Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и специфика религиозного синкретизма



Синкретизм (греч. Синкретисмос – соединение, объединение) – смешение, соединение разнородных элементов. По отношению к религии – смешение разных религиозных взглядов, традиций, элементов различных религиозных систем.

Синкретизм в Южной и Западной Азии

Сикхизм

Северная Индия (Пенджаб), Пакистан. Перевод с санскр. - ученик. Основатель гуру Нанак (1469-1538). Священная книга «Али Грантх» («Изначальная книга», которая содержит сочинения сикхистских гуру, поэтические произведения средневековых индийских мистиков. Она была составлена и записана в 1604 г. 5-ым гуру (а всего их 10) Арджуном и его учеником Гурдасом. Центром Сикхизма является Золотой храм в Амритсаре, где хранится "Али грантх". Сикхи признают равенство перед - богом (единобожие) против кастовой структуры (в нач. период). Бога сикхи зовут «сарлох» (полностью железный), он наказывает зло, сокрушает тиранов. Символ бога – меч. Сикхи имеют право на использование меча в крайних случаях в борьбе за правду. Женщина занимает равное положение (в отличие от ислама и индуизма). Внешние признаки принадлежности к хамсе (община сикхов) - 5 символов или 5 "К" (т.е. предметов название которых начинается на "к" - короткие штаны, железный браслет на правой руке, сабля, гребень, длинные волосы). Молебен проводят в специальных молельнях, называемой гурдвар. Имеются священнослужители - маханы, в храмах стоят индуистские изваяния, Почти все сикхы пенжабцы и из штата Хариана (Индия).

2.2.Сабии (или мандеи) - самоназвание "наорайе д'йахкйа" (исполнители заветов Иоанна), 1 в. н.э., Палестина

Синкретичный характер выражен через смешение элементов иудаизма, христианства, манихейства. Значительное место уделяется небесным светилам и силам. Ритуал связан с проточной водой. Молятся у воды и причащаются у воды. Поселения располагают у притоков Тигра. Община: во главе священнослужитель. Глава в городе Сук-эш-Шуйюх, губерния Дикар (Ирак). Во время религиозных церемоний пользуются арамейским языком. Собственная письменность. Святые книги: "Аль-Каиза рабба". Всего около 50 тыс. ч.- Ирак, Иран.

2.3. Иезиды(самоназвание дасины) - синкретичная религия, распространенная в странах Ближнего Востока. Вера в единого Бога (Езда). Признают Иисуса Христа, Мухаммеда, Авраама. Крестят, обряд обрезания присутствует. Священные книги: "Масхафафирин", "Масхаф аль-джальва", "Маскаф ар-раши". Признают Библию и Коран. Священные книги написаны специальным шрифтом. Свое вероучение держат в тайне. В основном курды. Жрецы делятся на: пири, шейхи, валы, факиш. Религиозный центр находится в Айн-Сифни (Сев. Ирак). Составляют 0,12% население ЗА - Иран - 47, 7% (или 1% населения), Турция - 44, 8% (0,19% нас.), остальные живут в Ираке и Сирии. Всего более 2 миллионов.

2.4. Ахмадийя называлась мусульманская община, основанная в Индии Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиани (1835-1908). Мирза Гулам Ахмад объявил себя не только мусульманским пророком, но и христианским мессией и индуистским аватаром вишнуизма. Не верят в воскрешение Христа. Верят в переселение душ. Учение опирается на Коран и мусульманскую суннитскую традицию, но носит синкретичный характер: оно обращено к мусульманам, христианам, представителям других религий. Распространены во многих странах мира, включая страны немусульманского ареала (Америка, Западная Европа, Острова Океании). Отрицает джихад. Основные страны распространения: Пакистан, Индия. Нигерия, Танзания, Гана, Гвинея, Кения, Индонезия.).

Лига исламского мира объявила Ахмадийизм враждебным исламу течением.

2.5. Друзы (от имени основателя учения - ад-даруз - Мухаммад ибн Исмаил ар-Даризи). Самоназвание мувахидун (унитарные) или мустаджибун (последователи). Из исмаилитов в н. IX в. в Египте, затем Ливан. Ее основателями были фанатики халифа Хакима, которого признавали живым богом. Сочетают догмы ислама (исмаилитского толка), христианство, зороастризм, доисламские культы.

Главный догмат - признание единобожия в лице обожествленного Хакима. Верят во вторичное пришествие скрытого имама. Верят в переселение душ - смерть в рождении, религиозного культа и обрядовости нет. Предписания шариата не выполняют, мечетей не имеют, нет культа мертвых, обряда обрезания не выполняют, едят свинину и пьют вино. Среди друзов распространена мысленная оговорка такийя, формальный отказ от принадлежности.

2.6. Алавиты(ансари, нусайриты). "Почитатели Али". Сочетают в учении Исмаилизм элементы раннего христианства и древних астральных культов. В основе учения - представления о троице (мана=смысл), исм (имя), баб (ворота) = воплощено в Али (четвертом праведном халифе), Мухаммеде, Сальмане аль-Фариси.

Почитают солнце, луну, утреннюю и вечернюю зарю. Верят в переселение душ (масанух): души праведников направляются к звездам и ощущают присутствие божественного Али. Души грешников - в животных.

Обядовость у алавитов напоминает христианскую литургию: выдержки из Евангелие, культ Христа, христиан, праздники. Носят христианские имена Матта (Матвей), Юханна (Иоанн), Катитма (Катерина).

Своя литература, священная книга. "Китаб аль-Маджму", составленная на основе Корана. Делится на подсекты - халазия, шамие, гхейбие, намисие. Резиденция рей-аль-дина (главы алавитов) - в Кардахе (Сирия).

2.7. Бехаисты– учение, иногда характеризуемое как самая молодая мировая религия. Возник в 1844 г. в Иране на основе ревизии ислама. Свое название бехаизм получил от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али (1817-1892) – Бехауллы («Блеск Божий»). Основные положения бехаизма содержатся в составленной основателем «Священной книге» - «Китабе Акдес» (1872), предназначенной заменить Коран и «Беян» учителя Бехауллы – Баба.

Согласно учению Бехауллы – все люди братья. Он проповедовал терпимость к другим религиям, считая, что каждая из них содержит ту часть истины, которую единый Бог открыл для определенной исторической эпохи или исторической общности людей. Бехаи верят, что основатель их религии продолжает ряд посланников – Кришны, Авраама, Заратустры, Моисея, Будды, Христа и Мухаммеда. Каждый новый посланник Бога, приходящий раз в 500-1000 лет, создает предпосылки возникновения более высокой социальной общности землян. Человечество едино, и близится время объединения всех людей во всемирное общество, когда благодаря духовно-нравственной развитости людей все распри и поводы для разделения будут преодолены и люди будут готовы к восприятию единой истины.

В 1925 апелляционный суд в г. Бёба, а затем в 1939 г. в Египте муфтием бехаизм был объявлен немусульманской сектой. В настоящее время бехаистские храмы имеются во Франкфурте-на-майне, Сиднее, Канипале (Уганда), Вилмете (CША), Панаме. Штаб-квартира расположена в Хайфе (Израиль).

2.8. Денме (скрытые иудаисты). Группа евреев из г.Салоники, участвовавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви, приняла в середине XVII века вслед за своим вождем ислам. Внешне оставаясь мусульманами, денме исповедовали собственный неортодоксальный вариант иудаизма. Секта имела тайный характер.

Денме верили в божественность Саббатая Цви и рассматривали его появление как второе пришествие Христа.

Опираясь на собственную интерпретацию Каббалы, денме стремились дополнить "Земную Тору" мистической "Торой грядущих времен", предписывающей все то, что классическая Тора и Талмуд запрещали.

В культ денме входили оргиастические обряды.

Денме создали свою религиозную литературу на испано-еврейском языке джудезмо, примеров которой, в силу тайного характера секты, сохранилось очень мало. В начале XX века денме перешли полностью на турецкий язык.

В начале XVIII века в секте произошел раскол, в результате которого образовалось несколько враждебных друг другу группировок, приверженцы которых заключали браки только между членами своей группировки.

В 1924 г. денме были выселены из Салоник в рамках обмена населением между Грецией и Турцией. Денме, поселившиеся в Стамбуле, Эдирне и Измире, окончательно превратились в этнографическую группировку турок. Только одна из группировок денме - каракашлар (коньосос), существует по сей день. Численность этой действующей в строгой секретности группы по разным оценкам колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч человек.

3.В Африке синкретичные религии - это христианско-африканские церкви и секты, которые откололись от западных церквей и создали свою догматику, ритуалы, обряды, сочетающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианскими. Сторонников насчитывается до 13 млн. ч. (2, 5-3% жителей континента).

Большинство христианско-африканских церквей возникло в результате выхода части верующих из протестантских организаций. От анликан и епископилиан отделились и образовали самостоятоятельные организации Избранные евангелистского возрождения (Уганда), Номья луо (Кения), Дини я Рохо (Кения), Церковь бога в Бурунди.

В странах Юго-Восточной Азии можно встретить религиозный синкретизм между традиционными верованиями и христианством, между буддизмом и христианством, между буддизмом и индуизмом. Всего около 9 млн.ч.

1 группа - составляет организации, у которых догма и религиозная практика буддизма переплетается с христианством и другими религиями. Таковы, например, южновьетнамские секты Хоа-хау и Као дай, деятельность которых была наиболее активной в 1955-75 гг.

2 группа - синкретизм буддизма, индуизма и традиционных верований - религии бадуев и тенгерров (Индонезия).

3 группа - религии бали-ага и сасаков-бодха (Индонезия), у которых индуизм переплетается с язычеством.

Особое место занимают независимые организации Филиппин, религия которых состоит из смеси христианства с элементами местных религиозных верований. [kgl]

Рекомендуемая литература:

Балагушкин, Е.Г., Шохин, В.К. Религиозный плюрализм в современной России / Е.Г. Балагушкин, В.К. Шохин // Мир России. – 2006. – № 2. – С. 62-78.

Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов.- М.: Республика, 1995.

Крывелёв И.А. История религий.- М.: Политиздат, 1988.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т.- М.: Сов.энцикл.,1991

Мень А. История религий: В 7 т. – М.: Слово, 1997.

Народы и религии мира: Энциклопедия. - М.: Большая Рос.энцикл.31998.

Настольная книга атеиста.-М.: Изд-во полит.лит., 1985.

Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. – М.: Смысл, 2006.

 

[gl]Тема 12. Религиозная ситуация в Казахстане: история и современность[:]

Цель:

  • Дать представления об исторических корнях религиозного мировоззрения казахов;
  • Показать роль и место тенгриантства в кочевническом миропонимании;
  • Анализ процесса и причин исламизации Казахстана;
  • Рассмотреть современную религиозную ситуацию в Казахстане.

Структура лекции:

  1. Домусульманские верования
  2. История проникновения ислама
  3. Религия в современном Казахстане

Содержание лекции:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.