Здавалка
Главная | Обратная связь

Нейротизм – эмоциональная стабильность



ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

 

Контрольные работы

 

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов заочного отделения всех специальностей и направлений

 

 

Куб ГТУ

Краснодар

 

Контрольная работа № 1

Тема: Внимание

Этапы выполнения контрольной работы:

1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.

2. раскройте следующие вопросы в теоретической части своей контрольной работы:

- дайте общую характеристику внимания, охарактеризуйте его психологические основы;

- охарактеризуйте основные свойства внимания;

- покажите взаимосвязь внимания с другими психическими процессами и деятельностью личности;

- каковы особенности и способы организации различных видов внимания в учебной и профессиональной деятельности;

- рассмотрите внимательность и наблюдательность как профессиональные свойства личности.

3. Определите объект исследования (члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.), не менее 5–ти испытуемых. Дайте его характеристику (половой состав, возрастной, профессиональный и т.п.).

4. Изучите методику исследования.

Заготовьте тестовые таблицы и протоколы опытов по следующей форме:

Протокол эксперимента №

ФИО___________________________________

Место работы______________________________

Возраст____________________________________

5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты и оформите работу в соответствии с требованиями.

Тест «отыскание чисел с переключением»

Тест позволяет проверить объем, устойчивость внимания, его способность к переключению. На таблице 3 арабские и римские цифры от 1 до 24 расположены в случайном порядке. Рядом с каждой цифрой стоит буква. Ваша задача: поочередно отыскивать в таблице римские и арабские цифры и выписывать в протоколе эксперимента буквы, стоящие рядом с ними. Сначала отыщите римскую цифру «І» и арабскую «24» и запишите буквы («д» и «Ч»). Затем – «ІІ» и «23» (соответственно выпишите нужные буквы), затем, «ІІІ» и «22», «ІV» и «21», «V» и «20» и т.д. Буквы записывайте парами. На это отводится 6 минут. Подсчитайте число правильно найденных пар. «Уложились» в отведенное время и допустили не более 5 ошибок – «отлично», не более 8 – «хорошо», 10 – «удовлетворительно». Успели найти 20 пар – «отлично», 17 – «хорошо», 15 – «удовлетворительно».

 

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

4. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – .- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

5. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М ,2010. – 400 с.

6. Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

6. Дармышев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995.

7.Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

 

Таблица 3 – Корректурная таблица

К V О XXII Р XII Х Ж XV Т О А
VIII Ю XVIII Ф В З XX М II В IХ П Е
XIII Н Х С III П Т XXIV М Д Ч
I Д П XXI А Х ХХIII К И ХVI Ы Ш
М Х Л Я ХIХ П Х XVII Н Г XIV Я
VII С Б IV Ч О ХI Ж Т VI Н Л

 

Пары букв, найденные за 6 минут

     
     

 

 

Контрольная работа № 2

Тема: Изучение особенностей характера личности

Этапы выполнения контрольной работы:

1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.

2. раскройте следующие вопросы в теоретической части своей контрольной работы:

- психологическая характеристика характера;

- чем характер отличается от темперамента?

- какова структура характера?

- проявления характера в общении и деятельности;

- типология характера;

- дайте характеристику типологии характера;

- процесс формирования характера;

- воспитание положительных качеств характера.

3. Определите объект исследования (не менее 5 испытуемых).

4. Изучите методику исследования. Заготовьте необходимые материалы (протоколы, опросник).

5. Проведите исследование, обработайте и проанализируйте результаты.

6. Оформите работу в соответствии с требованиями.

 

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

4. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – .- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

5. Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М ,2010. – 400 с.

6. Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

7. .Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8. Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

 

Акцентуированные черты характера являются как бы заострением, подчеркиванием некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств.

 

Методика исследования «Акцентуации характера» К. Леонгарда

Инструкция: ответьте «да» (+) или «нет» (-) на следующие вопросы:

1. У вас часто бывает веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям, обидам?

3. Бывает ли так, что в беседе, при просмотре фильма или спектакля у вас на глаза наворачиваются слезы?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано как следует, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были не менее смелы, чем ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от радостного и счастливого до отвращения к жизни, к себе, к окружающим?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не заговаривать?

9. Вы – серьезный человек?

10. Способны ли вы от всей души восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Опуская письмо в почтовый ящик, убеждаетесь ли вы, проводя рукой или ударяя по ящику, что письмо не застряло?

13. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?

14. Считаете ли вы себя добрым и отзывчивым человеком?

15. Стремитесь ли вы везде в работе, учебе, спорте оказаться в числе лучших?

16. Боялись ли вы в детстве грозы, собак и т.п. (а может быть это чувство возникает и теперь)?

17. Стремитесь ли вы всегда и во всем соблюдать порядок?

18. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Как вы думаете, любят ли вас все ваши знакомые?

20. Часто ли у вас возникает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, несчастья?

21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение?

22. Были ли у вас хотя бы однажды истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам поступили несправедливо, вы будете очень энергично отстаивать свою правоту?

25. Могли бы вы при необходимости зарезать курицу или овцу?

26. Вы боялись в детстве оставаться один дома?

27. Раздражает ли вас, когда занавеска или скатерть висят неровно, обувь разбросана в прихожей и т.п.?

28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?

29. Всегда ли вы стремитесь быть сильным и компетентным в сфере своей профессиональной деятельности?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться, впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть беззаботно, по-детски веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально переполняет вас?

33. Как вы думаете, мог бы из вас получиться ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение о людях достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно выносить вид крови?

36. Нравится ли вам работа с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы открыто выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость?

38. Вам неприятно входить в пустую неосвещенную комнату, спускаться в темный подвал и т.п.?

39. Предпочитаете ли вы такую работу, где действовать надо быстро, а требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли вы?

41. В школьные годы вы охотно выступали на сцене, декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дому?

43. Кажется ли вам жизнь трудной и тяжелой?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды и т.п. вы были до того расстроены, что идти на работу или занятия казалось просто невозможным?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не потеряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению по отношению к тому, кто вас обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы домой или на работу, чтобы проверить, все ли вы оставили в таком состоянии, что там ничего не может случиться (выключили электроприборы, привели в надлежащий порядок оборудование)?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами или вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение довольно изменчиво?

51. Трудно ли вам выступать перед большим количеством людей?

52. Вы можете первым ударить человека, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении, вы не выносите одиночества?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо неприятностях впадает в отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм или книга взволновать вас до слез?

58. Часто ли вы не можете уснуть из-за того, что разные мысли и проблемы лезут вам в голову?

59. В школе или вузе вы подсказывали товарищам, давали им списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному вечером через какое-то страшное место?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашем доме была только на своем месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, которое длится несколько часов?

63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть любезным и приветливым даже с тем, кого явно не уважаете и не цените?

67.Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что могли бы назвать ее своим другом?

70. Уходя из дома или готовясь ко сну, проверяете ли вы, выключены ли газ, вода и электроприборы, заперты ли двери?

71. Можно ли сказать, что вы боязливы?

72. Изменяется ли резко ваше настроение при приеме алкоголя?

73. Вы охотно участвуете в художественной самодеятельности?

74. Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, не ожидая особых радостей?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться настолько резко, что состояние радости сменится угрюмостью и подавленностью?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Вы переживаете длительное время несчастья и горести других людей?

80. Случалось ли вам из-за помарки переписать страницу в тетради?

81. Относитесь ли вы к людям с недоверием и осторожностью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. В веселой компании вы обычно становитесь веселее?

84. Бывает ли, что стоя на перроне, вы опасаетесь броситься под колеса проходящего поезда, а находясь у открытого окна многоэтажного дома, боитесь выпасть из него?

85. Способны ли вы отвлечься от сложных проблем, требующих немедленного решения?

86. Вы чувствуете себя более свободно и раскованно, приняв алкоголь?

87. В беседе вы скупы на слова?

88. Если бы вам пришлось играть на сцене, вы смогли бы настолько войти в роль, чтобы позабыть, что это только игра?

Ключ к методике «Акцентуации характера»: подсчитайте количество совпадений с ключом, учитывая коэффициенты, указанные рядом с названием акцентуации. Признаком акцентуации является показатель свыше 20 баллов. Например: по акцентуации «Гипертимность» у вас совпадение с ключом равно 7. С учетом коэффициента 3 получается 21 балл (7 умножить на 3=21).

По классификации К. Леонгарда выделяют десять основных акцентуаций характера:

1 Гипертимность3

Постоянно повышенное настроение, человек очень живой, подвижный, общительный, энергичный, непоседливый. Недисциплинирован, не доводит начатое до конца. Склонность к доминированию над окружающими.

+: 1, 11, 23, 33,45, 55, 67, 77.

2 Застревание • 2

Долго помнит добро и зло, старается отплатить обидчикам, часто сердится, обижается, является инициатором и участником затяжных конфликтов. Слишком упрямые, «зацикленные» на одной идее.

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

—:12, 46, 59.

3 Эмотивность • 3

Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному поводу. Тонко организованная эмоциональная сфера. Способны глубоко чувствовать и переживать. Добры, отзывчивы, очень ранимы. Любят, чтобы их опекали, заботились о них.

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

—: 25.

4 Педантичность • 2

С трудом переключается с одного дела на другое. Любит, чтобы все было на своих местах, порядок, организованность, четкость во всем. Часто бывают периоды злобно-тоскливого настроения, когда все раздражает, могут проявлять агрессию.

+:4,14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

—: 36.

5 Тревожность • 3

Люди меланхолического склада, застенчивые, с высоким уровнем тревожности, беспокойные, не уверены в себе. Недооценивают свои способности, боятся ответственности.

+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

—:5.

6 Циклотимность • 3

Резкие перепады настроения, периоды хорошего настроения коротки, плохого – длительны. При пониженном настроении ведут себя как дистимы (см. п. 9) и как тревожные (см. п. 5), при хорошем настроении – как гипертимы (см п. 1).

+: 6,18, 28, 40, 50, 62,72,84.

7 Демонстративность • 2

Люди, у которых ярко выражен эгоцентризм, стремятся постоянно находиться в центре внимания, артистичны, часто патологически лживы. Склонны привлекать к себе внимание внешним видом (яркая, экстравагантная одежда и т.п.).

+: 7, 19, 22, 29, 41,44, 63, 66, 73, 85, 88.

—: 51.

8 Возбудимость • 3

Импульсивны, способны на резкие, неожиданные реакции. В возбужденном состоянии агрессивны, способны на физическую агрессию. В спокойном состоянии преувеличенно внимательны, мягки, заботливы до слащавости.

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

 

9 Дистимность • 3

Данная акцентуация противоположна гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, высокая утомляемость. Быстро устает от контактов, нуждается в одиночестве.

+: 9, 21, 43, 75, 87.

—:31, 53, 65.

10 Экзальтированность • 6

Высокая эмоциональность, большой диапазон эмоциональных состояний от восторга до полного отчаяния. Склонность к искреннему, но преувеличенному выражению чувств.

+: 10, 32, 54, 76.

 

Контрольная работа № 3

Тема :Мышление и взаимосвязь познавательных процессов

Этапы выполнения контрольной работы:

1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.

2. раскройте следующие вопросы в теоретической части своей контрольной работы:

- дайте общую характеристику мышления;

- охарактеризуйте проблемный характер мышления;

- охарактеризуйте мыслительные операции и формы мышления;

- дайте характеристику видов мышления;

- охарактеризуйте качества ума, необходимые современному специалисту.

3. Определите объект исследования (члены студенческой группы, профессиональной группы , не менее 5-ти человек).

4. Изучите методику предлагаемого исследования, приготовьте необходимые материалы и оборудование (протоколы, таблицы, набор слов-раздражителей, секундомер).

5. Проведите исследование и обработайте результаты.

6. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы, подготовьте практические рекомендации.

7. Оформите контрольную работу в соответствии с требованиями.

 

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

4.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – .- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

5.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М ,2010. – 400 с.

6.Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

7.Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8.Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

 

Методика проведения исследования«Мышление и взаимосвязь

познавательных процессов»

Вводная часть. Пиктограмма (рисуночное письмо) – древнейшая добуквенная форма письменности, где условным рисунком передавалось изображение какого-либо предмета или действия. Метод использования пиктограммы для анализа мышления предложен отечественным психологом А.Р. Лурия.

Исследование проводится одновременно со всей группой. Экспериментатор диктует 20 слов и словосочетаний.

испытуемым дается следующая инструкция: предложенные вам понятия необходимо будет воспроизвести после того, как я их прочитаю. Чтобы облегчить процесс воспроизведения, вам необходимо запечатлеть ту ассоциацию, которую у вас вызвало каждое слово или словосочетание.

Например, на слово «книга» у вас может появиться образ конкретной книги (рисунок открытой или закрытой книги); памятник первопечатнику Федорову (рисунок памятника); может возникнуть перевод слова «книга» на иностранный язык (запись слова); может возникнуть мысль: «Книга - источник знаний» (запись); может возникнуть образ восходящей кривой как символ растущих с помощью книг знаний (рисунок кривой) и т.п. Если ассоциация не возникла, поставьте прочерк. Постарайтесь зафиксировать именно первую мысль или образ. Качество рисунка значения не имеет.

Время, отводимое на каждый рисунок, 30 секунд.

Протоколы экспериментов оформляются по следующей форме:

 

Таблица 4 – Протокол эксперимента

№ п\п Изображение понятия Воспроизведение
1.    
2.    
   
20.    

 

Слова и словосочетания:

1. развитие. 11. Психология.

2. Ритм. 12. Приятный голос.

3. Тяжелая работа. 13. Ярость.

4. Жизнь. 14. Абсурд.

5. Страшная ночь. 15. Ядовитый вопрос.

6. Смелый поступок. 16. Власть.

7. Покой. 17. Зависть.

8. Скучный день. 18. Яркое впечатление.

9. Гордость. 19. Подозрительность.

10. Строгая учительница. 20. Ремонт часов.

Испытуемые в графе «Воспроизведение» должны написать те слова и словосочетании, которые вызвали у них данную ассоциацию.

Затем снова зачитываются слова- раздражители и испытуемые отмечают допущенные ошибки и неточности.

Обработка данных: ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать и по содержанию и разнести в таблицу «Организация ассоциаций».

 

Таблица 5 – Организация ассоциаций

Понятие Образ-предмет Образ-символ Образ- схема Образ-слово Мысль без образа Ассоциация не возникла
1.Развитие            
           
20.Ремонт часов            
Итого:            

 

Если слово-раздражитель, например, «Покой» вызывает образ человека (рисунок) лежащего, спящего и т.п., то такая ассоциация заносится в графу «Образ-предмет».

Если слово-раздражитель, например, «Книга» вызывает образ памятника первопечатнику Федорову (рисунок), то такая ассоциация заносится в графу «образ-символ».

Если возникает какое-то слово на русском или иностранном языке, то такая ассоциация заносится в графу «Образ-слово».

Если слово-раздражитель, например, «Развитие» вызывает образ спирали или кривой (рисунок), то ассоциация заносится в графу «Образ-схема».

Если слово-раздражитель, например, «Вежливость» вызывает ассоциацию в виде мысли: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», то такая ассоциация заносится в графу «Мысль без образа».

Анализ и интерпретация результатов (проводится по каждому протоколу)

Преобладание ассоциаций типа «Образ-предмет», «Образ-символ» свидетельствует о преобладании конкретно-образного мышления.

Преобладание ассоциаций типа «Мысль без образа», «Образ-слово», «Образ-схема» свидетельствует о преобладании абстрактно-логического мышления.

1. Анализ характера изображений:

- если в рисунке – условном изображении понятия, заключенного в слове, есть элементы символики, то наблюдается тенденция к абстрактному мышлению;

- если изображения конкретные, то есть тенденция к конкретно-образному мышлению;

2. Анализ качества ассоциаций:

- быстрота возникновения ассоциаций;

- бедность или разнообразие ассоциаций;

- простота или сложность ассоциаций;

- стереотипность или оригинальность;

- степень эмоциональности возникших ассоциаций;

3. Определение уровня опосредованного запоминания (подсчет количества правильно воспроизведенных слов)

После обработки всех протоколов необходимо сформулировать общие выводы об особенностях мышления испытуемых и подготовить рекомендации.

 

 

Контрольная работа № 4

Тема: Темперамент

 

Этапы выполнения работы:

1 Изучите рекомендованную литературу. раскройте следующие вопросы в теоретической части своей контрольной работы:

- понятие о темпераменте как динамической стороне психической деятельности;

- раскройте историю темперамента;

- физиологические основы темперамента;

- психические свойства, характеризующие темперамент;

- взаимосвязь темперамента и характера;

- основные характеристики типов темперамента.

2 Определите группу испытуемых (не менее 5 человек).

3 Изучите методику предстоящего исследования. Заготовьте опросные и оценочные бланки (по количеству испытуемых), опросник Айзенка, схему оценки свойств темперамента.

4 Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы.

 

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

2.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – .- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

3.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М ,2010. – 400 с.

5.Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

6.Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7.Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

 

Тест-опросник Г. Айзенка

Инструкция: вам будет предложено 57 вопросов. Поскольку отвечать нужно только «да» или «нет», подготовьте опросный бланк следующего вида:

Таблица 6 – Протокол исследования

Номер вопроса Да Нет
1.    
2.    
   
57.    

 

Ответы на предложенные вопросы не могут рассматриваться как правильные или неправильные. Не тратьте много времени на обдумывание. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут касаться ситуаций, невероятных для вас, однако попытайтесь представить себя в этих ситуациях.

Текст теста-опросника

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать, ободрить, придти на помощь?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринять?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы все, что угодно на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным вам человеком противоположного пола?

12. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

13. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь, чего не следовало делать или говорить?

14. Предпочитаете ли вы обычно книги, телевидение, компьютер встречам с людьми?

15. Вы иногда выходите из себя, злитесь?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно, что вы иногда полны энергии, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь немного друзей, но особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас мучает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас окружающие человеком живым и веселым?

28. Часто ли вы, завершив какое-либо важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда передаете слухи, сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что в голову приходят разные мысли?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом, нежели спросить?

33. Бывает ли у вас учащенное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые только могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно, что вы любитель поговорить, и никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика вашей работы или недостатков?

50. Можно ли сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятия, в котором много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. легко ли вам внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка данных:

Каждый ответ является симптомом степени выраженности одного из двух свойств темперамента (экстраверсия – интроверсия, нейротизм - эмоциональная стабильность). Оба биополярных показателя изображаются прямоугольной системой координат и позволяют определить 4 классических типа темперамента и связанные с ними свойства личности (см. таблицу 8).

Экстраверсия – интроверсия:

Экстраверт – общительный, импульсивный, гибкий в поведении, подвижный, жизнерадостный, поверхностный, несдержанный, экспансивный, склонен преувеличивать. Склонен к публичным выступлениям, стремится находиться в центре внимания, непосредственен, открыт в общении.

Интроверт – спокойный, настойчивый, степенный, сдержанный, замкнутый, склонен к самоанализу, мало общителен, редко смеется, имеет депрессивные тенденции.

нейротизм – эмоциональная стабильность

Эмоционально стабильный человек уверен в себе, контролирует свои эмоциональные состояния, обладает зрелостью чувств и взвешенностью поведения, настойчив при столкновении с трудностями.

нейротизм (эмоциональная нестабильность) характеризует человека на противоположномполюсе этого фактора, у него отсутствуют все вышеперечисленные качества и присутствуют другие: недостаточное постоянство, переменчивость эмоциональных состояний, раздражительность, подверженность приступам гнева, неуверенность в себе.

В опросник Айзенка включен ряд вопросов, предназначенных для определения искренности – лживости в качестве критерия достоверности полученных данных. Следует отметить, что речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а не о лживости как личностной характеристике. Ответы по шкале «искренности – лживости» на шкалу не выносятся. С помощью этой шкалы определяется степень достоверности полученных результатов.

 

Таблица 7 – Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

Численный показатель интерпретация результатов
0-3 Ответы искренние, результаты достоверные
4-5 Ответы ситуативные, результаты неопределенные
6-9 Ответы неискренние, результаты недостоверные

 

Соотнесите данные вами ответы с «ключом». Если ваш ответ совпадает с тем, что дан в ключе, то он оценивается 1 балл. Суммируйте баллы по каждому качеству.

Далее обратимся к системе свойств темперамента (таблица 8). Отыщите по шкале экстраверсии – интроверсии и по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности точки, соответствующие полученным данным. Постройте систему координат и, проецируя точки, найдите сектор, который соответствует вашим данным. Это и есть ваш тип темперамента и соответствующий ему перечень личностных качеств, которые с наибольшей легкостью формируются на базе данного типа. Например, при подсчете баллов по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности получен результат 5. Через значение 5 по шкале нейротизма проводится горизонтальная линия. Результат по шкале экстраверсии – 10. В этом случае через значение 10 по оси экстраверсии проводится вертикальная линия. Точка пересечения вертикальной и горизонтальной линий на таблице 8 покажет место темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае это флегматик. Здесь же приведены дополнительные характеристики: спокойный, ровный, внушающий доверие, надежный.

Соотнесите полученный в результате исследования тип темперамента с вашими жизненными наблюдениями.

При изучении типологических особенностей личности можно сделать вывод о силе, подвижности, уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе различных видов деятельности.

О силе процесса возбуждения можно судить по общей работоспособности, адекватности ответов на воздействующие стимулы окружающей

среды: у «сильных» - сильнее стимул – сильнее ответ. У слабых – при повышении силы раздражительности выше некоторой средней величины снижается сила ответа. В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при незначительных психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной деятельности являются следующие показатели:

1 способность выполнять длительное время монотонную, утомительную работу без снижения интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости, отвлечения от заданной деятельности).

2 Умение преодолевать трудности неудачи в работе, настойчивость, упорство в достижении цели, повышение работоспособности настойчивости в трудных и опасных условиях.

3 Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых и невыносимых ситуациях.

4 Способность к быстрой мобилизации в случае неудачи, препятствий.

О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой регуляции, по быстроте формирования тонких дифференцировок, по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.

Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу со стороны торможения являются следующие показатели:

1 Высокая работоспособность, особенно в неинтересном и монотонном деле.

2 сдержанность в поступках, в поведении (даже при воздействии психотравмирующей ситуации).

3 Сдержанность в общении, умение хранить интересные новости.

4 Неторопливость в принятии решений.

5 Быстрое и точное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.

6 Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон и т.д.

Основанием для отнесения к «слабому» типу темперамента являются противоположные показатели.

О подвижности нервных процессов (имеется ввиду, прежде всего, переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:

1 Преимущественно быстрый тип деятельности, даже при освоении новой работы или вида спорта).

2 Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений).

2 Легкость и активность в установлении новых контактов, знакомств, постоянное стремление к новым впечатлениям.

Быстрое освоение новых видов деятельности, быстрая адаптация к новой обстановке.

4 Быстрое засыпание и пробуждение.

5 Живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для отнесения к группе относительно инертных типов являются противоположные признаки.

 

Таблица 8 – Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма

Г. Айзенка

 

Таблица 9 – Ключ к тесту-опроснику Г. Айзенка

Э – И Н И Э – И Н И
Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет Да Нет
1. r           29.   r        
2.     r       30.           r
3. r           31.     r      
4.     r       32.   r        
5.   r         33.     r      
6.         r   34.   r        
7.     r       35.     r      
8. r           36.         r  
9.     r       37.   r        
10. r           38.     r      
11.     r       39. r          
12.           r 40.     r      
13. r           41.   r        
14.     r       42.           r
15.   r         43.     r      
16.     r       44. r          
17. r           45.     r      
18.           r 46. r          
19.     r       47.     r      
20.   r         48.           r
21.     r       49. r          
22. r           50.     r      
23.     r       51.   r        
24.         r   52.     r      
25. r           53. r          
26.     r       54.           r
27. r           55.     r      
28.     r       56. r          
              57.     r      

 

 

Обозначения: Э – И — экстраверсия – интроверсия

Н — нейротизм – эмоциональная стабильность

И — искренность

 

Контрольная работа № 5

 

Тема: Профессиональные интересы личности

1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в своей работе.

2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:

- структура личности, ее компоненты;

- направленность как ведущая подструктура личности;

- формы направленности: желания, стремления, интересы, склонности, убеждения, взгляды, мировоззрение, идеалы и их характеристика;

- задатки, способности, склонности, интересы, их взаимосвязь;

- виды интересов и их характеристика.

3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).

4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету интересов и листы ответов (по количеству испытуемых).

5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.

 

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

2.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – .- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

3.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М ,2010. – 400 с.

5.Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

6.Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7.Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

 

«Анкета интересов» Е.А. Голомштока позволяет оценить интересы и стремления как проявления направленности личности и, следовательно, как компоненты потенциального или реального призвания.

Испытуемому дается «анкета интересов» и лист ответов, где указано, как отмечать свой ответ.

Анкета интересов

Нравится ли вам?

1. Читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

2. Читать об открытиях в химии?

3. Выяснять устройство электроприборов?

4. Читать технические журналы?

5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

6. Знакомиться с жизнью растений и животных?

7. Читать произведения классиков мировой литературы?

8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

9. Читать книги о воспитании?

10. Знакомиться с работой врачей?

11. Заботиться об уюте в доме?

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки?

13. Читать книги о войне и сражениях?

14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

15. Наблюдать за различными химическими реакциями?

16. Исправлять бытовые электроприборы?

17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

18. ходить в походы по родному краю для его изучения?

19. Изучать биологию, ботанику и зоологию?

20. Читать критические статьи о литературе?

21. Участвовать в общественной работе?

22. Объяснять товарищам, как выполнить ту или иную работу, если они сами не могут ее сделать?

23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

24. Шить, вышивать, готовить пищу?

25. Читать об искусстве?

26. Знакомиться с военной техникой?

27. Проводить опыты по физике?

28. Проводить опыты по химии?

29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

30. Собирать и ремонтировать машины?

31. Собирать коллекции минералов?

32. Работать в саду, на огороде?

33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?

34. Читать книги по истории?

35. Читать и рассказывать детям сказки, играть с ними?

36. Ухаживать за больными, следить за приемом лекарств?

37. Выполнять хозяйственные домашние дела?

38. Заниматься в каком-либо художественно-творческом коллективе?

39. Участвовать в различных походах, поездках?

40. Заниматься в математическом или физическом кружке?

41. Готовить химические растворы?

42. Собирать радиоприемники?

43. Заниматься моделированием, например, изготовлять модели планеров и т.п.?

44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?

45. Наблюдать за живой природой?

46. Изучать иностранный язык?

47. Выступать с докладами на исторические темы?

48. Выполнять работу воспитателя?

49. Ухаживать за детьми?

50. Делать разные покупки?

51. Беседовать с приятелями об искусстве?

52. Заниматься в спортивных секциях?

53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах?

54. Решать задачи по химии?

55. выполнять работы с измерительными приборами?

56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?

57. знакомиться с географическими (геологическими) картами?

58. Проводить опытническую работу по биологии?

59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60. Изучать политический строй в разных странах?

61. Обсуждать вопросы воспитания?

62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека?

63. Убеждать людей в чем-либо?

64. знакомиться с историей искусства?

65. Быть организатором в походах и играх?

66. Выполнять математические действия по формуле?

67. находить химические явления в природе?

68. Разбираться в радиосхемах?

69. Выполнять чертежи?

70. Производить топографическую съемку местности?

71. Ухаживать за животными?

72. Выступать с докладами по вопросам литературы?

73. Знакомиться с вопросами культуры?

74. Давать объяснения младшим школьникам?

75. Изучать причины возникновения разных болезней?

76. знакомиться, общаться с разными людьми?

77. Принимать участие в конкурсах, концертах или выставках изобразительного искусства (творчества)?

78. Соблюдать режим (распорядок) дня?

ЛИСТ ОТВЕТОВ

ФИО__________________________________

Возраст_________________________________

Профессия_______________________________

Место работы или учебы___________________

 

Прочитав внимательно каждый вопрос «Анкеты интересов», поставьте в клетке с тем же номером ваш ответ:

(+ +) – очень нравится, хотел бы быть специалистом в этой отрасли;

(+) – нравится знать, но не делать;

(–) – не нравится.

 

Таблица 10 – Бланк ответов

 

Подсчет результатов:

Столбцы соответствуют:

1 – физико-математическое направление;

2 – химия;

3 – электрорадиотехника;

4 – техника;

5 – геология и география;

6 – биология и сельское хозяйство;

7 – филология и журналистика;

8 – история и общественная деятельность;

9 – педагогическая деятельность;

10 – медицина и врачебная деятельность;

11 – домашнее хозяйство;

12 – искусство;

13 – военное дело.

 

Условные знаки «Листа ответов» переводятся в баллы:

+ + =5; + = 3; – =1.

По каждой из 13 групп знаний и деятельности получается дробь, в которой числитель равен сумме баллов троек (3) и пятерок (5), знаменатель – только пятерок (5).

 

Анализ результатов: числитель полученной дроби свидетельствует об интересе к данной области знаний и деятельности (как показатель интересов) и позволяет ранжировать по этому показателю все 13 групп, а знаменатель как показатель склонности, позволяет выявить стремление к соответствующей деятельности.

 

Контрольная работа № 6

Тема: Семья как психолого-педагогическая проблема

Этапы выполнения контрольной работы:

1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы.

2. Ответьте на следующие вопросы:

- каковы функции семьи в обществе?

- дайте характеристику современной семьи;

- что такое психологическая совместимость супругов?

- охарактеризуйте межличностные отношения в семье?

- как проявляется конфликт поколений в современной семье?

- как изменяются проблемы, с которыми сталкиваются родители, приемы и методы семейного воспитания в зависимости от пола и возраста детей?

3. Определите объект исследования (не менее двух семей);

4. Изучите методику предлагаемого исследования, приготовьте необходимые материалы и оборудование (протоколы, опросник).

5. Проведите исследование и обработайте результаты.

6. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы, подготовьте практические рекомендации.

7. Оформите контрольную работу в соответствии с требованиями.

 

Литература:

1. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2005.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП»,1996.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1992.

4. Психология семейных отношений: конспект лекций /сост.С.А. Векилова. – М.: Аст, 2006.

5. Психология /Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999.

6. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001.

7. Фромм Э. Искусство любить. Исследования природы любви. – М., 1990.

 

Тест-опросник удовлетворенности браком, разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности браком, а также степени согласования удовлетворенности браком супругов. Опросник состоит из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.п.

Инструкция испытуемому: внимательно прочитайте каждое утверждение и выбирайте только один из трех предлагаемых вариантов ответа. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить».

Текст теста-опросника

1. когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека

а) верно; б) не уверен; в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся; б) нечто среднее; в) как неудавшийся.

4. Если бы вы могли, то:

а) многое изменили бы в характере вашего супруга (супруги);

б) трудно сказать;

в) не стали бы ничего менять.

5. Одна из проблем брака в том, что все «приедается», в том числе сексуальные отношения:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

6. Когда вы сравниваете свою жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, вам кажется:

а) что вы несчастнее других; б) трудно сказать;

в) что вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за самостоятельность:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

8. вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю; б) трудно сказать; в) неверно.

9. Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях;

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает нам подумать о разводе:

а) верно; б) не могу сказать; в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);

б) трудно сказать;

в) именно теперешний супруг (супруга).

12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга) рядом с вами:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) перевешивают достоинства:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

14. Основные помехи для счастливого супружества кроются:

а) скорее всего, в характере вашего супруга;

б) трудно сказать;

в) скорее всего, в вас самих.

15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16. брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладают достоинствами, которые компенсируют все его (ее) недостатки:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в вашу жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

22. Не правы те, кто считает что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а) согласен; б) трудно сказать; в) не согласен.

23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

 

24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного счастливого момента:

а) верно; б) трудно сказать; в) неверно.

Ключ к тесту: 1 в; 2 в; 3 а; 4 в; 5 в; 6 в; 7 а; 8 а; 9 в; 11 в; 12 а; 13 в;

14 в; 15 а; 16 в; 17 а; 18 в; 19 в; 20 в; 21 в; 22 а; 23 а; 24 в.

Порядок подсчета: если выбранный испытуемым ответ совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2 балла; за промежуточный ответ (б) начисляется 1 балл; при несовпадении с ключом – 0 баллов.

Суммарные баллы теста разбиваются на 7 категорий:

0-16 баллов – абсолютно неблагополучные;

17-22 баллов – неблагополучные;

23-26 баллов – скорее неблагополучные, чем благополучные;

27-28 баллов – переходные;

29-32 балла – скорее благополучные, чем неблагополучные;

33-38 баллов – благополучные;

39-48 баллов – абсолютно благополучные.

 

Контрольная работа № 7

 

Тема: Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти

Этапы выполнения контрольной работы:

1. Изучите рекомендованную литературу, поз







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.