Подведение итогов обсуждения
Цели занятия Образовательные: · формирование представлений о труде как важнейшем факторе производства; · определение факторов, влияющих на цену труда (заработную плату); · изучение факторов спроса и предложения на труд. Развивающие: · развитие навыков экономического анализа личных интересов; · мотивация к глубокому изучению проблем перед принятием решений; · обучение ведению аргументированной дискуссии. Воспитательные: · развитие навыков обсуждения для поиска оптимального решения · мотивация к поиску самостоятельного решения; · воспитание способности агрегировать информацию и обобщать данные. Основные понятия · рынок труда · экономически активное население · спрос на труд · предложение труда · предельный продукт труда · стоимость предельного продукта труда · заработная плата · безработица Подготовка к занятию Найдите в Интернете управление Государственной службы занятости населения по вашему региону. Например, в Чувашской Республике это www.slzn.cap.ru или www.chuvash.regiontrud.ru. Ссылки на территориальные органы службы занятости содержатся также на сайте Федеральной службы занятости населения www.rostrud.ru.
Действующие лица · Модератор – ведущий круглого стола. Им должен быть студент, обладающий достаточной широтой мышления, чтобы суметь в краткой форме изложить по материалам Министерства экономического развития состояние рынка труда в целом. · Приглашенные участники круглого стола. Ими могут быть студенты в подгруппах. Каждая из подгрупп дает свою оценку состояния и перспектив рынка труда в разных регионах (3 - 4 региона по заранее определенному кругу профессий). Ход занятия Постановка задачи (5 минут) Модератор. Я предлагаю построить обсуждение следующим образом. Мы начнем с краткой информации о текущем состоянии рынка труда в стране в целом. Источником информации может быть последняя справка о текущей ситуации в экономике Российской Федерации с сайта Министерства экономического развития www.economy.gov.ru (раздел о макроэкономике). В сообщении об этой информации должны быть отражены следующие вопросы: 1. Текущая ситуация на рынке труда в целом: · экономические факторы, влияющие на изменение количества рабочих мест; · изменение численности экономически активного населения.
2. Соотношение спроса и предложения на труд: · уровень безработицы; · коэффициент напряженности на рынке труда (показывает какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на 1 заявленную предприятиями вакансию, т.е. определяется соотношение спроса и предложения на рынке труда).
3. Динамика уровня средней заработной платы: · по стране в целом и в регионах (самая высокая и самая низкая); · по видам экономической деятельности; · дифференциация заработной платы; · соотношение роста заработной платы и роста производительности труда.
Участники круглого стола (по подгруппам) определяют круг анализируемых профессий в избранных ими регионах и на базе материалов Федеральной службы государственной статистики РФ (www.gks.ru) и Государственной службы занятости по избранному региону представляют выступление, ответив на вопросы по следующему плану: 1. Каково общее количество вакансий в избранном регионе (www.gks.ru, раздел «Труд», динамическая таблица о потребности предприятий в работниках, заявленной в службы занятости в данном регионе)? 2. Каково количество вакансий по избранным профессиям? · число и в процентах от общего количества вакансий? · каков баланс спроса и предложения на труд по избранным профессиям? 3. Какова динамика средней заработной платы в данном регионе (www.gks.ru, раздел «Уровень жизни населения», динамическая таблица о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате)? 4. Какова среднемесячная заработная плата работников избранной специальности (www.gks.ru, раздел «Труд», таблица «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности»)? · в рублях и в процентах от средней заработной платы в регионе? · в какой профессии цена предельного продукта труда выше? 5. Прогноз: специалисты каких профессий наиболее востребованы? · у людей каких профессий самая высокая заработная плата? · по каким профессиям больше всего вакансий? · какая профессия будет самой нужной через несколько лет? Помимо данных Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и региональных органов Государственной службы занятости можно пользоваться любыми материалами, в том числе базами данных о вакансиях и соотношении спроса и предложения по определенным специальностям на сайтах в Интернете (www.rabota.mail.ru, www.joblist.ru, www.hotjob.ru и др.).
Круглый стол (30 минут) (см. Раздаточный материал)
Подведение итогов обсуждения В ближайшем будущем будет расти спрос на инженеров и научных работников, поскольку в базе данных о вакансиях насчитывается несколько тысяч вакансий инженерных специальностей. Будет расти спрос на квалифицированную рабочую силу, т.к. основная масса вакансий базе данных – именно рабочие специальности. В ближайшее время останется потребность в специалистах по сырьевым отраслям, поскольку Россия – сырьевая страна. В любой экономике всегда будут востребованы строительные специальности, программисты и любые специальности, требующие компьютерной грамотности, а также специалисты со знанием иностранных языков, причем не только английского (который уже просто обязателен для современного специалиста). Вместе с тем специальность не основное: главное, чтобы образование было фундаментальным, ведь предположить, каким будет рынок труда через десятилетия, невозможно.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|