Здавалка
Главная | Обратная связь

Этническая принадлежность



Этническая принадлежность носителей чернолесской культуры является дискуссионной. Одни считают их фракийцами[6] (при этом чернолесцев ассоциируют с агатирсами Геродота[7]) или иллирийцами[8], другие (Рыбаков Б. А., Гимбутас М., С.В.Перевезенцев[9]) — предками славян. При этом исследователи обнаруживают разительные различия между чернолесской и следующей во времени вслед за ней балтской юхновской культурой[10].

19.

Великая Греческая Колонизация — расселение греков в VII веке до н. э.

Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Чёрном море. Как писал греческий философ Сократ, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота».

Создание многочисленных колоний содействовало развитию торговли, вплоть до того, что некоторые колонии специально выводились для обеспечения стратегического господства метрополии в данном районе[6]. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени — вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамику и другие ремесленные товары[4][7]. Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.

Благодаря колониям греческим полисам удалось ликвидировать перенаселение континентальной Греции, значительно увеличить объём торговли и создать предпосылки для господства греческих торговцев в Средиземноморье, а также расширить сферу распространения греческой культуры. Считается, что всего за время колонизации было выведено несколько сотен колоний, общее население которых составляло 1,5 — 2 миллиона человек[7].

Древнегреческая колонизация Северного Причерноморья — часть, одно из основных направлений процесса общегреческого колонизационного движения VIII—VI веков до н. э. (Великой греческой колонизации). Временны́е рамки древнегреческой колонизации Северного Причерноморья — середина VII—V век до н. э. Проходила в несколько этапов и на нескольких направлениях: западном (Нижнее Побужье и Нижнее Приднепровье, Западный и Юго-Западный Крым) и восточном (оба берега Керченского пролива, побережье Кавказа и Приазовья). В ходе колонизации было основано несколько десятков полисов и посёлков, среди которых самыми крупными были Боспор Киммерийский, Ольвия, Херсонес Таврический, Фанагория, Тира, Нимфей, Гермонасса.

Христианство проникает в Северное Причерноморье в конце античной эпохи, в конце III или в IV в. н. э.

При раскопках Пантикапея была найдена надпись, свидетельствующая о постройке храма, посвященного боспорскому царю Аспургу (рис. 71). Эта находка свидетельствует об обожествлении боспорских царей. Несомненно, в этом сказалось влияние римских представлений, по которым императоры после смерти также причислялись к богам, им воздвигались храмы и т. п. Культ римских императоров существовал и в Северном Причерноморье, особенно в Херсонесе.

Характерной чертой культурной и общественной жизни Боспора в рассматриваемую эпоху было существование там религиозных союзов — фиасов, объединявших поклонников какого-нибудь одного бога. Известен, например, фиас судовладельцев-навклеров в городе Горгиппии, посвященный Посейдону — греческому богу, покровителю мореплавания. Но наибольшее распространение получили фиасы, члены которых поклонялись «богу высочайшему».

Фиасы заботились о выполнении религиозных обрядов, празднеств и т. п., о воспитании детей, о погребении своих членов. Они объединяли главным образом представителей боспорской рабовладельческой знати, крупнейших царских чиновников, некоторых представителей царской фамилии. Повидимому, фиасы были одной из форм не только религиозного, но до известной степени и политического объединения господствующего класса рабовладельцев в обстановке все нараставшего кризиса рабовладельческой системы.

20. С проблемой этногенеза славян тесно связанная проблема прародины украинского народа. Существуют две противоположных теории: миграционная и автохтонная. Первая из них построена на признании движения как руководящей принципы этногенетического процесса. Согласно данной теории, славянство возникло в Прибалтике, которая должна была бы быть первой родиной славян. Потом они разрушали на юг в вислянський бассейн, а позже — на восток в бассейн среднего Днепра. В результате славяне поделились на западных и юго-восточных.

Вторая теория — автохтонизму утверждает, что славяне были неизменными жителями той же территории со времен неолита. Изменялись культуры, но этнос оставался тот же. Следовательно, славяне — это автохтоны-аборигены, а их прародиной было междуречье Одры и Вислы, или среднее Надднипров'я. Здесь следует вспомнить, что «Повесть временних лет» выводит праукраинские славянские племена з-над Дуная. Тезис о «дунайской эпохе» в жизни праукраинских славян выдвинул еще М. П. Драгоманов в 70-х годах XIX ст., а М. С. Грушевский называет время украинского развития (IV — IX ст. н. е. ) «черноморскодунайским».

Выдвигалась также, как компромиссная, гипотеза о прародине славян между Днепром и Вислой. Ю. Кухаренко, И. Русанова считали, что она — на западном Полесье; И. Ляпушкин — на Прикарпатье; И. Вернер — в верховьях Днепра, Десны и Угры; А. Попов — в нижнем течении Дуная; М. Рудницький — на южном побережье Балтийского моря .

В определении украинцев как части загальнослов'янського массива выдающуюся роль сыграл известный украинский археолог В. В. Хвойка (1850-1914 гг. ). В своем эпохальном исследовании «Поля погребений в среднем Поднепровье». (в 1901 г. ) он выступил с утверждением об этнической тождественности славян Киевской Руси и неолитической людности среднего Надднипров'я, в частности носителей трипольской культуры, Его теорию приняли с разными интерпретациями и дополнениями такие авторитетные исследователи праистории и этногенеза украинцев, как В. М. Щербакивський, Я. Пастернак, М. Д. Брайчевський, В. М. Петров . Это подтверждают научные данные антропологов, которые установили, что на территории исторического славянства в начале нашей эры в основном были распространены те же европеоидные расовые типы, как и в эпоху позднего неолита .

Приблизительно в ИИИ тыс. к н. е. на всей Украине, где разворачивалась трипольская культура, появились новые поселенцы. За уровнем культуры они стояли ниже от трипильцив, но были более воинственны и покорили их. Пришельцы умели обрабатывать медь (медный возраст на Украине датируется 3300— 2800 гг. к н. е. ), впоследствии к ней начали добавлять олово и получили бронзу — металл более крепок меди (бронзовый возраст на Украине датируется 2800-1200 гг. к н. е. ). Искусство эпохи бронзы представлено многочисленными золотыми изделиями в форме диадем, стилизованных фигурок хищников, где заметное влияние трипольского искусства. Изменяется также керамика: рядом с шнуровым орнаментом появляются геометрические формы: треугольники, круги, зигзаги которыми украшали посуда.

На конец бронзового возраста на Украине приходится появление в Северном Причерноморье киммерийцев - первого народа на украинском поприще, имя которого сохранила история. Хронологически культура киммерийцев охватывает период с 1500 по 700 гг. к н. е. Они имели укрепленные городища. У киммерийцев были сложные ритуальные обряды: они прятали покойников и имели некрополи. Киммерийцы характеризуются табунным скотоводством, высокой культурой бронзы и керамики с цветными инкрустациями. Их культуру следует считать продолжением трипольской.

Надо отметить, что в период киммерийской культуры на Украине в потребление входит железо, которое вытесняет более дорогую бронзу (железный возраст на Украине датируется XII ст. к н. е. - IV ст. н. е. ). Наблюдается дальнейшее совершенствование средств производства. Тогда же появляются многочисленные городища, окопанные рвами и пообношены валами.

21.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.