Здавалка
Главная | Обратная связь

Проанализировать Конституцию РСФСР 1918 года с точки зрения научных школ «конструктивистов» и «примордиалистов»

 

Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция, первый в истории Основной закон социалистического государства. Она подвела итог начальному периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. явилась юридической базой текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы. Конкретная историческая обстановка побуждала создавать новые конституционные законы, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Тем не менее основные принципы ее оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже[1].

Итак, имея на вооружении разработанную в предшествующие годы программу разрешения национального вопроса, большевики пришли к Октябрю 1917 г. Национальное движение было одним из революционных потоков, слитых партией большевиков воедино для победы революции.

Данная партия еще до революции включила в свою программу важнейшие требования по национальному вопросу. Однако, придя к власти, большевики развернули поиски новых подходов и путей к решению многочисленных, как старых, так и возникших в ходе революции, национальных проблем. Тем более, что положение на национальных окраинах быстро менялось - усиливалась классовая поляризация населения, активизировались сепаратистские националистические настроения.

Придя к власти, они немедленно стали проводить их в жизнь. Уже обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам», принятое II Всероссийским съездом Советов, заверяло народы России, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. Это обещание было проведено в жизнь в первые же дни Советской власти.

2 ноября 1917 г. принята Декларация прав народов России - документ громадной политической важности. Декларация закрепляла основные принципы национальной политики, которые Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности, отмечая, что освобождение народов России должно быть проведено решительно и бесповоротно. Это такие принципы, как равенство и суверенность народов России, право их на самоопределение вплоть до отделения, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств. Именно на основе Декларации развернулась практическая работа Советского государства по раскрепощению народов России. В целях ее лучшей организации с первых же дней существования Советской власти создается специальный орган, образованный вместе с другими наркоматами постановлением II Всероссийского съезда Советов - Народный комиссариат по делам национальностей.

Таким образом, отметим - Конституция 1918 г. отличается от последующих значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей. В данной Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Ст. 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Также предусмотренных ст. 11. их нужно отличать от неавтономных областных объединений[2].

Добровольность объединения закреплялась в качестве важнейшего принципа советской федерации. Ст. 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Ст. 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения. Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти, было характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г.[3]

Итак, Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В.И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса. Конституция 1918 г. создала определенный задел в регулировании национальных отношений, оставив вместе с тем вопрос о новой форме национально-государственного устройства фактически нерешенным. Вместе с тем, в период разработки Конституции были выявлены основные позиции по данному вопросу, идейная дискуссия по которому продолжилась в дальнейшем в партийных кругах.

Как правило, в научной литературе выделяется несколько основных направлений развития программных установок большевиков по национальному вопросу:

- конкретизация требования о праве наций на самоопределение с учетом возможности и целесообразности образования освобожденными народами различных форм национальной государственности;

- развитие взглядов на формы и сущность федерации, имея в виду от требования унитарной демократической республики к строительству многонационального государства союзного, федеративного типа в единстве с различными формами национальной автономии;

- выдвижение и обоснование требования дополнить провозглашенное революцией равенство наций политикой ликвидации фактического неравенства отставших в своем развитии народов.

Анализируя Конституцию 1918 г. с точки зрения научных школ «конструктивистов» и «примордиалистов», отметим, что в период работы Комиссии ВЦИК по подготовке проекта Конституции РСФСР, среди ее членов выявились совершенно разные мнения о сущности, принципах и формах федерации.

Уже в начале работы комиссии возник важный спор. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И.В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М.А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции[4]. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М.А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т.п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

Однако, Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина.

Несколько областных образований сложилось уже к весне 1918 г.. Так, самое крупное из них - Московская область имела в своем составе 14 губерний: Московскую, Владимирскую, Воронежскую, Курскую, Калужскую, Костромскую, Нижегородскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую. Были созданы также Северная, Уральская, Западная и другие области. В основу организации этих областей были положены широкие хозяйственные и торговые связи, т.е. экономический принцип. Области выступили против ряда мероприятий центрального правительства, требуя полной самостоятельности в делах кооперации, денационализации железных дорог и т.д., призывали к скорейшему созыву партийного съезда для обсуждения политики советских центров. Такого рода действия областей вызвали неоднозначную реакцию в центральных эшелонах власти.

Большинство партийных лидеров опасались этой тенденции, направленной на рассредоточение власти, и поэтому выступали с позиций давления в отношении областей, стараясь подчинить их действия воле центральных органов власти. В дальнейшем под предлогом ликвидации параллельности в работе и присвоения функций вышестоящих органов началась кампания по прекращению деятельности областных Советов, стоящих во главе областей.

М.Н. Покровский как заместитель председателя комиссии выдвинул предложение в сталинском тезисе: «Совдепы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, объединяются в автономные областные союзы...» - соединительный союз «и» заменить на разделительный союз «или». Тем самым, он поставил знак равенства между областью территориально-хозяйственной и областью национальной. Он считал целесообразным совместить национально-территориальный и экономический принцип построения федерации. Именно Покровский представил в комиссию своего рода компромиссный вариант решения вопроса[5].

Однако, А.А. Шрейдер считал возможным объявить членами федерации существовавшие губернии, уезды и волости. Это предложение шло в русле программных положений партии левых эсеров, отстаивавших широкие права местных органов власти. У Шрейдера федерация фактически рассматривается как эквивалент децентрализации.

По сути дела, приведенные выше проекты и мнения показывают, насколько остро в Конституционной комиссии ВЦИК обсуждались вопросы создания новой национальной государственности. Большинством голосов комиссия взяла за основу сталинский проект федерации - на базе автономных областных союзов. Но это была еще далеко не последняя точка в разрешении проблемы. Главные идейные столкновения шли в партийных кругах.

Результатом определенного компромисса стала в этом отношении Вторая Программа РКП (б). Раздел «В области национальных отношений» не содержал ни лозунга о праве наций на самоопределение, ни лозунга о самоопределении трудящихся масс каждой национальности. Признавая «полное равенство наций», Программа провозглашала «право на государственное отделение», признавая его при этом лишь «за колониями и неравноправными нациями». «Федеративное объединение государств, организованное по советскому типу», рассматривалось в первую очередь как «одна из переходных форм на пути к полному единству».

Любопытно, что в то время, как в аббревиатуре РСФСР содержалось понятие федерации, и оно фигурировало в начальных главах Конституции, где рассматривались общие принципы, в основной части Конституции его не было. Размеры и структура федерации не были определены. Вопрос об особом федеральном механизме, в отличие от вопроса о разделении функций между центральными и местными органами власти, не был отражен.

Итак, первые годы Советской власти характеризовались активным поиском форм национальной государственности народов. Позитивным в нем были попытки апробировать разные варианты этой государственности, которые должны были учитывать национально-этнографическую и социально-экономическую специфику того или иного региона. Наряду с национально-территориальным принципом создания государственности, ставился вопрос о сугубо территориальном принципе. Существовали мнения, в том числе и у Ленина, о дополнении национально-территориальной автономии - культурно-национальной. Словом, речь шла о том, чтобы как-то отойти от жесткой унификации, единого централистского шаблона в развитии национальной государственности. Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

Подводя итог вышесказанному, сделаем следующие выводы по данной теме работы. Большевики внесли в трактовку права наций на самоопределение много своеобразного, ограничивающего его толкование и применение. Они были наиболее яркими носителями идей централизма. Взгляды большевиков по национальному вопросу не были статичны. Они не только развивались и уточнялись, исходя из реальной ситуации, но, вместе с тем, содержали и ряд трезвых, прогностических решений.

Но, все получилось иначе. В столкновении между идеологическими приоритетами и реальными интересами народов первые, в конечном счете, всегда побеждали. Власть партии могла утвердиться только в определенных рамках, партийное единство требовало единства государственного, и партийные органы стремились искусственно форсировать данный процесс, используя методы административного нажима. При партийных и государственных органах не было создано институтов научной этнологической экспертизы, окончательные решения не предварялись опросами населения, референдумами, многое делалось непрофессионально, практиковались произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. Все это привело к затушевыванию и искусственному сдерживанию национальных процессов. При малейшей дестабилизации обстановки в стране эти процессы обострялись, неся с собой массу сложных и нерешенных проблем, как в последствии показало время.


 

Список литературы

1. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство России (1917-1993). - М., 2000.

2. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. - Изд. 2-е, перераб. - М.: «Зерцало-М», 2003.

3. Чудина С. Конституция 1918 г. и формирование избирательной системы советского типа // Адвокат. - № 4. - 2001.

 


[1] Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. - Изд. 2-е, перераб. - М.: «Зерцало-М», 2003.

[2] Чудина С. Конституция 1918 г. и формирование избирательной системы советского типа // Адвокат. - № 4. - 2001.

[3] Чудина С. Конституция 1918 г. и формирование избирательной системы советского типа // Адвокат. - № 4. - 2001.

[4] Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство России (1917-1993). - М., 2000.

[5] Чудина С. Конституция 1918 г. и формирование избирательной системы советского типа // Адвокат. - № 4. - 2001.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.