Здавалка
Главная | Обратная связь

Падение цен на нефть и валютный кризис



Структурный кризис в российской экономике

Структура экспорта товаров из России за август 2012 года. 70 % — энергоносители.

Главной причиной финансово-экономической нестабильности 2014—2015 годов стал структурный кризис экономики России, сохранившийся после финансово-экономического кризиса 2008—2009 годов. Суть проблемы состоит в следующем: при наступлении экспортного бума в экономике возникают изменения ее структуры в направлении деиндустриализации и упадка сельского хозяйства, а при его окончании – как правило, внезапном и неожиданном – наблюдается невозможность быстрого восстановления деградировавшей обрабатывающей промышленности и аграрного сектора. Для преодоления такого «порочного круга» требуются серьезные усилия, прежде всего, в области развития технологий.

Начиная с середины 2012 года, наблюдалось замедление российской экономики. По мнению минэкономразвития, эти явления были связаны со структурными проблемами.

Рост ВВП в 2013 году составил всего 1,3 %, что было втрое ниже ранее запланированного (3,6 %). Международный валютный фонд и Всемирный банк отметили замедление экономического роста и снизили прогнозы по росту ВВП в 2013 и 2014 годах[9][10]. Только к концу 2013 года президент Российской федерации Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и глава минэкономразвития Алексей Улюкаев официально признали стагнацию в экономике. В 2013 году эксперты Всемирного Банка отмечали, что структурные проблемы российской экономики и ее роста – в частности, наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков выходят на передний план. Глава минэкономразвития Алексея Улюкаева тогда признал, что структурный кризис - это «результат недореформированной экономики». Позднее, Президент Владимир Путин отметил факт, что внутренней причиной кризиса 2014-2015 годов стал структурный фактор: опережающий рост зарплат при недостаточной производительности труда. В августе 2015 года агентство Bloomberg статистически подтвердило факт низкой производительности труда россиян, признав их самыми неэффективными работниками Европы.

Эксперты Высшей школы экономики заявили, что замедление роста экономики в 2012 году было связано с тем, что источники роста в ориентированной на сырьевую ренту экономике России оказались исчерпаны в связи с окончанием роста цен на нефть, а институциональные ограничения (усиление чрезмерного участия государства в экономике, откладывание реформ и кризис доверия к государству) не позволяли возникнуть новым источникам роста. Ряд изданий также признавали причиной стагнации 2012-2013 годов излишнюю зависимость страны от нефти.

Падение цен на нефть и валютный кризис

Основная статья: Валютный кризис в России (2014—2015)

Динамика курса доллара к рублю за 2013—2015 годы

Во второй половине 2014 года в России начался валютный кризис, вызванный снижением цен на нефть и экономическими санкциями стран Запада в отношении России. Рубль девальвировался к доллару США и евро на 72,2 % и 51,7 %. Валютный кризис привёл к увеличению инфляции, а следовательно, к снижению реальных располагаемых доходов населения и потребительского спроса. В докладе Всемирного банка подчёркивается, что в результате мер по ужесточению денежно-кредитной политики из-за ослабления рубля повысилась стоимость кредитования, что привело к дальнейшему снижению внутреннего спроса. Аналитический центр при Правительстве РФ также считает, что появление финансово-экономического кризиса произошло из-за девальвации рубля.

История

В марте-апреле 2014 года США, Евросоюз, Новая Зеландия, Япония и другие страны ввели первые санкции против России из-за присоединения Крыма к России в отношении отдельных лиц, групп лиц и компаний, а именно: запрет на въезд в эти страны этих лиц, замораживание их активов, а также запрет на деловые операции с последними.

В июле 2014 года были введены санкции в отношении оборонного, энергетического и финансового секторов России. Что касается финансового сектора, то для шести крупнейших российских государственных банков, а также предприятий энергетической и оборонной отраслей был резко ограничен доступ к финансовым рынкам ЕС и США. Начиная с сентября 2014 года, эти организации не могли обращаться за кредитами и эмитировать долговые обязательства сроком более 30 дней. В оборонном секторе США и ЕС сократили доступ к финансированию крупнейшим российским компаниям на срок более 30 дней и ввели запрет на экспорт продукции и технологий двойного назначения в отношении 14 компаний, имеющих отношение к оборонному комплексу. Санкции, ограничивающие сотрудничество с Россией в оборонной сфере были введены также Великобританией, Израилем, Швейцарией и Швецией. В энергетическом секторе США и ЕС ограничили доступ к финансированию крупнейшим российским нефтегазовым компаниям. Кроме того, они ввели запрет на экспорт товаров и услуг (исключая финансовые услуги) или технологий в поддержку глубоководного бурения, разведки или добычи ресурсов на арктическом шельфе или сланцевого сырья. Вслед за ЕС санкции ввели Норвегия, Канада и Австралия.

27 апреля 2015 года Владимир Путин на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге заявил, что российская экономика из-за санкций недополучила $160 млрд.

30 июля к продленным экономическим санкциям Евросоюза в отношении России официально присоединились Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Грузия и Украина.

По данным МВФ санкции негативно скажутся на росте экономики в краткосрочной перспективе вследствие уменьшения инвестиций и потребления. Санкции и встречные санкции могут на начальном этапе привести к снижению реального ВВП на 1–1,5%, а их продолжительное сохранение может привести к кумулятивным потерям до 9% ВВП, так как уменьшение накопления капитала и передачи технологий ведет к ослаблению уже и без того снижающегося роста производительности.

7 августа 2014 года Россия ввела «антисанкции», запрет на импорт ключевых продовольственных товаров из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии в качестве ответной реакции на экономические санкции, введенные этими странами . Кроме того, Россия запретила ввоз свежих фруктов, вина и мясных полуфабрикатов из Молдовы, а также картофеля, соевых бобов, подсолнечника и кукурузной крупы с Украины. Общее влияние этих мер на объем торговли оценивалось в $9,5 млрд США, а на долю запрещенных продуктов приходилось 9,5% общего продовольственного потребления в России и 22,5% общего объема российского продовольственного импорта. Замещение импорта отечественной продукцией привело к повышению стоимости продуктов питания, подстегнуло инфляцию[3] и снизило качество продукции (увеличение производства фальсифицированной продукции, сыроподобных продуктов на растительных жирах и т.п.).

Спустя год российского продовольственного эмбарго Европейская комиссия подготовила доклад о влиянии российских санкций на сельскохозяйственный сектор Европы. Согласно данным отчета, Европа не только не пострадала от потери России в качестве рынка сбыта своей сельскохозяйственной продукции, но и, наоборот, нарастила экспорт на 5%, или на €5 млрд.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» комплекс ответных мер России на международные санкции продлилися на год до 6 августа 2016 г. В соответствии с этим законом в России с 6 августа по 21 октября было уничтожено 766,876 тонны «санкционной» продукции. Однако, 276,4 тонны (около 20% запрещенных к ввозу продуктов питания) уничтожено не было.

«Санкционные» продукты систематически попадают в Россию в процессе якобы реэкспорта из Белоруссии в Казахстан (10% от общего объема продукции перемещаемой с территории Белоруссии).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.