КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ГОСТИНИЧНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
Корпоративная культура ГТК – совокупность ценностей и убеждений, разделяемых его работниками и определяющих нормы их поведения в процессе обслуживания гостей (туристов). На корпоративную культуру коллектива оказывают влияние его репутация, стиль руководства, морально-психологический климат, отношение администрации к своим сотрудникам, партнерам, отношения между самими сотрудниками. В корпоративной культуре ГТК сфокусирована система его материальных и духовных ценностей. От поведения работников по отношению к посетителям зависит, станут ли эти они постоянными клиентами гостиницы, а от этого, в свою очередь, зависит рост объема продаж, стабильность работы, конкурентоспособность ГТК на рынке, его экономическое развитие и прибыль. Поэтому весь круг вопросов корпоративной культуры имеет непосредственное отношение к конечным результатам деятельности гостинично-туристского комплекса. Суть корпоративной культуры ГТК проявляется в ее функциях. ■ воспроизводственная функция — воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, проектирование новых ценностей обслуживания гостей (туристов) и их накопление; ■ оценочно-нормативная функция — сравнение реального поведения работника и трудового коллектива ГТК в целом с действующими общепринятыми нормами культуры сервиса; ■ регламентирующая и регулирующая функция — корректировка поведения сотрудников ГТК в соответствии с принятыми культурными нормами; ■ познавательная функция — знакомство и усвоение сотрудниками всех элементов корпоративной культуры, что способствует ее полноценному включению в жизнь коллектива; ■ смыслообразующая функция — корпоративная культура непосредственно влияет на мировоззрение работника, поскольку корпоративные ценности должны превратиться в его личностные ценности (не вступать с ними в конфликт); ■ коммуникационная функция — ценности корпоративной культуры гостинично-туристского комплекса должны обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание сотрудников; ■ функция восстановления духовных сил работников в процессе реализации корпоративной культуры. Реализация возможна лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и разделения сотрудниками ее ценностей; ■ функция общественной памяти — сохранение и накопление опыта корпоративной культуры в гостинично-туристском бизнесе. ГТК с точки зрения корпоративной культуры представляет собой: ■ гармоничную организацию, в которой отдельные компоненты культуры сервиса не противоречат, а соответствуют и дополняют друг друга; ■ социально-экономическую и техническую систему, опирающуюся на современные научно-технологические достижения; ■ организацию, в которой людей воспринимают как главную ценность и осуществляют взаимодействие между ними на этическом и психологически грамотном уровнях; ■ организацию, которая строит свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их сущности и признания их уникальности. ■ организацию, которая не жалеет усилий для по Особо важную роль в формировании корпоративной культуры ГТК играют лица, обладающие властными полномочиями: руководители, линейные и функциональные менеджеры и владельцы. Интересы этих трех групп подчас не совпадают, но от удовлетворения интересов и потребностей каждой группы зависит будущее ГТК. Так, превращение сотрудников в совладельцев ГТК,их причастность к его делам, повышает преданность ГТК, стимулирует рост производительности труда, высокую культуру обслуживания гостей (туристов). Важными показателями корпоративной культуры ГТК служат отношение его руководства к посетителям, акционерам и своим сотрудникам. Эти отношения подразумевают: ■ определение целей и формулировку миссии ГТК; ■ рейтинг и имидж ГТК; ■ проявление социальной ответственности ГТК. Определение целей ГТК осуществляется при решении руководством наиболее важного нравственного вопроса: должен ли гостинично-туристский комплекс действовать на рынке ради получения максимальнойприбыли или служить гостям (туристам)? Такой нравственный выбор определяется той или иной системой ценностей, присущей данному гостинично-туристскому комплексу. Эта система основывается не только на экономических функциях ГТК, но и на культуре сервиса, традициях, собственном опыте и личных склонностях руководителей. Внимание сотрудников ГТКк посетителям, учет их потребностей определяют его устойчивое положение на рынке. Эта истина, к сожалению, с трудом находит понимание у многих современных руководителей ГТК. Между тем многие успешные и процветающие ГТК сформулировали для себя систему основных ценностей и убеждений, которыми они руководствуются при решении важнейших вопросов как хозяйственной деятельности, так и в отношении гостей (туристов), своих сотрудников и партнеров. При этом основными ценностями корпоративной культуры ГТК являются: ■ получение прибыли и развитие ГТК при соблюдении взаимной выгоды гостиницы (турфирмы) и гостей (туристов); ■ проведение честной конкурентной борьбы; ■ участие работников в управлении ГТК; ■ обеспечение высоких индивидуальных достижений сотрудников и создание слаженной команды; ■ достижение высокой производительности и внедрение прогрессивных технологий обслуживания, стимулирование активности и креативности работников; ■ создание общей атмосферы удовлетворенности работой в ГТК,причастности к его достижениям. Как уже отмечалось, при определении основных целей деятельности ГТКформулируется его миссия — социально значимая роль гостинично-туристского комплекса. Объективная и субъективная сторона корпоративной культуры. Объективную сторону корпоративной культуры связывают непосредственно с предприятием: самим зданием и его дизайном, местом расположения, оборудованием и мебелью, цветом и объемом пространства и т. п. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данное предприятие. Субъективный аспект создает больше возможностей для поиска как общих моментов, так и различий между людьми на предприятиях. К примеру, корпоративная культура ГТК может быть охарактеризована с помощью следующих признаков: ■ определение места работника и осознание им с его места. В одних ГТК ценят сокрытие работником своих внутренних настроений и устремлений, в других — поощряют их внешнее проявление. В рамках одной корпоративной культуры независимость и творческое отношение к своим обязанностям проявляются через сотрудничество и взаимопомощь, а в других — через индивидуализм; ■ коммуникационная система и язык общения сотрудников. Использование устной, письменной, невербальной коммуникации, степень открытости коммуникации различны для различных ГТК. Кроме того, в зависимости от территориальной, отраслевой, функциональной принадлежности ГТК различными являются профессиональный жаргон, аббревиатуры, жестикуляции и т. п.; ■ внешний вид, одежда. В данном случае учитываются вполне обоснованно существующие различия делового стиля, наличие униформы или спецодежды, опрятность, косметика, прическа и т. п.; ■ организация рабочего времени и отношение к нему работников. Степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; ■ взаимоотношения между людьми. Различия в общении по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов и т. п.; ■ ценности. Существующий набор ориентиров относительно того, что хорошо и что плохо, и нормы как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения. В данном случае необходимо выявить, что люди ценят в своей производственной жизни (свое положение, статус, титулы или саму работу и т. п.), и как эти ценности сохраняются; ■ вера во что-то или расположение к чему-то. Вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь, этическое поведение, справедливость и т. п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, злу и насилию, агрессии и т. п.; влияние религии и морали; ■ процесс развития работников и научения. Оценивается отношение к работе — бездумное или осознанное выполнение задания и своих обязанностей; на что больше полагаются сотрудники при выполнении работы — на собственный интеллект, опыт или на помощь коллег; процедуры информирования работников; признание или отказ первичности логики в рассуждениях и действиях; подходы к объяснению причин успехов и неудач и т. п.; ■ этика в работе и мотивирование. Отношение работе, чувство долга и степень ответственности; разделение, совмещение обязанностей; чистота рабочего места; качество работы; оценка работы и вознаграждение; индивидуальная или групповая работа; продвижение по службе.
Управление корпоративной культурой осуществляется с целью повышения общего уровня эффективности ГТК или для решения конкретных задач его развития. Именно поэтому представляется важным определить содержание корпоративной культуры, которое нельзя сводить лишь к механической сумме отдельных элементов. В содержании корпоративной культуры главное заключается в том, как эти элементы связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения сотрудников ГТК. Основной характеристикой той или иной корпоративной культуры является последовательность, в которой располагаются базовые ценности и установки, насколько она позволяет определить, какая политика и какие принципы считаются более важными и должны превалировать в случае возникновения конфликта. Например, два разных гостинично-туристских предприятия могут провозглашать одинаковые ценности — сотрудничество и внутреннюю конкуренцию в работе. Однако в одном гостинично-туристском предприятии сотрудничество больше приветствуется при принятии решений, а конкуренция — при планировании карьеры, а в другом акценты расставлены иначе. Поэтому содержание корпоративной культуры в этих ГТК будет различным, несмотря на то, что набор базовых предпочтений и ценностей одинаков. Каждый ГТК имеет собственную корпоративную культуру, но назначение у нее одно: сплочение трудового коллектива на основе общих норм и ценностей для достижения общих целей. Поэтому корпоративная культура - мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и каждого работника на решение коллективных задач развития предприятия. В связи с этим формирование корпоративной культуры — это попытка конструктивного влияния на морально-психологическую атмосферу и поведение сотрудников ГТК. Как правило, первичными объединяющими ориентирами являются миссия и стратегия ГТК на тот или иной период, целевое сопровождение этой стратегии, соответствующие правила поведения. При этом следует отметить, что формирование корпоративной культуры происходит под влиянием как внешней, так и внутренней среды ГТК. Формирование корпоративной культуры является результатом и следствием взаимодействия ГТК, имеющего свою специфическую внутреннюю среду, с внешним окружением. Внешняя среда ГТК — это совокупность всех имеющих отношение к данному ГТК факторов, которые ему необходимо учитывать в своей деятельности, но изменить которые ГТК не в состоянии. Это властные, финансовые и т. п. структуры, акционеры, поставщики, потребители, клиенты, общественность, местное сообщество граждан и т. д. Внешняя среда оказывает существенное влияние на все стороны жизни ГТК, в том числе и на его корпоративную культуру. Влияние внешнего окружения на формирование корпоративной культуры ГТК связано со многими факторами: это деловая среда в целом в стране и в отрасли в частности; образцы национальной культуры; правовое поле; общие социально-экономические условия ведения бизнеса и т. д. Принятие ГТК определенной корпоративной культуры может быть связано со спецификой деятельности, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, вкусами и предпочтениями потребителей и т. п. Известно, что предприятиям отраслей высоких технологий в большей степени присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру в позитивность изменений. Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует эта компания. К факторам внешней среды относятся также уровень социально-экономического развития страны, состояние общественной морали, политическая и экономическая стабильность, общие условия ведения бизнеса — в том числе инвестиционный и налоговый климат, рыночная конъюнктура, роль общественного мнения в процессе принятия и реализации государственных и хозяйственных решений. Влияние внешней среды проявляется также через характер хозяйственных связей и отношений ГТК с поставщиками, потребителями и конкурентами. Более подробного рассмотрения заслуживают факторы внутренней среды, которые находятся в пределах возможного регулирования со стороны коллектива и руководства ГТК. Внутреннюю среду ГТК составляют люди, организационная структура, технологии, задачи, корпоративная культура, которые образуют определенные отношения и поддаются регулированию. Это касается условий повседневной трудовой деятельности. Конкретное содержание трудовых функций работников ГТК, состояние рабочих мест оборудования, качество исходных материалов, квалификация работников не могут не влиять на формирование и проявление корпоративной культуры. Большое значение имеют особенности организации труда— сменность, ритмичность производственных процессов, возможности взаимозаменяемости работников, санитарно-гигиенические условия, системы оплаты и стимулирования труда. Рациональная и эффективная организация труда, удобный график работы и распорядок рабочего дня, наличие возможности отдыха и своевременного полноценного питания благоприятно влияют на физическое и психологическое состояние работников и атмсферу в коллективе ГТК. Важным фактором внутренней среды, который оказывает влияние на формирование корпоративной культуры ГТК, являются неформальные межличностные и межгрупповые связи. Причины их возникновения лежат вне сферы производства. Установлению неформальных связей способствуют такие обстоятельства, как совпадение или близость выполняемых трудовых функций, принадлежность к одним и тем же демографическим группам, уровень образования и квалификации сотрудников, общие интересы и разделяемые ценности и т. п. Работники испытывают естественную потребность в товарищеских и дружеских отношениях с коллегами, хотят поделиться своими переживаниями и эмоциями с другими людьми, оказать помощь или получить поддержку. Характер таких неформальных связей, их стабильность в значительной степени определяют морально-психологический климат в коллективе, способствуют формированию неформальных групп. Имидж ГТК Имидж ГТК является результатом систематической работы по формированию и поддержанию положительной репутации. Этот процесс осуществляется не только через рекламу в средствах массовой информации, но и в ходе непосредственного общения сотрудников ГТК с клиентами, покупателями, деловыми партнерами, друг с другом. Имидж предприятия выступает фактором доверия клиентов к ГТК и его продуктам (услугам) и является, таким образом, важным фактором его процветания или упадка. Имидж ГТК зависит и от наличия таких форм деятельности, которые соответствуют общественным интересам и расцениваются обществом как позитивные. Поэтому одним из важнейших элементов внешнего проявления корпоративной культуры следует считать социальную ответственность гостинично-туристского комплекса, которая не сводится только к юридической ответственности за соблюдение норм гражданско-правового, антимонопольного, экологического законодательства и т. п. Социальная ответственность ГТК рассматривается как его добровольное и активное участие в решении социальных проблем общества. Это готовность ГТК как части общества обеспечивать интересы его членов, прежде всего сотрудников, акционеров, потребителей, партнеров.
О солидности ГТК, о его репутации, о доверии к нему судят по таким параметрам, как: ■прогрессивность ГТК; ■наличие значительных ресурсов; ■творческий подход к решению проблем; ■активный маркетинг; ■лидерство в отрасли; ■компетенция сотрудников ГТК; ■способность решать сложные проблемы; ■высокое качество услуг и культура обслуживания; ■ценовая политика; ■доверие со стороны клиентов. Необходимо отметить, что источники информации о ГТК должны быть общедоступными, неэтично использовать запрещенные законом и осуждаемые обществом способы получения информации. Доказательством высокого качества продуктов и услуг, предлагаемых ГТК, служит наличие у него сертификата по международной системе стандартов качества 180. Эта система оценивает не столько качество конечного продукта компании, сколько сам бизнес-процесс на всех этапах от производства продукта или услуг до обслуживания клиентов и обучения персонала. Источником информации об уровне корпоративной культуры ГТК может быть поведение представителей компании во время переговоров, полученные ответы по телефону, стиль деловой переписки, работа рядовых сотрудников и т. п. Все эти моменты позволяют потенциальным клиентам составить свое представление о данном ГТК, которое будет подкреплено или опровергнуто во время сотрудничества.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между сотрудниками ГТК. Это сложный процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования на предприятии. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультурах), так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации предприятия, выделению его структурных подразделений в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Проблемы внутренней интеграции могут быть сгруппированы таким образом: ■ выбор методов коммуникации — нахождение общего языка и концептуальных категорий, определение значения используемого языка и внутрифирменных понятий; ■ границы групп и критерии вхождения-выхода из групп — установление критериев членства в ГТКи его группах; ■ власть и статус — выработка правил по приобретению, удержанию и утрате власти, определение и распределение статусов в ГТК; ■ личностные отношения — установление правил об уровне и характере социальных отношений в ГТК между различными группами сотрудников (по статусу, профессии, интеллекту, полу, возрасту и т. д.); ■ награждения и наказания — система мотивации, принятая в данной ГТК, включая определенные санкции, разрабатывается на основе установленных образцов желательного и нежелательного поведения в различных ситуациях;
■ идеология и религия - - определение отношения к вещам, которые не поддаются контролю со стороны ГТК, но составляют часть жизни членов организации и имеют для них важное значение. Взаимодействуя в процессе коммуникации, сотрудники гостинично-туристского комплекса стремятся наиболее полно и адекватно представить для себя окружающую обстановку. При этом процесс внутренней интеграции предполагает формирование командного духа, единой команды, которая способна на нововведения при уверенности, что они могут привести к важным позитивным изменениям. Под командой обычно понимается рабочая группа, достигшая высшего уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой задействован групповой потенциал, сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное достижение результатов предприятия и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды. По своим признакам команда имеет как сходства, так и отличия по сравнению с рабочей группой. Общими являются такие черты, как история, нормы, общие цели и задачи совместной деятельности, будущее и т. п. Однако в команде, как правило, постоянный персонал, более жесткое распределение ролей, более ясная и формальная цель, чем у группы. Члены команды «сыграны», они чувствуют и ощущают себя именно членами Данной команды, при этом другие их воспринимают таким же образом. Члены команды расценивают свою причастность к команде как вознаграждение. Команда стремится к общей цели, есть что-то, что все члены
команды разделяют и признают важным и ценным. Члены команды действуют одинаково по отношению к окружению, все горды тем, что вместе могут добиться большего, чем в одиночку. В команде удовлетворяются потребности личности в уважении, в причастности к успеху, даже если успех совместный. Основные качества, необходимые команде: взаимная забота, общие цели, умение общаться, совместное развитие, слаженность (отношения партнерства), самоотверженность, доверие. Командный (корпоративный) дух скрепляет в единое целое активную корпоративную жизнь, придает ей соответствующую форму. Его компоненты создают благоприятный духовно-эмоциональный фон жизнедеятельности гостинично-туристского комплекса и являются необходимым условием делового успеха, как необходимое условие формирования и один из важнейт. ших элементов корпоративной культуры. Вместе с тем, как бы ни были сильны позиции командного духа и корпоративности, на формирование корпоративной культуры значительное влияние оказывает управленческая культура лидера. Его личная вера, ценности, убеждения и стиль во многом могут определять корпоративную культуру ГТК. В наибольшей степени влияние лидера предприятия на формирование корпоративной культуры проявляется, если он является сильной личностью с ярко выраженной управленческой культурой, а ГТК только создается. Именно на этом начальном этапе выбор лидером ГТК того или иного подхода к формированию корпоративной культуры становится определяющим для содержания культуры создаваемого ГТК и для его будущего
Стиль руководства (управленческий стиль) способен создать в ГТК микроклимат на основе убеждения, что главное — это права человека, которые ни при каких обстоятельствах не должны нарушаться. Авторитарный или директивный стиль управления, напротив, способен сформировать отношение к подчиненным лишь как к исполнителям. Все эти элементы проявляются в повседневном поведении и способны меняться с течением времени. Поэтому корпоративная культура любого предприятия (в том числе ГТК) должна рассматриваться, прежде всего, как приобретенное и усвоенное позитивное поведение его работников. Такое поведение должно основываться на базе коллективно разделяемых профессиональных интересов, ценностей, норм и традиций под контролем органов управления ГТК и клиентов. Как уже было отмечено, содержательно корпоративная культура включает в себя общественное соучастие, партнерство, комфортные условия труда, кадровую политику удержания работников, возможности их роста, кодекс персонала и др. Если корпоративная культура становится обязательным атрибутом ГТК, то она обретает функционально-социальную направленность, которая предопределяет совпадение ценностей ГТК и работника. Основные базовые ценности корпоративной культуры ГТК должны отличаться относительной устойчивостью. Однако корпоративная культура должна иметь возможность развития и изменения в течение всей «жизни» ГТК. Корпоративная культура может быть заложена основателем компании (Уолт Дисней), может формиро
Принимая во внимание конкурирующие ценности и типологический подход, можно выделить следующие преимущественные типы корпоративной культуры гостинично-туристского комплекса: автократический — демократический; бюрократический — инновационный; технократический — гуманистический. Ниже приводится краткая характеристика доминирующих ценностей каждого из преимущественных типов корпоративной культуры гостинично-туристского комплекса. Характеристики преимущественного типа корпоративной культуры Автократический тип в ГТК характеризуется жесткой иерархией. Все решения принимаются линейными и функциональными руководителями по согласованию с вышестоящим руководством. Решения не обсуждаются. От работников требуется безусловное подчинение. Неформальные отношения сведены к минимуму. Поощряется дисциплинированность и исполнительность. Демократический тип в ГТК предполагает широкое обсуждение проблем в коллективе. Решения принимаются с учетом мнения специалистов, работников. Приветствуется инициатива и творчество. Поощряется коллективная работа. Бюрократический тип в ГТК является жесткой иерархической структурой. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие координаторы и организаторы. Основная цель — поддержание плавного хода деятельности ГТК. Объединяющей идеей являются формальные правила и официальная поли-
тика. Долгосрочные заботы в ГТК состоят в обеспечении стабильности. Инновационный тип в ГТК ориентирован на достижение высоких результатов. Люди целеустремленны и соперничают между собой, стремятся побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Отличительные черты — динамичность, предприимчивость и творчество. Связующей сущностью ГТК является преданность экспериментированию и новаторству. ГТК поощряет личную инициативу и свободу. Технократический тип в ГТК определяет очень формализованное и структурированное место работы. Функции каждого работника детально расписаны. Главным является выполнение работы в срок, в соответствии с установленными показателями качества. Отношения преимущественно формальные. Поощряются индивидуальные результаты. Каждый должен ощущать себя частью общего рабочего механизма ГТК. Гуманистический тип+Оченъ дружественное место работы, где у людей масса общего. ГТК похоже на большую семью. Высока обязательность ГТК. Большое значение придается высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Главное — забота о людях (сотрудниках, гостях, туристах). ГТК поощряет коллективную работу, участие сотрудников в решении общих проблем. Рассмотрим еще одну важную проблему формирования корпоративной культуры, связанную с учетом национальных особенностей и конкретных социально-экономических условий, в которых функционирует ГТК. В современных условиях, когда создание совместных предприятий стало распространенной практикой, такие предприятия характеризуются столкновением иннокультур и формированием гибридной культуры,
которая не может в полной мере соответствовать существующим реалиям российской экономики. Иностранные менеджеры привыкли к определенным стандартам поведения своих сотрудников, потребителей, к своим критериям оценки управления. Очень часто со всеми этими стандартами они оказываются чуждыми в российской среде. Возникает своеобразное противостояние ментальных управленческих ценностей, в результате западная корпоративная культура не вписывается в российские стандарты и начинает мешать управлению отечественными предприятиями. Поэтому нельзя допускать эклектики в использовании различных по ментальности управленческих ценностей, которые нередко могут быть противоречивыми по своей сути. Особенно тяжелые последствия это может иметь, когда они предлагаются без учета конкретно-исторических условий российской действительности. Как правило, предлагаемый западными менеджерами набор управленческих решений и технологий опирается на те ситуации, которые были достаточно хорошо проработаны в иных условиях, в другой стране, в другое время, в другой цепи событий. Специальное исследование корпоративной культуры совместных предприятий сферы обслуживания, проведенное российскими специалистами по организационному консультированию, выявило и еще раз доказало наличие существенных различий в ценностных ори-ентациях работников разных субкультур.' На первом месте у иностранных сотрудников совместных предприятий, как правило, работа. Именно ради работы и карьеры они приезжают в Россию. Для них наиболее значимыми являются отношения с руководителями
и коллегами, поскольку в западном обществе большое значение придается репутации. Такие ценности, как «статус» и «власть» не имеют решающего значения для граждан развитых стран, где общество ориентировано на социальную экономику и средний класс. Отношение к оплате труда по значимости занимает одно из последних мест — деньги воспринимаются иностранными сотрудниками как естественно-необходимое условие для нормальной жизни. У российских сотрудников, напротив, на первом месте по значимости располагается размер денежного вознаграждения, поскольку именно деньги зачастую выступают для них главным мерилом желаемого образа жизни. Размер заработной платы практически всегда ассоциируется с ориентацией на высокий статус, что неразрывно связано в сознании отечественных работников с определенными властными полномочиями. Одновременно с этим, в меньшей степени по сравнению с сотрудниками-иностранцами, но все же достаточно высоко российские работники оценивают хорошие отношения с руководителями предприятия и своими коллегами. Отношение к самой работе занимает не слишком высокое место в ценностных ориентаци-ях. Карьера и профессионализм воспринимаются большинством российских работников как малозначительные ценности. Именно в силу различий в ментальности, национальной культуре разных народов попытки прямого копирования и переноса образцов корпоративной культуры западных компаний в практику управления российскими предприятиями оказываются не всегда успешными. Используя мировой опыт становления и разви-
тия корпоративной культуры, необходимо целенаправленное формирование корпоративной культуры российских предприятий с учетом всех национальных, социальных и экономических особенностей. Корпоративная культура, несмотря на устойчивость своих базовых ценностей и ориентации, изменяется и должна изменяться в соответствии с развитием самого предприятия. 6.4. Управление корпоративной культурой в гостинично-туристском комплексе Наличие у гостинично-туристского комплекса сформированной корпоративной культуры не означает, что она остается постоянной и неизменной. С течением времени, под влиянием различных обстоятельств корпоративная культура ГТК неизбежно претерпевает определенные изменения. Поддержание корпоративной культуры на заданном уровне, изменение ее в нужном для ГТК направлении составляет основное содержание процесса управления корпоративной культурой. Как правило, предприятие растет за счет привлечения новых членов, которые приходят из других организаций и приносят с собой элементы чуждой корпоративной культуры. Сразу же возникает вопрос выживания корпоративной культуры данного предприятия. От того, насколько корпоративная культура предприятия сможет противостоять сторонним влияниям, зависит сила и ее самой, и сила предприятия в целом. Эффективность корпоративной культуры определяется тремя основными моментами: «толщина» культуры; степень разделяемости культуры сотрудниками предприятия; ясность приоритетов культуры. «Толщина» корпоративной культуры определяется количеством важных базовых предположений, убеждений и ценностей, которые искренне разделяются работниками. Корпоративные культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют более сильное влияние на поведение сотрудников предприятия. В некоторых корпоративных культурах разделяемые верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и связь между ними не уменьшают роли каждой их них. В других корпоративных культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны. В первом случае достигается больший эффект с точки зрения влияния на поведение людей, так как у них формируется уверенность в том, какая именно ценность должна преобладать в случае конфликта интересов. Таким образом, чем корпоративная культура «толще» (сильнее), тем большим числом работников она разделяется и более четко определяет приоритеты, и, следовательно, имеет более глубокое влияние на поведение персонала предприятия. Сильная корпоративная культура не только создает преимущества для предприятия. В то же время она является серьезным препятствием на пути проведения изменений на предприятии. Поэтому считается, что на предприятии лучше иметь умеренно сильную корпоративную культуру. Практика менеджмента выработала различные методы поддержания корпоративной культуры, которые можно сгруппировать следующим образом.
Оценка и контроль со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания корпоративной культуры на предприятиях, так как своими действиями менеджер постоянно дает знать работникам, что является важным, и что ожидается от них. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные нечетко представляют себе корпоративную культуру. Глубина и размах кризиса могут потребовать от ГТК либо усиления существующей кор- ■* поративной культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на предоставляв^ мые услуги у ГТС есть две альтернативы: уволить часть ; работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В ГТС, где человек заявлен цен^; ностью «номер один», видимо, примут второй вариант. Такой поступок руководства превратится со временем в корпоративный миф, что, несомненно, усилит данный' аспект корпоративной культуры. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Компоненты корпоративной культуры усваиваются подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь сотрудникам. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего ; места. Менеджер может также сам демонстрировать подчиненным определенное отношение к гостям (туристам)' или умение слушать других. Постоянно концентрируя : внимание на таких моментах, руководитель помогает
поддерживать определенные аспекты корпоративной культуры. Критерии определения вознаграждений и статусов. Корпоративная культура в ГТК может изменяться через систему наград и привилегий. Эта система обычно привязана к определенным образцам поведения и таким образом расставляет для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее или меньшее значение для отдельных менеджеров и ГТК в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в ГТК. Например, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т. п.) указывает на роли и поведение, наиболее ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания корпоративной культуры. То, из чего исходит предприятие и его руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно персоналу. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей корпоративной культуры. Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры, выражаются не только через легенды и мифы, становящиеся частью корпоративного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в Установленное время и по специальному поводу для
оказания влияния на поведение и понимание работниками корпоративной культуры. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть корпоративной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников. Например, обряд продвижения может быть оформлен как торжественное вручение дипломов по поводу завершения базового образования, переподготовки, получения новой должности и т. п. Последствия для сотрудников в данном случае будут позитивными — облегчается вхождение в новую роль, происходит минимизация различий в выполняемых ролях и т. п. Традиция постоянного проведения на предприятии различных конкурсов и соревнований направлена на выявление лучшего поведения. Это можно рассматривать как обряд усиления, возможные последствия которого — усиление власти и статуса, подчеркивание важности правильного поведения. Обрядом единения можно считать коллективное проведение общих корпоративных, национальных праздников, дней рождения, юбилеев, различных торжеств и т. п. При этом достигается чувство общности, соединяющее работников ГТК в единый коллектив и команду. Методы изменения корпоративной культуры включают следующее: ■ изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера;
■ изменение стиля управления кризисом или конфликтом; ■ перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения; ■ изменение критериев стимулирования; ■ смена акцентов в кадровой политике; ■ смена корпоративной символики и обрядности. привести к изменениям в корпоративной культуре, и наоборот, изменения корпоративной культуры способны вызвать изменения в поведении работников. Однако это не происходит автоматически, а зависит от той роли, которую играет в процессе изменения корпоративной культуры «передача» культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации, связь между изменениями в поведении и изменениями корпоративной культуре в ту или другую сторону может занимать разное время — от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для целей управления корпоративной культурой важно различать как ее изменения, так и другие организационные изменения и исследовать их одновременно. Существует три варианта возможных изменений в поведении и корпоративной культуре. В первом случае происходят изменения в корпоративной культуре без изменений в поведении. При этом работники могут изменить одно или несколько верований или ценностей, но они не способны изменить свое поведение, соответствующее общей корпоративной культуре. В подобных случаях главная проблема заключается в том, что люди в ГТК в данных условиях не °бладают требуемыми для изменения поведения способностями и подготовкой.
Второе сочетание — это изменение поведения без изменений в корпоративной культуре. В этом случае один или более членов трудового коллектива, группа или группы работников могут быть убеждены в том, что организационные изменения должны произойти, хотя при этом отдельные работники могут не хотеть этого. В зависимости от статуса и влиятельности первых изменения на предприятии могут происходить в задуманном ими направлении. Противники изменений формально будут вынуждены следовать выбранному курсу на изменения и даже примут новые символы (новые убеждения, верования и ценности), но внутреннее несогласие будет мешать внедрению нововведений в корпоративную культуру. Главная проблема в этом случае — отсутствие приверженности и последовательности в изменении своего формального поведения в соответствии с требованиями новой корпоративной культуры, превращения его в привычку. Люди, зная это, меняют свое формальное поведение либо из-за боязни потерять получаемую компенсацию, либо полу- Щ чают удовлетворение от умения подстроиться к новому положению дел, а не потому, что они на самом деле глубоко верят и ценят то, что их просят делать. В третьем случае изменения происходят и в области поведения, и в области корпоративной культуры. Это ситуация постоянных изменений в том смысле, что люди по-настоящему и искренне верят и ценят то, как они по-новому делают свою работу. Стабильность при этом возникает из-за того, что каждая из сторон (поведение и культура) взаимно усиливают и поддерживают друг друга. Это, в свою очередь, развивает внутреннее удовлетворение в силу того, что люди
действительно все больше верят в изменения и ценят их, меняя свое поведение и дальше. Проведение изменений в корпоративной культуре ГТК вызывает ряд трудностей, которые порождаются сопротивлением изменениям культуры. Это становится особенно заметно, когда изменения начинают затрагивать глубинное содержание корпоративной культуры (базовые предположения, убеждения и ценности). Проведение радикальных и быстрых изменений в содержании корпоративной культуры происходит с большими трудностями и более болезненно, чем проведение медленных и постепенных. Аналогичная взаимосвязь обнаруживается при осуществлении изменений на предприятиях с сильной и слабой корпоративной культурой. В целом степень сопротивления изменениям в корпоративной культуре пропорциональна величине изменений по содержанию, то есть степени их радикальности и силе преобладающего в ГТК типа корпоративной культуры. В процессе воздействия на желаемые изменения корпоративной культуры возможны два подхода: ■ добиваться от сотрудников принятия новых верований и ценностей; ■ проводить увольнение нелояльных сотрудников с одновременным включением и социализацией новых работников. Убедительным свидетельством результативности изменений корпоративной культуры является то, что после ухода из ГТК лидера — проводника обновленной корпоративной культуры работники продолжают вести себя по-новому. Если руководство ГТК пытается выяснить, произошли ли изменения в корпоративной
культуре, то это тоже косвенно свидетельствует о том,удалось ли на самом деле достичь изменений. Не существует универсальных рецептов управления корпоративной культурой, одинаково приемлемых длявсех гостинично-туристских предприятий. Тем не менее, выработаны определенные рекомендации, которыемогут помочь менеджерам повысить эффективность управления корпоративной культурой ГТК, а именно: ■ Особое внимание следует уделять нематериальным, внешне не воспринимаемым аспектам внутреннего окружения. Глубоко укоренившиеся в людях убеждения и ценностные ориентации могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. ■ Не призывать сотрудников к быстрому изменению или преобразованию корпоративной культуры. ■ Необходимо показывать сотрудникам значимость важных корпоративных символов (название предприятия, логотип, лозунги), анализировать истории, рассказываемые в ГТК, выяснять, кто их герои и что эти истории отражают в корпоративной культуре. ■ Целесообразно периодически вводить организационные обряды для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления корпоративной культуры в целом. Непосредственно воплощать в жизнь абстрактные идеалы повседневной деятельности. От руководителя требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передавать эти идеалы вниз по уровням организации
Приведенные рекомендации не исчерпывают всей гЛубины проблемы управления корпоративной культурой в ГТК, поскольку управление ею — это, по сути, управление развитием самого ГТК. Поэтому управление корпоративной культурой должно базироваться на тех же основополагающих принципах, что и наука управления в целом, одним из которых является системный подход. В общем виде алгоритм управления корпоративной культурой можно представить следующим образом: ■ предварительный анализ состояния и тенденций развития корпоративной культуры предприятия (диагностика корпоративной культуры); ■ определение и возможно более точная формулировка проблем; ■ исследование поставленных проблем, выявление причин их возникновения, характера, движущих сил (факторов), субъектов, причастных к их возникновению и т. д.; ■ выдвижение гипотез, определяющих возможные пути и способы решения проблем; ■ проверка гипотез, проведение экспериментов; ■ анализ и интерпретация результатов проведенных экспериментов; ■ разработка механизмов реализации мероприятий, проведение которых способствует решению проблем; разработка и внесение изменений в нормативные документы (Коллективный договор, Трудовой распорядок, Положение о стимулировании, Положение о социальной защите, Положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.);
■ реализация решений: проведение реорганизационных мероприятий, закрепление их приказами, распоряжениями; назначение ответственных лиц, рабочих групп, определение их статуса, определение стимулов за образцовое исполнение и санкций за неисполнение корпоративных норм и правил; разработка памяток новичкам, программ адаптации с учетом необходимости усвоения корпоративной культуры и т. п.; превращение всех этихмероприятий в элемент корпоративной культуры; ■ организация постоянного мониторинга состояния корпоративной культуры, диагностика состояния ее элементов. Контрольные вопросы. 1. Дайте понятие о корпоративной культуре ГТК. 2. Какие функции выполняет корпоративная культура ГТК? 3. Что представляет собой ГТК с точки зрения корпоративной культуры? 4. Каково содержание корпоративной культуры ГТК? 5. Какие структурообразующие компоненты выделяются в корпоративной культуре? 6. Какие признаки характеризуют корпоративную культуру? 7. Каково влияние субкультур на содержание корпоративной культуры? 8. Как осуществляется формирование корпоративной культуры? 9. Какова роль внешней среды в формировании корпоративной культуры ГТК? 10. Какова роль внутренней среды в формировании корпоративной культуры ГТК?
11. Как формируется «командный дух» сотрудников ГТК? 12. Какие существуют преимущественные типы корпоративной культуры? 13. Что составляет основное содержание процесса укрепления корпоративной культуры ГТК? 14. Какие существуют методы поддержания корпоративной культуры? 15. Какие существуют возможные сочетания изменений в поведении сотрудников и в самой корпоративной культуре? 16. Каков в общем виде алгоритм управления корпоративной культурой?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|