Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике



Обсуждаемые вопросы

1. Классификация и основные характеристики потребностей.

2.Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристики.

3.Экономические блага: понятие, классификация, основные характеристики.

4.Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества.

5.Проблемы эффективности в экономике. Экономический рост

Основные понятия темы

Потребности, экономические ресурсы, ограниченность ресурсов, факторы производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, блага, экономические блага, ограниченность благ, производственные возможности общества, кривая производственных возможностей, альтернативная стоимость, вмененные издержки, экономический рост, интенсивный рост, экстенсивный рост, экономическая эффективность, производительность труда, трудоемкость, фондоотдача, материалоемкость.

Темы рефератов, сообщений

1.Производство в постиндустриальном обществе: взгляд в будущее.

2.Новые технологии в производстве – что это?

3.Предпринимательская деятельность в современном мире: оценки и тенденции.

4.Хочу организовать производство.

5.Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

6.Роль информации в развитии современной экономики.

Индивидуальные задания

1. Собрать конкретную информацию об отраслевой структуре белорусской экономики.

2. Найти цифровую информацию о достигнутых показателях эффективности экономики РБ.

3. На основе статистических сборников за последние 2 года рассчитать показатели экономического роста в РБ.

Тесты

1. Производство — это...

а) главная функция экономики;

б) прежде всего процесс труда как целесообразная деятель­ность, в результате которой люди изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей;

в) процесс преобразования факторов производства в полезные продукты;

г) процесс труда и время протекания естественных процессов;

д) все варианты ответа верны.

2. Потребность — это...

а) чувство, испытываемое человеком в связи с нехваткой чего-либо, состояние неудовлетворенности, которое он стремится преодолеть;

б) надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения;

в) товары и услуги, которые люди хотели бы иметь, если бы за них не надо было платить, или на покупку которых хватило бы денег;

г) нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с куль­турным уровнем и личностью человека и общества, в котором он живет;

д) товары и услуги, которые доставляют человеку наиболь­шее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

3.Если в обществе объём экономических ресурсов увеличился, то

а) будет произведено больше товаров и услуг,

б) экономика в состоянии производить больше,

в) улучшилась технология производства,

г) повысился стандарт жизненного уровня.

4. Выберите правильное определение термина «факторы производства:

а) факторы производства – это совокупность материальных и людских ресурсов,

б) факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ,

в) факторы производства – это производственные затраты,

г) факторы производства – это потенциальные возможности производства.

5. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой, это:

а) проблема выживания человечества,

б) проблема экономического роста и инфляция,

в) проблема ограниченности ресурсов,

г) проблема «что и для кого производить».

6. Укажите правильный ответ. Экономическая наука изучает следующие потребности:

а) социальные;

б) духовные;

в) материальные;

г) экономические.

7. Укажите неправильное утверждение:

а) потребности имеют исторический характер;

б) материальные потребности являются стимулом для развития общественного производства;

в) появление новых материальных потребностей означает возвышение потребностей;

г) возвышение потребностей – это количественное увеличение.

8. Укажите неточное определение:

а) капитал используется в общественном производстве для получения дохода;

б) капитал в материально-вещественной форме – это материальные ресурсы, задействованные в процессе хозяйственной деятельности;

в) человеческий капитал – это совокупность способностей человека, которые позволяют получать доход;

г) финансовый капитал (денежные средства и ценные бумаги) – один из факторов производства.

9. Укажите неправильный ответ. Кривая производственных возможностей показывает:

а) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

б) альтернативные комбинации производства двух благ при определенном количестве ресурсов;

в) количество двух благ, которые следует произвести, используя данные ресурсы.

10. Что имеют в виду, когда утверждают, что экономика сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов?

а) С ограниченностью ресурсов сталкиваются бедные го­сударства, богатые же страны не имеют такой проблемы.

б) В любой экономике бывают периоды спада, когда суще­ствует ограниченность ресурсов.

в) Чем меньше в стране какого-нибудь ресурса, тем более он ог­раничен.

г) Из-за ограниченности ресурсов некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам.

д) Производственные ресурсы (людские и материальные) ни­когда не бывают достаточными для того, чтобы в результате их использования удовлетворить все человеческие потребности.

11. Какие из перечисленных благ являются экономическими, а какие — неэкономическими?

а) воздух в подводной лодке;

б) зимний снег;

г) морская вода;

в) пищевой лед, используемый в ресторанах, на базарах и т. д.;

д) белая глина, из которой делают фарфоровые изделия;

е) вода из родника возле вашей дачи;

ж) лед на улицах в зимнее время года;

з) воздух, которым Вы дышите.

12. Верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

а) Редкость ресурсов объясняется безграничностью человеческих потребностей.

б) КПВ иллюстрирует редкость, альтернативные издержки, альтернативный выбор.

в) В экономике, если она движется вдоль КПВ, альтернативные издержки постоянны.

г) Если КПВ сдвигается вверх, то не следует опасаться роста населения.

13. В какой из перечисленных групп наилучшим образом представлены природные, человеческие и капитальные ресурсы?

а) Рента, рабочие, деньги.

б) Нефть, водители такси, акции.

в) Железная руда, учителя, грузовики.

г) Фермеры, банкиры, производители.

14. Какие из перечисленных факторов повлияют на расширение производственных возможностей страны?

а) Падение уровня жизни в стране.

б) Увеличение объемов международной торговли.

в) Высокие ставки налогов.

г) Технические катастрофы и аварии.

д) Миграция ученых за рубеж.

е) Издание указа президента.

ж) Сокращение уровня научных исследований.

з) Выпуск государственных ценных бумаг,

и) Затопление угольных шахт.

15. В экономике, функционирующей в условиях полного ис­пользования производственных ресурсов при неизменной тех­нологической основе, ...

а) для увеличения производства средств производства не­обходимо увеличить производство предметов потребления;

б) увеличение производства средств производства невозможно;

в) для увеличения производства средств производства необходимо сократить производство предметов потребления;

г) для сокращения производства средств производства не­обходимо уменьшить производство предметов потребления;

д) производственные возможности снижаются.

16. Альтернативные (вмененные) издержки строительства учебно-лабораторного корпуса ВГТУ — это...

а) прибыль строительной компании-подрядчика;

б) оплата труда строителей и охрана строящегося объекта;

в) цена других товаров и услуг, производством которых пришлось пожертвовать ради этого строительства;

г) затраты, необходимые для оснащения, содержания и ох­раны учебного корпуса после завершения его строительства;

д) возможность лучшей организации учебного процесса в БИТУ.

17. Какие из перечисленных факторов способствуют интен­сивному типу экономического роста?

а) Рост посевных площадей сельхозкультур.

б) Сокращение габаритов станков.

в) Увеличение грузоподъемности транспорта.

г) Увеличение объемов производства в результате исполь­зования дополнительного сырья и рабочей силы.

д) Рост продуктивности сельского хозяйства на основе до­стижений генетики и селекции.

18. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом кривой производственных возможностей вправо;

б) движением по кривой производственных возможностей вниз;

в) сдвигом влево кривой производственных возможностей;

г) движением по кривой производственных возможностей вверх;

д) все варианты ответа неверны.

Задачи

1.Предложим, что экономика производит только 2 товара. Обозначим количество производимого 1-ого товара символом Х, а 2-ого – символом У.

Величины Х и У связаны равенством, отражающем баланс располагаемых ресурсов, при условии, что все ресурсы затрачиваются на производство этих двух товаров:

2Х+3У-0,05ХУ=90

Вычислите значения величины У при следующих, приведенных в таблице, значениях Х:

Х
У            

На основании данных таблицы постройте кривую производственных возможностей. Объясните значение точек кривой производственных возможностей. Что показывают точки, расположенные выше кривой производственных возможностей?

2.Чему равны вмененные издержки единицы продукта Х при переходе от альтернативы В к С и от С к Д?

Товар А В С Д
Х
У

3.Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться двумя способами – самолетом либо поездом. Стоимость билета на самолет – 100 у.е., на поезд – 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов.

Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если доход, который мог бы принести сотрудник фирмы оценивается в 5 у.е. в час? (предполагается, что поездка, в т.ч. и поездом, осуществляется в рабочее время)

4. Допустим, в государстве Х живёт 3 человека, каждый из которых ежедневно производит или 5 пар обуви, или 15 единиц одежды.

а) Начертите КПВ государства Х.

б) Покажите, как сдвинется КПВ, если в государстве Х появится новая техника, позволяющая выпускать ежедневно 20 единиц одежды.

в) Если спрос на обувь увеличится на 15 пар, то на сколько следует сократить производство одежды, чтобы удовлетворить выросший спрос.

5. Если в экономике задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта:

а) не может быть произведено только при общем снижении цен,

б) может быть произведено только при общем снижении цен,

в) может быть произведено только частным предпринимателем, а не государством,

г) может быть произведено только при сокращении производства каких-либо других товаров.

6. Определите:

а) производительность труда,

б) трудоемкость,

в) фондоотдача,

г) фондоёмкость,

д) фондовооруженность,

е) материалоёмкость,

ж) материалоотдачу.

если объём выпускаемой продукции равен 600 д.е., масса живого труда – 10 чел.-дней, стоимость применяемых средств труда – 1200 д.е., материальные затраты – 300 д.е.

Объясните влияние данных показателей на эффективность производства.

7. Ниже представлены 4 альтернативных варианта производства и продуктов А и В:

А
В

а) постройте КПВ,

б) определите вмененные издержки второй единицы продукта А,

в) чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А?

Чему равна альтернативная стоимость 1 т картофеля?

8. Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства и определите эффективный, неэффективных, невозможный варианты производства:

 

а) 60 кинокамер и 200 часов

б) 60 часов и 80 кинокамер

в) 300 часов и 35 кинокамер

г) 300 часов и 40 кинокамер

д) 58 часов и 250 кинокамер

9. Фермер на своем поле может выращивать картофель и рожь. Если он засеет все поле картофелем, то соберет 550 т, а если посеет рожь, то его урожай составит 110 т.

 

Проблемные вопросы и ситуации

 

1. Можно ли удовлетворить многочисленные материальные потребности всех индивидов общества? А потребности в отдельном благе? Может ли быть решена проблема редкости ресурсов путем ограничения потребностей?

2. Попытайтесь объяснить противоположные суждения:

- Ресурсы ограничены.

- ресурсы безграничны, поскольку бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов.

- Потребности безграничны.

- Потребности ограничены, так как существуют физические пределы их удовлетворения.

3. Почему в экономической теории деньги не являются капитальным ресурсом, фактором производства? Почему предпринимательская способность считается фактором, отличным от труда?

4. Прокомментируйте положения:

- В экономике зафиксирован нулевой экономический рост.

- Модель спартанского экономического роста предпочтительнее модели сибаритского роста.

- На темпы экономического роста влияет выбор, который делает общество сегодня.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.