ЕЩе ЗАдАние: выпишите на листе бумаги все навыки, специальности и профессии, которыми вы владеете.
Если вы скажете, что владеете одной специально- стью, мы вам не поверим. Возможно, помимо своей основной специализации вы умеете ловить рыбу, ко- лоть дрова, замешивать бетон, вышивать... Вы просто не учитываете, что на многих своих навыках и уме- ниях вы сможете зарабатывать и что они вам приго- дятся в бизнесе. Помните о том, что все, чем вы владеете, приго- дится в вашем бизнесе. Зачастую именно с этих на- выков и умений начинается настоящий бизнес. Мы с вами забегаем немножко вперед, но ничего. Все темы, которые мы с вами рассмотрим в этой кни- ге, между собой взаимосвязаны.
Многие начинают бизнес, и не задумываясь о бизнесе. Они просто зарабатывают деньги всеми воз- можными и доступными путями. Некоторых зараба- тывать заставляет нужда. Кто-то просто хочет жить лучше. Кому-то необходимо обеспечить детей. Кого- то вынуждают долги. Причины бывают разные. Но начинается все, как правило, с поиска новых возмож- ностей заработка. Навсегда запомните отличие предпринимателя от обычного человека. Предприниматель постоянно ищет и использует новые возможности для заработка и постоянно стремится заработать больше. Уловите разницу между предпринимателем и обычным человеком. Обычный человек ждет – пред- приниматель ищет. Предприниматель постоянно учится и осваивает новые знания и навыки для воз- можности зарабатывать больше. Обычный человек, освоив одну специальность, всю жизнь работает по своему профилю. К вам такой вопрос: «А вы готовы постоянно учиться?». Если нет, из вас не получится бизнесмен. Еще одно отличие предпринимателя касается от- ношения к деньгам. Для предпринимателя не суще- ствует понятия малых денег. Бизнесмен просто скла- дывает малые суммы в крупные. По мере взросления бизнесмена и получения опыта растет его КПД и, как следствие, прибыль. Например, один из наших знакомых – бизнесмен, за- нимается тем, что перегоняет машины из Германии в
Россию. Его основная фирма, которая на рынке уже много лет и приносит ему стабильный доход, вообще ни- как не связана с автомобилями. Автомобили – это про- сто его хобби. Первый раз он съездил в Германию и при- гнал новый автомобиль для себя. Он увидел, что таким образом он платит за него значительно меньше, чем по- купая в официальном салоне. Друзья, которые могли до- верить ему свои деньги, попросили пригнать автомоби- ли себе. Так родился еще один бизнес. По соотношению деньги, которые приносит ему основной бизнес, можно назвать крупными, заработок с продажи автомобилей – малыми деньгами. Но он абсолютно не гнушается этими малыми деньгами. Более того, он говорит, что на данный момент именно выручка с продажи автомоби- лей доставляет ему особое удовлетворение. У обычного человека есть понятие малых и боль- ших денег. Из этого вытекает его отношение к день- гам. К малым деньгам он относится расточительно, и если появляется возможность их заработать, он пре- небрегает или даже брезгует этой возможностью, что не может себе позволить бизнесмен. Обратите внимание на особенность обычного че- ловека. Он с легкостью расстается с малыми деньга- ми, но у него нет желания их зарабатывать. Многие сегодняшние миллионеры начинали свой путь с возможности заработать любые деньги. Вот вам несколько ярких историй, которые выража- ют эту разницу между предприимчивыми и обычны- ми людьми.
Мы сознательно не указываем имена и фамилии людей, описанных в историях, потому что в бизнесе есть правило, которого придерживаются практиче- ски все бизнесмены: Деньги любят тишину. Большая часть бизнесменов не любят лишнего внимания к своей персоне. Меньше внимания – спокойнее жизнь. Первая история о человеке, который на сегод- няшний день имеет хорошее состояние и имя в опре- деленных кругах. Начало его бизнеса идет со студенческой скамьи. Будучи студентом, желая жить лучше, в поиске зара- ботка в свободное от учебы время этот человек устро- ился уборщиком на вокзал. Ну сколько может заработать уборщик? Копейки. Но если подключить голову, из всего можно извлечь мак- симальную прибыль. Проведя анализ своего труда и своего КПД, он сде- лал вывод: КПД не более двадцати процентов от воз- можных ста. Имея технические навыки, получаемые в вузе, он разработал новую швабру с большим размахом крыльев. Соответственно, охват убираемой террито- рии за один проход увеличился. Появилась возможность выполнять ту же работу в несколько раз быстрее и качественней. И он со своей разработкой уже получал не одну ставку, а несколько, заменив пару-тройку человек пер- сонала. Позже им была собрана целая команда таких уборщиков, которым определялась территория в разных заведениях города, ставилась задача и выдавался ин-
струмент. Он просто договаривался об этой работе с начальством этих организаций и получал деньги, кото- рые платил своим первым сотрудникам, соответствен- но, оставляя часть денег себе. Позже этот человек уехал за границу, чтобы стро- ить бизнес там, потому что в нашей стране в то время бизнес вести было просто опасно. Сейчас эти швабры можно увидеть повсюду. * * * Второй бизнесмен, который на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в своей отрасли в на- шей стране, начинал свой первый бизнес также с под- работки, а вернее сказать, от нужды. Будучи научным сотрудником одного из НИИ, не по- лучая денег долгое время и имея семью с маленьким ре- бенком, он устроился подсобным рабочим на небольшое мебельное производство. На этом производстве регу- лярно платили неплохие деньги, и его это устраивало. Через некоторое время он поднялся по карьерной лестнице до уровня начальника цеха. Трудолюбие и поря- дочность – хорошие двигатели в карьере. По просьбе супруги он в домашних условиях, исполь- зуя навыки и знания, полученные на этом производстве, изготовил угловой кухонный гарнитур, пользующийся в то время большой популярностью. Через некоторое вре- мя то же самое его попросили сделать знакомые. По- том знакомые знакомых. И так далее. Дальше все пошло как бы само собой. Это был его первый бизнес.
* * * Третья история о женщине, которая начала зани- маться бизнесом ради того, чтобы чем-то занять свое свободное время. Муж у нее в бизнесе зарабатывал хорошие деньги, а она была домохозяйкой. У нее была масса свободного времени. Дети уже становились самостоятельными, и она решила себя занять. Подумав, чем можно заняться, она поняла, что ей ближе всего детская одежда. В первую очередь, одежда для грудничков. Вначале она сама стала ездить за границу челноком и возить на продажу товар. Увидев возможности и по- лучив первых оптовых клиентов, она задумалась о более качественном товаре с использованием других матери- алов и кроя. Кому как не маме знать, чего хочет мама. В итоге она начала закупать ткани в Индии и шить одежду для детей в своем городе, арендовав небольшое помещение. Это был ее первый бизнес. * * * Вот вам несколько примеров из миллионов начи- наний. Обратите внимание на подход к бизнесу. Во всех случаях не было знаний и опыта. Была необходи- мость, желание и действия. Это мы рассмотрели то, как рождается бизнес- мышление. А теперь рассмотрим мышление обычно- го человека. Снова несколько историй.
Молодой парень обратился за советом к опытным предпринимателям, которые, проводя собеседования в их городе, искали себе сотрудников. При разговоре он пожаловался, что не может най- ти достойное дело, чтобы заработать на жизнь. Что в их городе средняя заработная плата не превышает че- тырнадцати тысяч рублей в месяц, и этого ему не до- статочно. Когда его спросили, сколько он зарабатывает, ока- залось, что он не работает вообще и сидит на шее у ма- тери.
Тут же, навскидку, ему было предложено зараба- тывать, особо не прилагая усилий, двадцать одну тыся- чу в месяц, от чего он отказался. Обоснования вы доду- маете сами. У бездельников одинаковые обоснования. Предложен был вариант устроиться охранником на три разные автостоянки, с графиком дежурства день через два, с зарплатой на каждой в семь тысяч. Услышав данное предложение, он развернулся и ушел. Его поведение говорит только об одном. Это без- дельник, который хочет найти место, где не надо ра- ботать, но будут платить большие деньги. Для вопло- щения такой мечты ему надо было родиться в семье какого-нибудь крупного начальника, который бы его пристроил.
И основная масса людей мечтают об этом, к сожа- лению. Вот случай, описан известным священником. К нему обратился юноша за советом. Он рассказал, что не может обеспечивать свою семью. На что свя- щенник порекомендовал ему устроиться на работу, где он будет получать столько, сколько будет хватать се- мье. Но он возразил, что в тех местах, где платят та- кие деньги, нет соцпакета и, достигнув определенного возраста, у него не будет пенсии. На что священник ответил ему очень мудро: «Сы- нок, а знаешь ли ты, что в нашей стране редкий муж- чина доживает до пенсионного возраста? Твою пен- сию будут проедать другие. Так что иди и устройся на ту работу, где ты будешь получать достойную зар- плату». А ведь многие сейчас этого боятся. И вместо того чтобы зарабатывать, держатся за место ради будущей пенсии. Вот вам еще одна история обычного человека. Один предприниматель по дороге на работу встре- тил своего одноклассника. Одноклассник порадовался успехам бизнесмена и пожаловался на свою судьбу. Ра- ботает крановщиком, зарплата маленькая – радовать- ся нечему. Предприниматель сказал, что наверняка есть орга- низации, в которых крановщики получают хорошие деньги. На что тот ответил, что за их забором есть такая московская организация, где крановщики получа-
ют в разы больше, чем он. Но для этого нужна москов- ская прописка, – так говорят люди. Бизнесмен предложил сделать в течение двух недель московскую прописку, чтобы он устроился туда на ра- боту. На что он ответил, что тот издевается. Чтобы туда устроиться, наверняка нужны связи. И обидев- шись, развернулся и ушел. Вот вам три истории об обычных людях. Эти люди отличаются своим нежеланием что-то делать для улучшения своего положения. Каждый из вас на сегодняшний день не использу- ет свой КПД на сто процентов. Это факт. Даже если вы горбатитесь с утра до ночи, вы все равно не ис- пользуете все свои возможности. Важно научиться этому искусству – использовать возможности на 100%. И это касается не только вас, но и ваших сотрудников. Потому что одна из задач бизнесмена – увидеть возможности своих сотрудни- ков и использовать их для общего блага. Причина, которая привела основную массу лю- дей к сегодняшнему нищенскому положению и без- действию, – в воспитании. Не столько в семье, сколь- ко в социуме. Все мы выходцы из Советского Союза. Кто-то родился в то время и вырос в том государстве, кто-то родился и вырос в семьях людей из Советско- го Союза. Ничего плохого не можем сказать про те времена. Там было много положительного, но! В то время куль-
тивировалось особенное отношение к деньгам и бо- гатству. Вы наверняка помните лозунги тех времен: «Быть богатым плохо. Не гонись за деньгами» и т. п. Богатый человек приравнивался к вору, считался эго- истом, думающим только о себе. И пропагандировался удивительно утопический слоган: «От каждого – по возможностям, каждому – по потребностям». Но не учитывался важный мо- мент. Потребности постоянно растут сами, а вот что- бы росли возможности, необходимо трудиться. И на этом развивался перекос в сознании советского чело- века. Что мы имеем на сегодняшний момент в каче- стве следствия той пропаганды? В сознании многих людей осталось особое отношение к деньгам: «День- ги – это зло. Деньги разрушают отношения и чело- вечность. Все беды из-за денег» и т. д. Обратите внимание на отношение основной массы людей к богатым людям. Оно такое же, как и в советские времена.
Второй закон финансовой грамотности: относись с уважением к любому объему средств.
У современного человека наблюдается особое от- ношение к разным суммам денег. Это не плохо и не хорошо. Но это необходимо понимать и использовать себе во благо. И не только тем, кто занимается бизне- сом, но и людям, которые на кого-то работают.
Посмотрите интересную вещь. Человек получил заработную плату в 30 270 рублей. С самого начала полученная сумма в сознании обычного человека де- лится на важную и неважную части – сумму, кото- рую желательно сохранить, и сумму, которую можно потратить. 30 270 – полученная зарплата, 30 000 – важная сумма, ее желательно сберечь, 270 – можно потратить. Но и 30 000 состоит из таких же «маленьких» сумм, если ее разделить на части. Так вот, обычный человек постоянно делит свои суммы. Это легко. Выщипывая понемножку, про- сто их тратить. У каждого человека в голове стоит калькулятор, который постоянно округляет любые суммы. Взяли из тридцати тысяч пару тысяч и сумма уже не такая красивая. Делим. 20 000 и 8000. 20 000 сохраняем – 8000 тратим. И так далее. Знакомая схема? Мы не говорим о сотнях. Ну что такое в совре- менное время 100 рублей? Да это же не деньги! Их можно потратить на всякую ерунду. Помните народную мудрость? «Копейка рубль бережет». Мы вам скажем по-другому. Копейка бережет не только рубль, но и доллар, евро и фунт стерлингов.
Берегите копейку, если хотите стать богатыми. Отли- чие настоящего бизнесмена в том, что он бережет каждую копейку и учитывает ее. Обратите внимание на то, что отношение к день- гам является вашим отношением к вашему труду. То есть ваше отношение к заработанным вами деньгам является не чем иным, как вашим отношением к са- мому себе. А как вы относитесь к себе, так и люди от- носятся к вам. Улавливаете интересный закон? Как-то мы обедали с одним из крупнейших в России бизнесменов, он занимается добычей золота, а также производством ювелирных изделий и еще много чем. Как это часто бывает на деловом обеде, каждый положил в счет сумму, поделенную на 4, потому что нас было чет- веро. Мелочи на чаевые ни у кого не было. Я попросил на- шего знакомого оставить чаевые. И он оставил… 50 ру- блей. Хотя это было гораздо меньше 10%, которые при- нято оставлять в ресторане. А ведь этот человек муль- тимиллионер. Вывод прост – он бережет каждую ко- пейку, для него деньги есть эквивалент его труда, он бе- режет свой труд. Вот вам еще одно отличие бизнесмена от обычно- го человека. Обычный человек делит, а бизнесмен умножает. И если опять рассмотреть пример с полученными 30 270 рублями, то бизнесмен думает над тем, как сде- лать так, чтобы к 270 рублям добавить 730 рублей, а лучше 10730, чтобы получить больше. И он не расто- чает, а думает, как приумножить, потому что уважает
свой труд и труд своих сотрудников. А соответствен- но, труд людей, которые вложили свои силы в разви- тие его организации. Делаем выводы, чтобы перейти к следующему за- кону финансовой грамотности. Состояние начинает- ся с малых денег. Малые деньги надо беречь больше, потому что они защищают вас от расточительства в отношении больших денег.
Третий закон финансовой грамотности: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|