Здавалка
Главная | Обратная связь

Грамматические категории глагола и их стилистическое использование.



Вид глагола – категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида.

Переходность глагола характеризуется по сочетаемости с винительным падежом без предлога: читать книгу, смотреть фильм;

непереходность глагола характеризуется несочетаемостью с винительным падежом без предлога: болеть корью.

Особую группу составляют возвратные глаголы, которые обозначены суффиксом -ся:

В предложении глагол может быть:

Простым глагольным сказуемым: Саша встал рано;

Сложным глагольным сказуемым: Она захотела спать;

Несогласованным определением: мысль уйти не радовала меня;

Безличные глаголы: сегодня похолодало

Выразительные возможности основных глагольных категорий обусловлены тем, что они непосредственно связаны с важнейшими понятийными категориями.

вид - аспектуальности, наклонение передает модальность,

лицо - персональность, залог - субъектно-объектные отношения.

Глагол, в отличие от других частей речи, обладает специфическими грамматическими формами для их воплощения, что и ставит его в исключительное положение.

В центре внимания стилистики, должно быть использование глагольных категорий для усиления действенности речи. Поэтому объектом нашего наблюдения являются прежде всего художественная речь и публицистический стиль, открытые для экспрессивного использования глагола

Трудные случаи именного и глагольного управления.

Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определённой падежной форме.

Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: тест организовал и руководил предприятиями.

К числу стилистических недостатков – относится нанизывание падежей. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами.

Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата;

второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления.

Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.

Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.

Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.