Грамматические категории глагола и их стилистическое использование.
Вид глагола – категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида. Переходность глагола характеризуется по сочетаемости с винительным падежом без предлога: читать книгу, смотреть фильм; непереходность глагола характеризуется несочетаемостью с винительным падежом без предлога: болеть корью. Особую группу составляют возвратные глаголы, которые обозначены суффиксом -ся: В предложении глагол может быть: Простым глагольным сказуемым: Саша встал рано; Сложным глагольным сказуемым: Она захотела спать; Несогласованным определением: мысль уйти не радовала меня; Безличные глаголы: сегодня похолодало Выразительные возможности основных глагольных категорий обусловлены тем, что они непосредственно связаны с важнейшими понятийными категориями. вид - аспектуальности, наклонение передает модальность, лицо - персональность, залог - субъектно-объектные отношения. Глагол, в отличие от других частей речи, обладает специфическими грамматическими формами для их воплощения, что и ставит его в исключительное положение. В центре внимания стилистики, должно быть использование глагольных категорий для усиления действенности речи. Поэтому объектом нашего наблюдения являются прежде всего художественная речь и публицистический стиль, открытые для экспрессивного использования глагола Трудные случаи именного и глагольного управления. Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует постановки зависимого слова в определённой падежной форме. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: тест организовал и руководил предприятиями. К числу стилистических недостатков – относится нанизывание падежей. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления. Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то. Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога. Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|