Здавалка
Главная | Обратная связь

Схема определения типа темперамента



 

Так , сначала каждый испытуемый оценивает себя по шкале «силы – слабости» (7.1). Тот, кто набирает 1-2 балла, может причислить себя к меланхоликам. Те, у кого балл окажется более высоким, продолжает оценку по шкале «уравновешенность-неуравновешенность» (7.2). Набравшие 1-2 балла – холерики. Остальные оценивают себя по шкале «подвижности и инертности» (7.3). Получившие 1-2 балла могут быть отнесены к флегматикам, а получившие 4-5 баллов – к сангвиникам. Лица, поставившие себе 3 балла, скорее всего имеют промежуточный тип темперамента

2. По каждой подструктуре личности (кроме темперамента) сосчитайте суммарный балл.

3. Подсчитайте общий балл для всей «Карты личности» (кроме п. 7 – темперамент).

4. Обобщите две-три независимые характеристики на себя и собственную «Карту личности». Помните, что мнение о личности в целом – это не суммарный балл, а творчески поставленный диагноз. Поэтому, обобщая данные, используйте логический критерий: у кого из заполнявших карту личности больше оснований для суждений о данном свойстве исследуемого и насколько у кого адекватная самооценка. Следует иметь в виду, что количественные показатели, полученные на основе самооценки, являются ценным добавочным критерием для материалов метода обобщения независимых характеристик.

 

5. Опираясь на метод обобщения независимых характеристик, опишите ожидаемые прогнозы особенностей учебной или трудовой деятельности, определяемые психологической структурой личности испытуемого.

Анализируя полученные результаты, следует делать упор на результаты отдельных подструктур. Определите слабо выраженную подструктуру (путем вычисления среднего арифметического по каждой из подструктур), а также слабо выраженные показатели по всей карте личности. Сделайте соответствующие выводы. Испытуемым, набравшим не устраивающие их баллы, надлежит тщательным образом проанализировать результаты и наметить пути самовоспитания и самокоррекции.

6. При интерпретации общего балла надо помнить, что разброс данного показателя возможен от 6 до 195, причем средний балл – обычно около 130.

Таким образом, выводы должны быть следующие:

1.Общий балл - …

2.Слабо выраженная подструктура «…………»

3.Слабо выраженные показатели:

- ………………….

- ………………….

- ………………….

Рекомендации испытуемому:

 

 

Контрольная работа № 10

 

Тема: Самооценка и групповая оценка личности

Этапы выполнения работы:

1. Изучите рекомендованную литературу. Ознакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы. Используйте необходимый материал в своей работе. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей контрольной работы:

-дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов;

-дайте определение понятия «Я-концепция» личности и охарактеризуйте его основные компоненты;

-охарактеризуйте типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека.

2. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), охарактеризуйте её (возраст, пол, род занятий и др.).

3. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте необходимые материалы (бланки самооценки и групповой оценки, протокол анализа самооценки и групповой оценки.

4. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации.

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2.Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3.Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

4.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – .- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

5.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М ,2010. – 400 с.

6.Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

7.Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8.Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

.

 

Методика «Самооценка и групповая оценка личности» позволяет соотнести самооценку личности с ее групповой оценкой.

Оценка человеком самого себя (самооценка СО) является субъективной и, как правило, недостаточно достоверной. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) обеспечивает оценку человека со стороны коллектива, в который он включен. Увеличение числа людей, оценивающих данного человека, делает оценку более объективной. Считается, что 15-20 человек достаточно для получения достоверных результатов.

Процедура исследования заключается вколичественной оценке личностных свойств каждого члена группы им самим и остальными. Примерный перечень индивидуальных личностных качеств, которые оцениваются, дан ниже. Чем более разносторонней является деятельность группы (учебная, трудовая, спортивная и т.п.), тем богаче и разностороннее раскрывается личность каждого ее члена и тем объективнее и полнее будут характеристики личности в Групповой оценке личности (ГОЛ). И, напротив, если деятельность группы, общение ее членов узко и специфично, то возрастает вероятность ошибочных выводов ее участников друг о друге.

С учетом названных выше условий ГОЛ дает более объективные данные о человеке, чем его самооценка (СО). Сравнение ГОЛ и СО позволяет изучить адекватность самооценки членов группы и понять причины "психологического дискомфорта" некоторых ее членов.

ГОЛ может быть полезна при изучении межличностных отношений в группе, при управлении развитием и формированием личности члена группы.

Процедура исследования

1. Групповая оценка личности проводится с использованием специальных протоколов (бланков ГОЛ) с закодированными номерами фамилий членов группы. Список фамилий и кодовые номера записываются экспериментатором. В течение эксперимента испытуемый использует 2 бланка ГОЛ: один для оценки и один для последующего анализа результатов.

2. На первом бланке ГОЛ испытуемый должен ответить, как он оценивает выраженность соответствующих качеств у каждого члена группы и у себя, выставив в соответствующей клеточке бланка оценку.

Оценки выставляются по следующей шкале:

5 – качество выражено очень сильно;

4 – качество выражено заметно, несколько выше среднего;

3 – качество выражено средне, обычно для данной группы или для данной категории лиц;

2 – качество выражено слабо;

1 – качество практически отсутствует, не проявляется или проявляется очень редко.

Оценку следует проводить построчно, т.е. сначала оценивать всех членов группы и себя по одному качеству, затем по следующему и т.п.

Для проведения самооценки испытуемый обводит кружком кодовый номер своей фамилии на бланке ГОЛ и оценивает себя по тому же принципу, что и остальных членов группы. Следует при завершении заполнения бланков ГОЛ повторно напомнить участникам эксперимента, чтобы они не забыли отметить свой код на бланке. Заполненные бланки ГОЛ сдаются экспериментатору, разрезаются ножницами и каждому возвращаются их оценки и самооценки, соответствующие кодовому номеру его фамилии. Полоски с оценками наклеиваются на второй бланк ГОЛ и служат первичным материалом для обработки и анализа. Результаты дальнейшей обработки фиксируются в графах протокола.

Обработка данных

1.По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола.

2.По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка.

Разумеется, что самооценка не входит в среднюю оценку, полученную таким образом.

3.В графу СО заносятся данные самооценки.

4.В последнюю графу заносится разность (СО – ГОЛ).

5.Оценивается разность оценок по данным граф 1-5.

6.Строится профиль ГОЛ и СО в одной системе координат.

Анализ результатов

1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству. Чем меньше разброс оценок, тем идентичнее группа в оценке данного личностного качества. Величина разброса определяется визуально в сопоставлении с другими личностными качествами. Согласованность, вероятно, окажется выше по значимым для группы и ярко проявляющимся в общении качествам. Оценки со значительным разбросом (менее согласованные) необходимо интерпретировать достаточно осторожно.

2.Анализируется разность (CO-ГОЛ). При количестве участников эксперимента более 15 человек разность более 0,5 балла может рассматриваться как заслуживающая внимания. Прочие смешения следует рассматривать как тенденцию сдвига самооценки относительно объективной оценки и интерпретировать в вероятностных, "мягких" терминах.

3.Сдвиг СО относительно ГОЛ рассматривается по отдельным личностным качествам, а также по блокам этих качеств. Следует ожидать различной степени адекватности самооценки в зависимости от того, к какой сфере деятельности относятся оцениваемые личностные качества.

 

Подведение итогов

Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.

В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь вповышении самооценки испытуемых с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.

 

 

Таблица 11 – Протокол ГОЛ (анализ)

Номера личностных характеристик Распределение оценок ГОЛ со со – гол
«1» «2» «3» «4» «5»

 

Таблица 12 – Групповая оценка личности (ГОЛ)

Характеристики личности     Кодовые номера членов группы
   
1. Общительность                        
2. Тактичность                        
3. Чувство юмора                        
4. Обаятельность                        
5. Находчивость                        
6. Искренность                        
7. Эмоциональность                        
8.Мечтательность                        
9.Ответственно-сть                        
10. Надежность                        
11. Целеустремленность                        
12. Способность к руководству                        
13. Эрудиция                        
14.Творческие способности                        
15 Трудолюбие                        

 

 

Рисунок 10 – Образец профиля ГОЛ-СО

 

вопросы по курсу «Психология»

1.Становление психологии как науки, ее предмет.

2.Этапы развития психологии, их характеристика.

3.Структура психологической науки, ее связь с другими науками.

4.Методы научно-психологических исследований, их классификация и характеристика.

5.Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».

6.Структура личности, характеристика подструктур.

7.Направленность как ведущая сторона общей структуры личности. Характеристика основных форм направленности.

8.Потребности как источник активности личности: понятие, иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу).

9.Факторы, влияющие на развитие и формирование личности.

10.Ощущения: понятие, виды, свойства. Ощущения и познание окружающего мира.

11.Восприятие: понятие, виды, качества. Восприятие и познавательная деятельность.

12.Иллюзии: понятие, виды.

13.Представления: понятие, классификация видов представлений.

14.Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика.

15.Виды памяти, их характеристика.

16.Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.

17.Виды мышления, их характеристика.

18.Операции мышления, их характеристика.

19.Воображение: понятие, виды воображения, их характеристика. Роль воображения в творческой деятельности.

20.Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.

21.Типы темперамента, их характеристика.

22.Психические свойства, характеризующие типы темперамента, их влияние на учебную (профессиональную) деятельность.

23.Характер: понятие, природные и социальные предпосылки характера.

24.Свойства характера, их характеристика. Пути формирования характера.

25.Черты характера. Роль волевых черт характера в профессиональном самосовершенствовании.

26.Акцентуация характера, классификация типов акцентуации.

27.Способности: понятие, виды способностей, их характеристика.

28.Задатки и способности. Способности и профессиональная деятельность

29.Уровни развития способностей. Способности, интересы и склонности.

30.Эмоции и чувство: понятие, функции, особенности.

31.Формы эмоциональных переживаний.

32.Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.

 

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»

1. Объект и предмет педагогики, задачи и функции. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача и др.

2. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

3. Педагогическое исследование. Методы педагогического исследования.

4.Образование как общечеловеческая ценность.

5.Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

6.Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования.

7.Образовательная система России. Управление образовательными системами.

8. Понятие о целостном педагогическом процессе. Характеристика его компонентов. Функции.

9. Процесс воспитания, его структура, функции. Сложности процесса воспитания.

10. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Классификация видов воспитания.

11. Гуманистическое воспитание: сущность, цели, задачи.

12.Личность в концепции гуманистического воспитания.

13.Формирование базовой культуры личности

14.Принципы воспитания их характеристика.

15.Методы воспитания, их классификация.

16.Сущность процесса обучения, его двухсторонний характер. Функции обучения.

17. Принципы обучения, их характеристика.

18. Этапы усвоения знаний, их характеристика.

19.Организационные формы обучения, их характеристика.

20. Методы обучения, их характеристика.

21.Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса, этапы ее решения.

22.Педагогические технологии и мастерство учителя.

23.Технология конструирования педагогического процесса.

24.Технология осуществления педагогического процесса.

25.Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

26. Педагогическая деятельность, ее особенности, виды., структура .

27.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.