Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности этногенеза украинского народа



Формирование этнической культуры неразрывно связано с формированием самого народа (этногенезом). Поэтому, рассматривая украинскую культуру, нельзя не остановиться на проблемах этногенеза украинцев. На сегодня существует несколько гипотез этногенеза украинцев:

1) теория “исконности” - украинцы существуют столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30-40 тыс. до 2-3 млн. лет;

2) теория автохтонности (М.Грушевский), согласно которой этническую основу украинцев составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию обитания;

3) теория “единственной колыбели” (какая была общепринятой в СССР в 30-80-ые гг. ХХ ст.): зарождение и развитие трех близких славянских народов из единственной древньоруської народности;

4) теория “независимого развития отдельных восточнославянских народов”, то есть украинцев, россиян, белорусов, которая получила распространение в последнее время.

Периодизация развития украинской культуры

С началом демократических преобразований в общественной жизни украинского народа и с провозглашением государственной независимости Украины, наша национальная культура начала постепенно рассматриваться и анализироваться научными работниками-культурологами как именно целостная система, которая полнее всего выражает духовный мир украинского народа.

Дальше очертим главные периоды в развитию украинской культуры и дадим им короткую характеристику. Первый период развития украинской культуры охватывает часовой отрезок от ее истоков и до принятия христианства, то есть — это культура восточнославянских племен дохристианского времени.

Второй период развития украинской культуры приходится на время существования княжеского государства — Киевской Руси и Галицко-волынского княжества.

Третий период развития украинской культуры приходится на литовско-польское время в истории нашего народа.

Четвертый период развития украинской культуры приходится на казацко-гетманскую добу, которые характеризуются новым историческим контекстом, предопределенным окончанием Освободительной войны в середине XVII ст., с одной стороны, и постепенным ограничением, а в дальнейшем и потерей автономии Украиной в конце XVIII ст., из другого. Определяющим здесь выступает фактор национальной государственности, которая, просуществовав свыше 130 лет, все же смогла существенно сформировать направленность, характер и интенсивность культурных процессов в Украине.

Пятый период развития украинской культуры охватывает часовой отрезок в 150 лет, года большой неволи нашего народа — от времен разрушения Гетьманщины и до начала XX века.

Шестой период развития украинской культуры - времена нового межвоенного и послевоенного порабощения Украины ее восточными и западными соседями и охватывает часовой отрезок от начала XX ст. до конца 80-х годов.

Седьмой период развития украинской культуры едва лишь начался и длится в новых исторических условиях. Это — современный период, который охватывает часовой отрезок от конца 80-х и по настоящее.

Понятие культуры.

 

Понятие «Культура»– центральное в культурологии.

Для многих культура – это прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего исторического развития человечества. Под духовными ценностями мы подразумеваем все то, что не связано непосредственно с человеческим существованием и выживанием. В этом смысле культура – всегда роскошь, излишество, но ведь именно потребностью не довольствоваться лишь необходимым и отличается человек от животного. Культура может включать в себя такие понятия как образование, воспитание, этикет, но не сводится к ним.

Мировая культура – являет собой сумму национальных культур. Изучают мировую культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических проявлениях ученые самых различных специальностей – историки, искусствоведы, социологи, философы.

Общие рассуждения о культуре можно подкрепить примером хорошо всем знакомого архитектурного шедевра – храма Василия Блаженного в Москве на Красной площади. Историк, говоря о храме, непременно свяжет его строительство с фигурой и деятельностью основного заказчика – Ивана Грозного. Для него важно, в каком году и в честь какого события, кем был построен храм, что означала постройка храма в деле укрепления авторитета царской власти.

Философ или историк философии вспомнит концепцию “Москва – Третий Рим” и поговорит об идейной стороне этого строительства.

Искусствовед обратит внимание прежде всего на композиционные

особенности постройки, ее художественное оформление, стилевые особенности. Для культуролога же все это важно и представляется интересным, но лишь попутно. Для него главное – какие новые ценности утверждал храм и какие характерные традиционные ценностные представления эпохи он выразил собой. В этом смысле для культуролога храм прежде всего памятник культуры, явление в истории русской культуры.

Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно сформулировать: культурас точки зрения культуролога – это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности; во-первых, классовые, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть особенно важно- отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей. Все эти процессы изучает формирующаяся наука, область гуманитарных знаний называемая культурологией.

Исторически терминкультура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса.

Культура– это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек, пытаясь найти смысл своего существования, окружающий мир превращает в мир культуры. Культура передается из поколения в поколение и выступает в качестве механизма выработки, закрепления и трансляции ценностей.

Понятие "культура" может употребляться и для обозначения каких-либо этнических, географических, расовых особенностей, и для обозначения определенного уровня развития. Это понятие столь емкое и неоднозначное, что число его определений в настоящее время перевалило за пятьсот; среди них можно выделить следующие виды определений культуры:

Описательные - в них просто перечисляются отдельные элементы культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности.

Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком ("новая природа").

Аксиологические (ценностные) - трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные - утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные - культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям. Исторические - подчеркивают, что культура есть продукт истории общества, и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

Идеационные - определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальнойпамяти.

Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Социологические- культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупности идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.