Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогическим взгляды выдающихся представителей украинской просвещения



Г Сковорода (1722-1794) - выдающийся украинский педагог, философ и педагог, приложил много сил по демократизации образования и воспитания Он родился в семье малоземельного казака, учился в Киево-Могилев Янской академии, был домашним учителем, преподавал в Харьковском коллегиуме После освобождения за \"вольнодумство\" из Переяславского училища (коллегии) ??он в течение 25 лет странствовал по Слобожанщине (восток ней Украина), проповедуя свои философские взгляды среди народа Общаясь с крестьянами и казаками, Г С Сковорода накапливал жизненный опыт, отражал в своих произведениях демократические идеи Здебильшог в он выступал против антинационального влияния на казацкую и помещичью старшину \"Свое воспитания сохраняется в природе каждого народа, как огонь и свет невидимо хранится в кремний Притулы же губку или трут, не пожалей же руки: ударь огнивом - и викресиш огонь у себя дома, не ходить по соседям - \"дай, мол, мне огня\", - писал он В притче \"Благодарен Еродий\" Г Сковорода высмеивает попытки я украинского дворянства бездумно подражать немцев и французов, сравнивая их детей с обезьянами, которые учатся французской, чтобы петь, танцевать, жеманничать чтобы попасть ко двору марокканского правителейо правителя.

ГСковорода отстаивал идеи трудового воспитания, умственного и всестороннего развития детей независимо от их положения и заслуг родителей Педагогические взгляды Г С Сковороды выросли на традициях национально й этнопедагогики В духе народной мудрости он предлагает воспитывать у детей умеренность желаний, уважение и любовь к родителям, учитывать природу, наклоны, интересы детей, их дарования По его мнению, цель воспитания-подготовка свободного человека, гармонично развитой, счастливой, полезной для общества, человека, способного жить и бороться Ведущее место во всестороннем развитии отводил умственной образовании и форму формированию нравственных качеств Он отстаивал родной язык в школах, решающую роль в воспитании отводил учителям, для которых разработал ряд дидактических и методических положений Подвиг Г. Сковороды заключается в том, щ в он пропустил через свой ум и сердце, как через призму, огромные достижения национальной народно-педагогической казны, воспринял, осмыслил, оценил и отразил ее в том виде в своих литературных х и педагогических сочинениях, в котором ее могли понимать большинство высококультурных, малограмотных и вовсе необразованных слоев тогдашней украинской нациської нації.

Г Сковорода является воплощением нравственной силы, необходимой для возрождения Украины

Г Г Шевченко (1814-1861) - великий сын украинского народа считал, что педагогика должна быть демократизированной В своих произведениях он мечтал о народную школу, которая давала ученикам достаточно глубокие знания я Вернувшись из ссылки, он вынашивал планы создания доступных учебников для учеников по арифметике, истории и географии Украины Тарас Шевченко сам написал \"Букварь южнорусский\" (1861) В разных фо рмах он выражал протест против карательных методов воспитания Так, в повести \"Княжна\" рисует образ учителя-дьячка Снегирь, который, хлестали детей розгами, требовал яростно, чтобы они читали отчетливо пятку с аповидь Т Г Шевченко своим многогранным творчеством славит сияние знаний, преклоняется перед человеческой воспитанностью и интеллектом, кланяется вежливости, уважении к пожилым людям, скорбит и плачет над обездоленными детьми, сиротками Пророк и будителей Т Г Шевченко своими произведениями стоял на страже человеческой души, ее высокого уровня духовности Большинство его произведений являются педагогическими установками, педагогическая мудростьогічною мудрістю.

Не дурите сами себя

Думайте, читайте

И чужому научайтесь

И своего не понимает

(\"И мертвым, и живым\")

Так мог сказать только мудрый педагог, кто четко видит и глубоко понимает психологические процессы в семье, в учебном заведении, в общественной жизни

М П Драгоманов (1841-1895) - известный деятель культуры, болел за Украину, образование, сочувствовал судьбе учителей (очерк \"Два учителя\") Он был наставником И. Франко, В Стефаника, О Пчилки, Леси Украинская Ш Широкая культурная деятельность этого ученого прославила его имя В 1991 г оно было присвоено Киевскому пединститута (ныне университетверситет).

Ученый - просветитель отстаивал образование не узко национальное, а как такую, которая вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры После Валуевского циркуляра в 1876 г царем был подписан Эмский указ, я которым категорически запрещалось преподавание на украинском языке, не разрешалось печатание украинских книг и т.п. Драгоманов отстаивал введение украинского языка в народных школах, потому что \"язык, отражает жизненно я и быт народов, сама по себе служит средством образования \"Он считал, что ограничение родного языка ведет к непоправимым явлений - винародовлення, морального и интеллектуального упадка нациації.

О ВДухнович (1803-1865) - заметная фигура в Закарпатье (тогда это была Австро-Венгрия), в истории украинского образования Он создавал учебники для народных школ, участвовал в широкой образовании, культурно--образовательной деятельности Его книги \"Книжиця читальная для начинающих\" (1847), \"Краткий землепис для молодых русинов\" (1851), \"Сокращенная грамматика письменного русского языка\" (1853), \"Народная педагогией \"(1857) помогли открыть в Закарпатье более 70 начальных школ Отстаивал идею народности воспитания Важным признаком народности считал язык, выступал за то, чтобы в школах Закарпатья преподавание велось родном языке, чтобы там была создана система воспитания в соответствии с исторических и национальных традиций народа Цель воспитания, по его мнению, - формирование гражданина и патриота Для этого следует развиваться ты задатки, заложенные в человеке природой и в соответствии с ними развивать ее умственно, морально и физически ОДухнович отмечает воспитании молодого поколения в духе трудолюбия, потому что человек, воспитанный поз а трудом, являются обузой для обществуспільства.

Леся Украинской (1871-1913) - известная украинская поэтесса, общественный деятель Родилась в городе Новоград-Волынский, в семье интеллигентов Получила прекрасное семейное воспитание; владела 10 языках, хорошо зн нала историю, мировую литературу, выучила философию С раннего детства интересовалась вопросами образования и культуры В 19 лет написала учебник для своих сестер \"Древняя история восточных народов\" Писала п ро роль учителя, цель семейного воспитания видела в воспитании граждан В работах \"Жалость\", \"Над морем\", в рассказе \"Дружба\" ЛУкраинка описывала труд бедняков, показала, что в семье бедных вырастают честные, трудолюбивые люди Она выступала за образование взрослых, коллективные чтения для народа, составляла каталоги популярных брошюр для обучения дорослидорослих.

Учителем школа стоит

ИФранко

И Я Франко (1856-1916) - украинский писатель, ученый, общественный деятель У1875 г окончил Дрогобычскую гимназию, учился во Львовском, а позднее в Черновицком университетах В 1893 г защитил Докторс скую диссертацию в Венском университете Педагогические взгляды И. Франко формировались под влиянием русской прогрессивной педагогики (О Герцена, М Чернышевского, МДобролюбова, ДПисарева) Он перевел н а украинский язык \"Что делать\" М Чернышевского, написал предисловие к статье МДобролюбова \"О значении авторитета в воспитании\", изданной во Львове отдельной брошюркой Ему принадлежат художественные, публицистические произведения педагогического направления (\"Учитель\", \"Борис Граб\", \"Отец-юморист\", \"Карандаш\", \"Красное писания\", \"К свету\", \"Чего хочет галицкое рабочее общество\" и др.вариство" та ін.).

И Франко боролся против реакционной политики Австро-Венгерской монархии в области образования Критикуя антинародную систему образования, Франко требовал коренного изменения как школьной системы, так и содержания образования Он н провозглашал право всех трудящихся на бесплатное образование детей на родном языке, требовал отделения школы от церкви, передачи школьного дела общественным организациям, сближения школы с жизнью, выступление ав за демократизацию школы и ее соответствие интересов трудящихся Франко боролся за улучшение правового и материального положения учителей Много внимания ИФранко придавал семейному воспитанию и особенно п идкреслював роль матери в воспитании детей (\"Женщина-мать\") Поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, педагог, историк, теоретик литературы, театра и искусства, публицист, философ, шаров туролог, украиновед, фольклорист, политолог, мово знаток, этнограф и экономист - такой широкий и разнообразный диапазон взлетел гениального творчества Ивана Франко, которая отмечается своей оригинальностью ю, новизной, глубиной мысли, что навсегда вошла в мировую классику и является нашей национальной гордостьюордістю.

В наследии украинского национального гения более ста научных и публицистических трудов и художественных произведений, посвященных темам воспитания детей и молодежи \"Учителем школа стоит: когда учитель не нужен не приготовленный, не добросовестный, то и школа ни к чему \", - эти слова ИФранка, сказанные в 1892 г на глаза Снятинского, стали крылатымими.

в общечеловеческое жизни только народ берет

победу, имеющий лучшую школу

С Русова

С Русова (1856-1940) - выдающийся педагог, общественный и государственный деятель Психолого-педагогические идеи С Русовой лежат в основе работы новых типов школ и дошкольных учреждений в Киеве в 1993 г ??создано образований тньо-воспитательный центр Софии Русовой, оказывающий помощь педагогам К 140-летию со дня рождения С Русовой во Львове вышла книга \"Теория и практика дошкольного воспитания\", в Киеве - \"Избранные пед агогични произведения \",\" Мои воспоминанияпомини".

С Русова родилась 1856 на Черниговщине, первое образование европейского уровня получила в кругу семьи, впоследствии закончила лучшую женскую гимназию в Киеве \"Бригантина\" В 1871 г в Киеве открыла прежде ший детский сад в Украину Работала в воскресных школах, организовывала детские сады и приюты В 1919 г в правительстве УНР С Русова возглавляла два департамента - дошкольного воспитания и внешкольной работы, печаталась в журналах по вопросам национального образования разных народов Национальной образование считала главным условием становления и развития и нации, и государственности в начале 20-х годов С Русова в возрасте 60 лет вынуждена была эмигрировать Работала в Праге в Высшем украинских пединституте им М Драгоманова Основные принципы педагогической деятельности С Русовой такие. Русової такі:

в идея государственно значение школы и образования \"Великое слово - школа! Это сокровище лучший каждого народа, это ключ золотой, что размыкает цепи бессознательности, это путь к свободе, к науке, к благосостоянию В деревне Иуды жизни только народ одерживает победу, имеющий лучшую школу \"(\" Новая школа \", 1917));

в образование и воспитание должны строиться на основании положений педагогики и психологии о закономерностях и условия развития современного ребенка, о наиболее целесообразные для определенного возраста методы обучения;

в оптимальной начальная школа с первого по пятый класс;

в современный учитель должен иметь высокий уровень научной компетентности и практической педагогического мастерства

\"Если мы нуждаемся демократии, то должны для нее воспитывать молодежь для того, чтобы эта молодежь могла создать новый, лучший гуманный мир Лозунгом новой школы является саморазвитие и социальная служба - служба род дыни, общине, государству, нации, человечеству \", - писала С Русова в 1918 г в работе\" Немного философии воспитания \"Эти идеи имеют абсолютное современное звучание, как и мысли С Русовой по содержанию образований освіти.

целесообразным предметами для малышей она считала искусство и естествознание, имеющих наилучшие возможности для нравственного и эстетического воздействия

Известно, что С Русова особого внимания оказывала общественном авторитета учителя, воспитателя, его общекультурной, психологической и профессиональной мастерства

Кем только не приходилось работать Русовой: воспитателем детского сада, учителем школы, преподавателем и профессором на Высших женских курсах, в Фребелевского пединституте в Киеве, Каменец-Подольском в университете (лектором педагогики), профессором педагогики Украинского педагогического института им М Драгоманова Праге была членом Украинской Центральной Рады, главой департамента дошкольного и позаш кильнои образования в правительстве УНР, основателем женского движения в Украине, сотрудником многих журналов, соучредителем украинской педагогической академии и т.п. Но проблемы воспитания и образования украинских мл оде у нее всегда были на первый планані.

Сегодня образование нарушает и решает эти же вопросы Итак, концепции София Федоровна Русова не утратили и сегодня своей актуальности Немало педагогов-энтузиастов создают дошкольные учреждения, школы, лицеи, детские центры, работающие по идеями С Русовой, используя ее педагогическую наследиеину.

Лелея свои лучшие национальные традиции

борясь за свою самостоятельное государство, верим

что эта борьба закончится победой Правды и Добра

Г Ващенко

ГВащенко (23041878-2051967) Профессор Г Ващенко - выдающийся украинский ученый, педагог и психолог - уроженец Полтавщины (с Богдановка) Умер в Мюнхене (Германия) В Москве закончил богословия ее, на священника не рукополагались, ибо разочарован поведением духовных лиц и профессоров и студентов, далека от христианских норм Он вернулся в Украину, и здесь учительствовал, изучал педагогику и психологию (в частности Петра Лесгафта) Работал в различных гимназиях в Украине, в Грузии, опыт использовал в организации образования в Украине (в 1917-20 гг), организовал учительские курсы, школы Быстро стал доцентом украинских Полтавского Университета (1918) В 1927 г стал профессором и руководителем кафедры педагогики, написал \"Общие методы обучения\", издал в 1928 г, как учебник для пединститутов в Ук раине Руководил аспирантской группой, но был признан «буржуазным националистом\", снят с должности, ждал своей очереди на уничтожение Книга была уничтожена, а сам Г Ващенко выезжает в 1936 г в Сталинград, где п рацюе в педагогическом институте Во время Второй мировой войны возвращается в Украину, потом с семьей уехал в Мюнхен, где возглавил кафедру педагогики в Украинском Свободном Университете, а также стал ректором Украинской богословской академии в Мюнхене 22 года провел в эмиграции всего работал в деле национального воспитания украинской молодежи в условиях диаспоры Написал труда \"Воспитание воли и характера \",\" Основы эстетического воспитания \",\" Воспитание любви к Родине \",\" Воспитательная роль искусства \",\" Система образования в независимой Украине \",\" Система обучения \",\" Организационные формы обучениянізаційні форми навчання".

Профессор Г Г Ващенко в основу воспитательного идеала положил общечеловеческие и национальные ценности, нравственные законы творения добра и борьбы со злом, за построение справедливого строя, выпестованного на любви и красоте Сводный ним воспитательный идеал украинских - служение Богу и своей нации - является традиционным в жизни и быту украинского народа А такие черты украинского народа как трудолюбие, правдивость, жертв на любовь к Украине, человечность, душевность и гостеприимство, верность и преданность, оптимистичность, любовь к красоте и художественного творчества, к музыке, пению, танцам, верность в любви, половая Стрима ность и здоровый семейный быт является основой украинской ментальности Знаменитый учебник \"Воспитательный идеал\" ГВащенко завершает словами: \"Украинская молодежь должна не только лелеять общечеловеческие идеал и, но и активно бороться за ниха них".

Украинское педагогическое общество ныне носит имя Г Ващенко

Имея незаурядные способности, БГринченко самостоятельно достиг такого уровня образованности, получил такой научный авторитет, русский императорская Академия наук посылала ему на рецензии труда своих академии икив по этнографии, фольклора, лексикаи.

Мартыненко В О

Б Д Гринченко (1863-1910) Современники знали его как человека многогранных дарований, ученого, историка, писателя, переводчика, языковеда, лексикографа, социолога, этнографа, прогрессивного общественно ого деятеля Украины Родился ученый на Харьковщине Интересное его родословное дерево Дедушка - сотник Сумского полка-был родственником художника и Айвазовского, бабушка - двоюродной сестрой писателя ГКвиткы-Осн овьяненка Родители БГринченка - выходцы из дворян, дома была большая библиотека Через всю жизнь пронес Борис Гринченко любовь к книгам, которые дали ему энциклопедические знания, высокую образованность Харьковская ре альная школа была единственным официальным учебным заведением, в котором он учился, но не закончил В 1881 г ИФранко в журнале \"Мир\" впервые опубликовал пять стихотворений БГринченка, который в том же году экстерном ск ряды экзамены на народного учителя, именно здесь считал наиболее нужным и полезным свою работу в 80-е годы он пишет стихи, заключает детскую учебник \"От снега до снега\", переводит труд английского педа гога и философа Г Спенсера \"Воспитание умственное, нравственное и физическое\", знакомится с достижениями мировой педагогической мысли К 1893 р Борис Дмитриевич нелегально учил своих учеников украинской грамоты (хотя власти это категорически запрещала), для этого он самостоятельно составил, написал печатными буквами и разрисовал букварь Свои педагогические идеи он изложил в многочисленных теоретических трудах: \"Какая теперь на родна школа на Украине \",\" Народные учителя и украинская школа \",\" Какой нам надо школы \"и др. Переехав в Чернигов, Б Гринченко развернул издательскую деятельность - выпустил 45 книг для народа, а с 1902 р поселился в Киеве, полностью присоединился к писательскому, редакционной и издательской деятельности Написал учебники: \"Букварь\" для первоклассников, \"Родное слово\"ласників, "Рідне слово" —

Украинский учебник В 1907-1909 гг он взялся за благоустройство четырехтомного \"Словаря украинского языка\" - это полное собрание украинской лексики XX века, его реестр насчитывает около 70 тысяч слов литературного языка, фольклора, диалектов Прожил Б Гринченко короткое и нелегкая жизнь - всего 47 лет, по-настоящему он еще не оцененнений.

Основные положения педагогической системы Б Д Гринченко такие: школа должна быть национальной, народной, общедоступной, взаимодействовать с социальной средой Учебно-воспитательный процесс должен быть время СТКО духовной жизни общества, базироваться на принципах природовидповидности, демократизма, гуманизма, историчности, наглядности, систематизации знаний Обучение должно проводиться на украинском языке В читель должен быть качественно новым, незнакомым с педагогической и художественной литературой Главные задачи школы: формировать развитого человека, который способен усвоить мировоззренческие, морально-этические, эстетические психолого-этнографические особенности определенной нации Б Д Гринченко считал, что новая школа должна предоставить образовании развивающий, воспитывающий характер Он не считал, что главной задачей школы является наполнение ученики вских голов определенной суммой знаний Вся суть народной школы состоит, по мнению педагога, в том, чтобы воспитать ум ребенка, развить, укрепить его, сделать ребенка пригодной для дальнейшей деятельности Он у своей практике отвергал зазубривание, неосознанное запоминание, противопоставлял им образное абстрактное мышление, привлекал учеников к самостоятельному чтению, написание рецензий на прочитанные книги, обсудят ения прочитанного, считал, что книги должны нести идеалы гуманизма, добра, правды и красотавди і краси.

Педагогическое творчество апостолов украинского просвещения М Драгоманова, Б Гринченко, Г Франко, С Русовой, Г Ващенко является золотым фондом отечественного школьного и педагогики, основой развития нацио альной школы и педагогики суверенного Украинраїни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.