание в монашестве. Основой которого - являются не понятия - души" и "божественного", а само религиозное учение. Хинаянисты считают Будду исторической личностью и полагают, что он не обладает божественной силой, а является, скорее, высшим образцом для человека, который может стать таким же путем познания. Хинаянисты делится на ряд школ: тхераваду, вайбхашику, саутрантику. В настоящее время Хинаянистов нередко называют тхеравадой (учением старейших). Обрядовость в Хинаянизме очень простая - в первую очередь связана с культом Будды, почитанием священных мест, поклонением реликвиям. Махаяна («большая колесница») являет собой широкий путь спасения. Создатели учения стремились ослабить различие между буддистами-мирянами и монахами. Идеалом является бадхисатва (просветленный, тот, чья сущность - просветление), это ступень к достижению нирваны. Ответвления: в Центральной и Восточной Азии восприняв многое от местных религиозных традиций, Махаяна впоследствии трансформировалась и разбилась на ряд сект. Так, в V в. в Китае на основе учения "дхьяна" (санскр. - созерцание, размышление) возникла секта чань (япон. дзен). В основе учения лежит утверждение, что бадхисатвой можно стать путем созерцания (самосозерцания) с помощью состояния медитации. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды – в образе человека – наполняет все живое. Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием. Кроме хинаяны и махаяны – этих главных направлений – существовал и целый ряд других школ. В V в появилось особое направление в махаянистском Буддизме - ваджраяна (алмазная колесница), которое восприняло многие черты, элементы религиозной практики индуистского тантризма (эзотерические ритуалы, йогическая практика). Нередко это направление называют тантрическим Буддизмом Ваджраяна в Центральной Азии и Тибете получила название ламаизм. В ламаизме бадхисатвы выступают и как божества, помогающие верующим в мирских делах, большое место отводится магии, с помощи которой можно достичь нирваны. Отличается более усложненной культовостью и религиозной практикой. Всего в мире 6% населения планеты исповедуют Буддизм страны Центральной Азии - Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тува. В Китае насчитывается 500 тыс. монахов (40 тыс. монастырей), буддизм исповедует 34% населения Юго-Восточной Азии (более 115 млн буддистов). Буддизм вскоре после возникновения распространился на Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток. В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии – форму дзен-буддизма. [kgl] Рекомендуемая литература: Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. — М. «Литературный фонд РСФСР», 1991. Сутта-нипата. Сборник бесед и поучений. Буддийская каноническая книга. — М. «Алетейа», 2001. Дхаммапада / Пер. В.Н. Топорова. — Рига: УГУНС, 1991. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. Буддизм. Четыре благородных истины. — М.: «Эксмо-пресс»; Харьков: «Фолио», 2001. Буддийская мудрость / Сост. В.В. Лавский. — Мн.: «Лотацъ», 2000. Рокотова Н. (Е. Рерих). Основы буддизма. — СПб, 1992. Притчи человечества / Сост. В.В. Лавский. — Мн.: «Лотацъ», 1997. Альбедиль М.Ф. Индия. Беспредельная мудрость — М.: «Алетейа», 2003. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб.: «Наука», 1991. Туркевич Г.Б., Туркевич Е.Б.. Мифы древней Индии.— СПб.: «Респекс», 1997. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. — М.: «Наука» главная редакция восточной лит-ры, 1985. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. — СПб.: «Алетейя», 2001. Энциклопедия для детей. — Т.6: Религии мира. Ч.1: Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. — М.: «Аванта», 2002. Энциклопедия для детей. — Т.21: Культуры мира. Ч.2.: Общество. — М.: «Аванта», 2004. Ливрага Х.А. Введение в мудрость Востока. — М.: «Новый Акрополь», 2005.
[gl]Тема № 8. Христианство[:] Цель:
Структура лекции: 1. Христианство – религия Спасения 2. История Христианства 2.1 Возникновение Христианства 2.2 Иисус Христос как основатель Христианства 2.3 Гонения на христиан 2.4 История Христианства, начиная с 4 века 3. Священное Писание 4. Основы вероучения Христианства. Главные догматы Христианства 5. Церковь 5.1 Иерархия 5.2 Богослужение 5.3 Молитва 6. Основные христианские течения
Содержание лекции: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|