Здавалка
Главная | Обратная связь

Братские школы в Украине



В XVI веке на развитие образования в Украине заметное влияние оказала эпоха европейского Возрождения и Реформации Постепенно росло понимание необходимости повышенной образования Развивалась сеть протестантских ш школ Самые известные из них были социнианськи и кальвинистские (Дубецкий, Хмельник, Кисилин, Гоща, Берестечко и др.) А с 80-х гг XVI в появляются братские школы, основателями которых были православные церкви ни братства, которые, кроме организации школ, строили православные церкви, госпитали, выдавали украинской книги и учебники, их просветительская деятельность была направлена ??на борьбу с высшим католическим д уховенством Первой братской школой повышенного типа в Украине была основана Успенским братством в 1586 г Львовская братская школа Впоследствии подобные школы открылись в городах Киеве, Луцке, Перемышле Рогатине, Замостье, Виннице, Каменец-Подольском, Кременце Нередко авторами учебников для этих школ были сами учителя Например, Лаврентий Зизаний написал \"Грамматику словенский языка\", Мелетий Смотрицысий \"Грамматику счовенскую\", которой в свое время пользовался Михаил Ломоносов Среди учителей братских школ встречались такие, которые впоследствии стали известными не только в Украине, но и за ее пределами августа ед них были Стефан и Лаврентий Зизании, Иов Борецкий, Кирилл Ставровецкий Транквилиан, Памво Беринда, Елисей Плетенецкий и др. С богатым опытом братских школ знакомился основоположник педагогики нового времени Я-А Коменскийдагогіки нового часу Я.-А. Коменський.

Новые образовательные заведения сначала возникали как начальные Позже становились школами повышенного типа, в которых, кроме начальной грамоты и хорового пения, изучали \"семь свободных искусств\" Особое внимание обращала ася на предметы тривиуму: грамматику, риторику, диалектику Кроме родного языка, как правило, изучали славянскую, греческий, латинский и польский языки Но образование, которое давали эти средние школы, по своему равное м и содержанию не уступала школам подобного уровня Западной Европы А за организацией учебного процесса и демократизмом управления превосходила западноевропейские школы такого уровня Наряду с детьми шляхты в школе учились и выходцы из крестьянских семей Согласно уставу школы они пользовались одинаковыми правами Для сирот и детей из других городов при школах открывались общежития (бурсы) Сироты п овнистю содержались на средства братствя на кошти братства.

В братских школах устанавливалась классно-урочная система обучения, учебный год начинался с 1 сентября, вводились каникулы, экзамены

Достаточно полное представление о работе подобных школ создают уставы Львовской и Луцкой школ, которые определенным образом идентичны Согласно им ректор и учителя братской школы выбирались на общем собрании братств ва Кроме того, братство выбирало двух общественных наблюдателей за работой школы Каждый братик обладал правом ознакомления с работой школы Согласно договору, который состоял между каждым родителем и рек тором, школа обязывалась дать ребенку определенный объем знаний, беспокоиться о благочестивой воспитания, а родители должны были способствовать аккуратном посещению учениками занятий и серьезном отношении к н их Пропуски занятий и опоздания строго осуджувалися Учитель обязан в каждом отдельном случае неявки ученика выяснять ее причину Утром наставник проверял выполнение учащимися как письменных, так и у менных домашних заданий После этого начиналось изучения нового учебного материала В процессе широко использовались различные учебные методы: объяснение, беседа, диспут, самостоятельная работа, взаимное н авчання Практиковалось закрепления и повторения изученного материала После обеденного перерыва учитель задавал домашнее задание Каждую субботу повторялось все пройденное за неделюе за тиждень.

Высокие требования относились к учителю Он должен был быть \"благочестивым, умеренным, смирно мудрым, сдержанным, не пьяницей, не довел, не лихоимцем, не гневливым, не завистливым, не смехотворцы, н НЕ сквернословцем, не чародеем, не краснобай, не способным на ереси \"Кроме этого, он должен\" и учить, и любить всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам прося на питание Учить их, сколько кто за своими силами научиться можетми навчитися може".

Многие из этих школ были созвучны с основными идеями Я-А Коменского

31,32

История высшего образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие высшего образования.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развития украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.

«В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия ( в 1701 г. По царскому указу она получила титул и прав академии и стала называться Киевской академией), названая в честь своего основателя митрополита П. Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие – поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством. Изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословие. Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимся очагом науки. [1].

Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславе и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета в Киеве получала образовании молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Брянска, Калуги, Могилева и других городов.

Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др.

Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности, в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии.

Черниговский коллегиум – один из старейших учебных заведений на Левобережной Украине. Основан в 1700 г., его основателем был педагог, церковный деятель и писатель – Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгород-Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы, латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. В 1776 г. Заведение было реорганизовано в духовную семинарию, существовавшую до 1917 г.

Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. В г. Белгороде как семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В нем изучали грамматику, пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки, русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее – также физику и естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное казенное училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения. После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал узкосословным учебным заведением, а позднее – вновь духовной семинарией.

Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе, ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6 лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки, поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян. С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в 1799 году класса философии, а в 1800 г.– класса богословия – сугубо духовное заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву.

Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях сыграл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661 г.) с целью усиления полонизации украинского населения. В договоре 1658 года между шляхетской Польшей и верхушкой казацкой старшины было оговорено открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета. Однако католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской иезуитской школе-коллегии. Эти старания нашли поддержку польского королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом, который давал Львовской иезуитской коллегии статус академии и титул университета» с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней.

Естественно, что в то время деятельность Львовского университета определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находится в изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна научной и педагогической мысли.

Содержание университетского образования, его структура, формы, методы и средства обучения студентов, управление учебным процессом обусловливались конкретными историческими условиями, характером задач, которые стояли перед университетами на отдельных этапах.

Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в полном подчинении иезуитского ордена.

Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру университета.

В университете действовало два отдела – философский и теологический. Обучение проводилось по программам иезуитских школ, разработанным в конце XVI века. Соответственно программам, отдел философии был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история, география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью, догматизмом и осуществлялось на латинском языке.

Обучение в университете завершалось получением научной степени – лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты получали в университете, а также методы обучения. Стиль педагогического руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы католической Церкви.

Естественно, что студентами университета могли стать только дети польской шляхты. Лишь единицы выходцев из народа, скрывающие свою принадлежность к православной вере, могли учиться в университете.

Разложение феодально-крепостнических отношений во второй половине XVII века, развитие идей французских просветителей, открытия в области естественных наук повлияли на образовательный процесс в университете: была открыта кафедра математики, создан физико-математический кабинет, астрономическая обсерватория, вводилось изучение польского, французского и немецкого языков, географии и истории как отдельных предметов.

Эти нововведения повлияли на содержание и качество подготовки студентов. Многие из них затем продолжили учебу в Киево-Могилянской академии и впоследствии стали преподавателями Московской академии и Петербургской семинарии. В то же время устанавливаются связи Львовского университета с культурными и учебными заведениями украинских земель: Киево-Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским, Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой. В рукописном фонде Центральной научной библиотеки АН Украины хранятся тексты лекций по философии, которые читались во Львовском университете, записи диспутов, которые проводились там в XVII-XVIII вв.

В 1773 году под натиском общественного мнения Папа Римский был вынужден принять решение о ликвидации ордена иезуитов. Это произошло через год после первого передела Польши, согласно которому западно-украинские земли стали принадлежать Австрийской монархии.

На захваченных территориях австрийские власти продолжали ту же политику, что и магнатская Польша, только в «просвещенной» форме. В планах централизации и германизации многочисленных плененных австрийской монархией народов правительство отводило значительную роль организации просвещения, в том числе и высшего образования. Предполагалась реформа трех австрийских университетов – Виденского, Пражского и Львовского. Перед ними ставилась задача: на первый план поставить не воспитание ученых, а подготовку профессиональных кадров – учителей, судей и священников.

В октябре 1784 года император Иосиф II подписал диплом об обновлении университета. Кроме факультетов философского, юридического, медицинского и теологического в состав университета входила и гимназия. Она являлась базой для комплектования контингента учащихся, а также «площадкой» для педагогической подготовки студентов.

Прогрессивный характер имело то, что по содержанию программ большинство факультетов носило светский характер. Несмотря на то, что обучение велось на латинском языке, отдельные предметы преподавались и на польском. Все студенты первые три года обучались по программе философского факультета, который по сути оставался общеобразовательным, подготовительным. Студенты, получившие философское образование, переходили на один из специальных факультетов, где продолжали обучение по соответствующей программе.

Особое значение имело открытие в 1787 году при университете украинского института, призванного готовить, в первую очередь, учителей для реальных и классических гимназий, где обучались украинские дети. Несмотря на то, что программа института была ограничена, прогрессивное значение имело преподавание на украинском языке. Украинский институт в краткий период своего существования (до 1808 года) являлся проводником гуманитарного педагогического образования.

39.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.