Темы рефератов, сообщений
1. Экономическая теория в ретроспективе и сегодня. 2. Эволюция толкований предметной специфики ЭТ. 3. Математика в экономике: границы и возможности. 4. Позитивистский, структуралистский и диалектический подходы в экономической теории. 5. Дифференциация экономической науки и экономической теории. Индивидуальные задания 1. Найти и обобщить информацию о Нобелевских лауреатах и премиях в области экономики. 2. Найти информацию о количестве и названиях экономических наук в современном обществе. Тесты и упражнения 1. Из направлений марксизм (1), неоконсерватизм (2), физиократия (3), кейнсианство (4), меркантилизм (5), институционализм (6), неоклассицизм (7), классическая экономика (8) сконструируйте: а) направления политэкономии, б) направления экономикса, в) современные направления экономической теории, г) направления, трактующие экономику как науку о богатстве. 2. Раздел экономической теории, в котором исследуется эффективное поведение покупателей и продавцов в условиях упорядоченных рыночных структур, называется: а) метаэкономика, б) макроэкономика, в) микроэкономика г) мезоэкономика. 3. С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система? а) Как сбалансировать импорт и экспорт? б) Как сбалансировать госбюджет? в) Как рационально распределить ограниченные ресурсы? г) Как сэкономить средства, чтобы сократить государственный долг? 4. Выберите наиболее корректное определение экономической теории: а) Наука о принципах экономической политики. б) Наука о поведении людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. в) Наука об экономическом выборе в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. г) Наука о законах, имеющих практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов. 5. Верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения: а) Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае. б) Экономика, не является точной наукой, не может использовать методы точного количественного анализа. в) Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других. г) По сравнению с естественными науками, экономика более связана с практической деятельностью и в меньшей степени опирается на фундаментальную теоретическую основу. 6. Из указанных методов познания: индукция (1), абстракция (2), единство исторического и логического (3), анализ (4), сравнение (5), функциональный анализ (6), синтез (7), дедукция (8), предельный анализ (9), гипотеза (10), метод восхождения от абстрактного к конкретному (11) – сконструируйте: а) методы познания формальной логики, б) методы математической логики, в) методы диалектической логики. 7. Поясните, чем известна в экономике каждая из указанных фамилий авторов: А.Маршалл, А.Смит, Д.М.Кейнс, Ф.Кенэ, А.Монкритьен, К.Маркс, М.Фридмен. 8. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является: а) описательным, б) гипотетическим, в) дедуктивным, г) индуктивным, д) аналитическим, е) абстрактным. 9. Позитивная экономическая теория изучает: а) национальную экономику в целом, б) поведение отдельных хозяйствующих субъектов, в) оценочные суждения об экономике, г) экономическую реальность. 10. Какие из нижеприведенных утверждений относятся к нормативным, какие – к позитивным: а) безработица в РБ достигает 2-4 % от количества трудоспособного населения, б) государству необходимо поддерживать совокупный спрос для достижения полной занятости, в) необходимо ускорить процесс приватизации в стране и активизировать антимонопольную деятельность, г) по прогнозам ожидается повышение курса доллара. 11. Определите, к какому уровню (микро-, макро-, мировой экономике) относятся следующие утверждения. а) Цены на овощи снизились. б) Общий уровень цен в стране за месяц вырос на 4%. в) Объем торгового оборота фирмы увеличился за год на 10%. г) Уровень безработицы на начало года составил 2,8% от экономически активного населения. 12. Подберите в таблице к каждому термину (левая колонка) определение (правая колонка).
13. Какая функция экономической теории дает представление о том месте, которое занимает эта дисциплина в системе экономических наук? а) практическая; б) теоретическая; в) методологическая; г) мировоззренческая. 14. Назовите правильное утверждение. Экономическая политика – это: а) программа экономического развития на ближайшую перспективу; б) экономические задачи, которые необходимо решить, чтобы повысить благосостояние народа; в) комплекс мер, разработанных правительством для достижения целей, поставленных обществом. 15. Укажите имена представителей классической школы политэкономии: а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. б) У.Петти, А. Смит, Д. Рикардо. в) Д.Кейнс,Дж. Робинсон, Р. Харрод. г) К.Менгер, Ф. Визер, Е. Бем – Баверк.
Проблемные вопросы и ситуации 1. Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве недостаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, решения практических задач? Ведь при ремонте и обслуживании, например, автомобиля мы руководствуемся не законами экономики , а знанием автомобильного дела? 2. В чем причины дифференциации экономической науки? Почему не утвердилось одно научное направление или одна научная школа? 3. Приведите примеры экономических экспериментов. В чем их ограниченность? Возможна ли замена эксперимента моделью? Приведите примеры. 4. Причинно-следственный, маржинальный и функциональный подходы к анализу экономического явления. Объясните их различия применительно к понятию «цена». 5. В какой последовательности и почему так вы расставите восемь экономических целей? Каковы они?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|