Здавалка
Главная | Обратная связь

Культура средневековой Европы

Культура средневековья

Понятие «средние века» возникло в XV в. в среде итальянских гуманистов для обозначения периода, отделявшего их время от античности. Античная ученость и античное искусство воспринимались гуманистами как идеал и образец для подражания. С этой точки зрения время, разделявшее эпоху Возрождения и античный мир, виделось как перерыв в традициях книжности, как упадок искусств. Сначала романтики создали свой образ средневековья. Благородные рыцари, воспевающие прекрасных дам и совершающие подвиги в их честь, таинственные замки и далекие от обыденности чувства - все это романизм противопоставлял современной ему действительности.

С середины XIX в. формируются новые подходы к средним векам в рамках исторической науки. Возникновение понятий «цивилизация» и «формация» позволило рассмотреть средневековье системно. Цивилизационный подход дал возможность увидеть средневековую Европу как общность людей, проживавших на определенной территории, связанных единством религии, обычаев, нравов, и т.д. Формационный подход представил средневековье в качестве определенной ступени в развитии общества, в основе которой - феодальный способ производства.

В качестве наиболее важных типологических признаков средневековья называют следующее. С точки зрения социально-экономической средние века - это время становления, утверждения и расцвета феодализма.

В качестве чрезвычайно важной особенности средневековых культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания.

В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт - церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества.

Как характеристику средневековья можно назвать и то, что с этого времени стало возможным говорить о мировых религиях, чего древний мир не знал.

Культура Византии

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

В 330 г. император Константин основал новую столицу Римской империи и назвал ее в свою честь Константинополем. В 395 г. в результате окончательного разделения Римской империи на две части Восточная Римская империя стала самостоятельным государственным образованием.

В то время как Западная Римская империя приходила в упадок, Восточная набирала силу. Ряд обстоятельств этому благоприятствовал. В первую очередь следует назвать удачное расположение. Византия занимала обширные территории: Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, часть Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, часть грузинских земель и южное побережье Крыма. Таким образом, в состав Восточной римской империи вошли более плодородные земли, находящиеся в более благоприятной по сравнению с Западной Римской империей климатической зоне. На территории Византии было больше полезных ископаемых, находились месторождения нефти и, что очень важно, здесь проходили разнообразные торговые пути. Благодаря своему расположению Византия стала областью интенсивных культурных контактов и культурного обмена, что всегда ведет к быстрому культурному движению.

Существенными следует считать и социально-экономические факторы, приведшие к укреплению государственности, к созданию более эффективной, чем в Западной Римской империи, экономической системы. Во-первых, труд свободных ремесленников в городах успешно конкурировал с рабским, византийские города в отличие от западноевропейских были крупными экономическими и культурными центрами на протяжении практически всего периода средних веков. Во-вторых, на начальных этапах существования византийского государства большую роль играло общинное крестьянство, что делало сельское хозяйство Византии более эффективным по сравнению с западными землями. Немаловажен и тот факт, что Константинополь создавался как христианский центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления. Христианская церковь и светская власть укрепляли и поддерживали друг друга. Это определило силу верховной власти на протяжении большей части истории Византии.

Историки, культурологи и искусствоведы выделяют различные периоды в истории культуры и искусства Византии. Наиболее распространенная классификация выглядит следующим образом.

Время с IV по VII в. определяют как ранний период. Отмечают также, что до VI в. в общественной и политической жизни преобладали позднеантичные формы, а с конца VI в. формируются собственно средневековые.

Второй этап существования культуры Византии принято называть средним, он продолжался со второй половины VII в. до XII в. Внутри этого этапа тоже можно выделить несколько более мелких периодов. В первую очередь это период иконоборчества - VII в. - первая половина IX в.

Последний - поздний - этап в истории культуры Византии продолжался с XII по XV вв. Начался он с разрушительного нашествия крестоносцев, а завершился падением Константинополя. На этом история Византийского государства закончилась.

Культура Восточной Римской империи сформировалась как сплав различных древних культур: греко-римской, эллинистической культуры Средиземноморья, восточных культур. Доминирующей в этом культурном сплаве можно считать культуру греческую, которая гак или иначе оказала существенное влияние практически на все культуры Средиземноморья.

Основой, на которую опирался этот сложный культурный сплав, выступила христианская религия. Не замыкаясь внутри каких-либо этнических границ, христианство объединило людей разных культурных традиций и стало стержнем средневековой культуры Византии.

Средневековая культура вообще, и византийская культура в частности, не порывала с традиционализмом, присущим древнему миру. По-прежнему верность традиции и следование канону оставались важнейшей характеристикой культуры, по-прежнему традиции и каноны определялись главным образом религиозными идеями и религиозной практикой.

IV и V вв. можно считать своеобразным мостиком от античности к средним векам, временем, когда формировались основы новой культуры. Она была проникнута христианским миросозерцанием, которое определило все стороны культуры.

Христианское богословие, в рамках которого существовала и философская мысль, многое заимствовало из религиозных и философских идей древности.

В образовании сохранялись античные формы: организация обучения в школах, состав дисциплин воспроизводил основные принципы античного образования. На практике учебные предметы в разных школах были различны, но за образец бралась школа античности, имевшая два уровня образования. Первая ступень заключалась в изучении «тривиума» - грамматики, риторики и диалектики. Вторая ступень предполагала постижение арифметики, геометрии, музыки и астрономии - так называемого «квадриума». Продолжали существовать крупнейшие центры образования - в Александрии, Афинах, Антиохии.

Античная традиция преобладала и в искусстве раннего периода византийской культуры, христианство еще только начинало вырабатывать свою символику и иконографию, формировать собственно христианские каноны.

Римская базилика стала архитектурной формой храмового строительства в Византии. Живопись ранней Византии основывалась на античной изобразительности, христианские идеи были воплощены в прежних, дохристианских формах. Христианские сюжеты поэтому подчас можно было принять за сюжеты античные. Уже в самый ранний период в Византийском искусстве устанавливается преобладание живописи над скульптурой, воспринимаемой как искусство языческое. И тем не менее античное скульптурное искусство продолжало жить - улицы Константинополя украсили многочисленные античные статуи, вывезенные из разных частей древнего мира.

На протяжении первых двух столетий существования Византии античная традиция преобладала и в словесном творчестве. Наряду с собственно христианской литературой многие жанры продолжали развивать те принципы, которые сложились в античной литературе. Это касается в первую очередь исторических хроник, это справедливо и в отношении лирики, эпистолографии, эпиграмм. Продолжали существовать и развиваться традиции античного ораторского искусства.

С VI в. начался постепенный отход от позднеантичных форм в искусстве и общественной жизни, возникала культура собственно средневековая, которая, хотя и опиралась на переработанное наследие древнего мира, исходила из принципиально новой картины мира.

Формирование самобытной, вобравшей в себя многое, но ни на что не похожей, византийской культуры пришлось на VI - начало VII вв. Расцвет византийской культуры, наступивший в VI в. - иногда его называют первым расцветом - во многом связан с политическим и экономическим подъемом и культурным взлетом, который произошел в годы правления императора Юстиниана.

Формирование важнейших основ средневековой культуры Византии обычно связывают именно с этим правителем.

Решающим фактором стала окончательная христианизация культуры, произошедшая в это время. Юстиниан закрыл прославленную Афинскую школу, подведя тем самым черту под многовековой традицией античного образования, хотя неоплатонизм к тому времени успел повлиять на христианскую догматику и богословие.

Важнейшие особенности размышлений о человеке и мире вокруг него связаны с оживленными богословскими дискуссиями, расцветом словесного творчества. Особенно популярны были жанры историографии и эпиграммографии. В это время возникают и новые темы, сюжеты и жанры - формируется христианская литература. Возникает новый жанр поэзии - гимнический. Известный гимнограф Роман Сладкопевцев создает знаменитый Акафист - 24 гимна в честь Богоматери по случаю чудесного избавления Константинополя от осадившего его вражеского флота.

Византия этого периода интенсивно застраивается. Появляются новые храмы, дворцы, оборонительные сооружения, интенсивная торговля потребовала строительства портов и укрепления прибрежных дамб.

Возникают новые архитектурные идеи в храмовом строительстве. Прежде всего это соединение базилики - прямоугольного в плане здания - с центрической постройкой. Синтез этих двух архитектурных типов дал прямоугольное в плане здание, увенчанное куполом. Первая постройка такого типа - церковь святой Ирины. Но более известен построенный несколько позднее величественный собор святой Софии - самый значительный памятник архитектуры всего периода существования Византии.

Большого размаха достигает дворцовое строительство. Юстиниан продолжил строительство дворцов, начавшееся еще при Константине. Они представляли собой целые комплексы, занимавшие огромные площади, и состояли из множества разнообразных помещений и сооружений.

Искусство изобразительное было представлено тремя его видами - мозаикой, фреской и иконой. В искусстве мозаики византийские мастера достигли поразительного мастерства. За счет умелого соединения кусочков натурального камня со смальтой - окрашенным стеклом - они добились удивительных художественных эффектов.

Константинополь этого периода был еще и центром декоративно-прикладного искусства. Расцвета достигло текстильное производство, качество византийских тканей было довольно высоким, некоторые образцы константинопольских тканей VI в. хранятся в музеях мира и в наше дни.

Византийская средневековая культура, основы которой были заложены в VI в., продолжала формироваться и развиваться и в VII столетии, хотя внешнеполитические и внутригосударственные обстоятельства были менее благоприятны. Перелом и поворот в культуре Византии произошел в VIII в. Связан он с периодом иконоборчества.

В отношении к изображению бога в христианском искусстве существовала некоторая двойственность. С одной стороны, изображение новозаветных сюжетов на фресках и мозаиках, почитание икон напоминали языческое идолопоклонничество. С другой стороны, христианское изобразительное искусство, делая зримыми и более доступными образы и идеи, становилось все более распространенным.

В период иконоборчества огромный урон был нанесен изобразительному искусству - подавляющее большинство произведений было уничтожено. Коснулись эти события и традиций образованности и книжности, сложившихся в ранний период. Гонения на монастыри - духовные центры византийской культуры - определили широкое значение иконоборчества, выходящее далеко за рамки проблемы христианской изобразительности.

Возвращение к традиции, прерванной на некоторое время, и последующий расцвет культуры дают возможность исследователям называть IХ-Х вв. Македонским Возрождением. С правлением Македонской династии связывают усовершенствование государственного аппарата, упрочение политического авторитета Византии.

В византийской архитектуре этого периода окончательно складывается тип крестово-купольного храма. А изобразительное искусство, отброшенное назад иконоборчеством, опять начинает вырабатывать свою иконографию.

Среди декоративно-прикладных искусств наибольшего совершенства достигла техника эмали.

Византию периода правления Комнинской династии - Х-ХI вв. - характеризует некоторая двойственность. С одной стороны, это время расцвета культуры, широких культурных связей с другими странами, успешных военных действий в Сирии, Египте, на севере Балкан. С другой стороны, происходит медленное, но неуклонное ослабление государственности, падение международного авторитета, в результате успешных военных действий противников Византия теряет большую часть своей территории.

Этот период важен для судеб христианства тем, что в 1054 г. происходит окончательное разделение на православие и католицизм, или, можно сказать несколько шире, на восточное и западное христианство. С этими событиями было связано и оживление богословских дискуссий, бурное развитие христианской литературы в разных ее жанрах.

К оформлению восточного христианства имели отношение и наиболее яркие стороны развития архитектуры.

В IX в. на Афоне возникает знаменитый монастырь. И уже в XI в. были выработаны основные принципы монастырского строительства. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенный крепостными стенами. В центре монастырского комплекса обычно находился храм, вокруг располагались кельи и постройки разного назначения - трапезная, библиотека и т.д.

Храмовая архитектура ХI-ХII вв. развивала возникшие прежде принципы организации внутреннего пространства храма. Все большее символическое и обрядовое значение приобретала центральная часть храма, увенчанная куполом на высоком барабане.

В изобразительном искусстве окончательно складываются иконографические каноны - сюжетные и изобразительные. Формируется тесная связь изобразительного искусства и архитектуры.

Среди прикладных искусств этого периода следует особо отметить искусство рукописной книги. К XI в. определились все основные особенности ее оформления.

Достаточно часто IХ-ХII вв. называют классической эпохой или вторым, наиболее ярким, расцветом византийской культуры. В это время все важнейшие особенности этой культуры сформировались в законченном виде. Влияние культуры Византии в этот период вышло далеко за ее пределы.

Год 1204 был ознаменован трагическими для Византийского государства событиями - Константинополь был захвачен участниками IV крестового похода. Грабежи и пожары привели к разорению и опустошению некогда блестящей столицы. Пришли в упадок ремесла, а некоторые из них даже прекратили свое существование. Были осквернены могилы и разрушены православные храмы, вывезены или уничтожены произведения искусства. Тем не менее византийская культура не умерла, традиции продолжали сохраняться в провинциальных центрах культуры.

В 1261 г. византийские правители вернулись в Константинополь. Началось восстановление столицы.

Последний период существования Византийского государства и византийской культуры - с 1261 по 1453 г. - часто называют по имени правящей династии Палеологов.

Византия этого времени уже не походила на прежнюю великую державу: многие земли были потеряны, осложнены отношения с католическим Западом, нависла угроза нового крестового похода. Но несмотря на сложное внешнеполитическое и внутреннее социально-экономическое положения, можно говорить о новом подъеме византийской культуры.

Возрождается интерес к античному наследию. В искусстве усиливается личностное начало. В отличие от прежней, традиционной для средневековья, анонимности появляется авторство - многие художники начинают подписывать свои работы. В художественном творчестве постепенно появляется индивидуальный стиль.

Оживляются философско-богословские споры, существенные для всего восточного христианства. Как это часто бывает в кризисные, переломные времена, все более популярными в Византии этого времени становились идеи судьбы, божественного промысла, усиливались мистические настроения.

И все же, несмотря на интенсивную духовную жизнь, несмотря на то, что многие деятели византийской культуры несут философские, богословские и художественные идеи в другие страны, Византия так и не оправилась от тех потрясений, которые ей пришлось пережить.

Государственная казна была пуста. Византийские историки отмечали скромность быта дворцовой жизни Палеологов, когда во время даже самых значительных торжеств во дворце ели на глиняной и кожаной посуде. Чрезвычайно мало было в этот период произведений декоративно-прикладного искусства, особенно с использованием драгоценных металлов, украшений из эмалей и камней. Секреты многих техник были утрачены. Пожалуй, лишь расшитые ткани, множество которых хранится до сих пор в музеях разных стран, можно считать наиболее яркой страницей художественного ремесла поздней Византии.

В 1453 г. турки разгромили Константинополь, а затем и вся империя была покорена захватчиками. Византийское государство перестало существовать, но не умерла культура Византии. Повлияв на культуры других народов, она одухотворила их, дала им художественные идеи и формы и таким образом продолжала свою жизнь.

Культура средневековой Европы

В то время, как культура Восточной Римской империи вступила в период своего первого расцвета, Западная Римская империя оказались в полосе культурного затишья. Этот период иногда называют «темными веками» потому, что раннее европейское средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры, особенно в сравнении с восточно-христианскими средними веками.

Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХIII века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной.

Несмотря на то, что христианство было стрежнем всей средневековой культуры, она не была гомогенной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый. Уже в ХI-ХII веках европейское средневековое самосознание представило современную себе социальную структуру: священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими.

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

Формирование воинского сословия происходило постепенно и неравномерно в разных частях Европы. В результате установления иерархической системы вассально-сеньориальных связей и закрепления за светскими феодалами монополии на военное дело понятия воина и знатного человека сливались в слове «рыцарь».

Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.

Культура рыцарства опиралась на особую идеологию. Важным понятием для системы рыцарских ценностей стало представление о куртуазности как особом поведении благородных людей. Понятие о благородстве стало ключевым для рыцарского поведения. Кодекс рыцарской чести называл среди необходимых качеств рыцаря щедрость, сострадание к слабым, верность, стремление к справедливости и многое другое, особым образом сочетая христианские добродетели с воинскими достоинствами.

Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств.

Возникшее на Востоке в III-IV веках отшельничество, уход из мира монашество в средневековой Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри. Средневековые европейские монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы.

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру.

Для формирования средневековой культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это справедливо и в отношении философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному опыту, как это было в романской архитектуре, в других случаях - формировалось в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.

Для формирования системы образования в средневековой Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал в себя грамматику, диалектику и риторику. Второй уровень предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки.

Принципы, заимствованные из античной школьной системы, естественно, дали основание лишь формальной стороне средневекового европейского образования, а содержанием его стало христианское учение.

Первым значительным для средневекового школьного образования стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его культурные начинания постепенно угасали. Школы закрывались, светские тенденции в культуре затухали.

В XI веке в школьном деле наметился новый подъем. Кроме монастырских распространились приходские и кафедральные школы - при церковных приходах и городских соборах. Рост и усиление городов, происходившие в период зрелого средневековья, привели к тому, что внецерковное образование становилось важным фактором культуры.

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты. Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского.

Значительная независимость университетов сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатывало устои средневековой культуры, готовило основы новой культуры.

Тем не менее, практически на всем протяжении периода средневековья именно христианство определяло специфику знания и форм его существования, обусловливало цели и методы познания. Средневековое знание не было систематизировано. Теология или богословие в соответствии с общим характером средневековой христианской культуры было знанием центральным и универсальным.

Зрелое средневековье характеризуется достаточно бурным развитием мысли. В этот период формируется и развивается схоластика. Этот тип религиозной философии характеризуется соединением традиционных для теологии задач и рационалистических методов. Несмотря на то, что впоследствии гуманисты Возрождения выступали против схоластики, для средневековья она оказалась чрезвычайно полезной и важной.

В рамках схоластики возникает интерес к античному наследию. На латинский язык начинают переводиться малоизвестные или не известные вовсе сочинения, например, труды Аристотеля, сыгравшие важную роль в средневековой религиозной философии, работы Птолемея, Гиппократа, Евклида.

Зрелое средневековье внесло некоторый вклад в развитие естественно-научного знания. Оно было еще чрезвычайно несовершенно, так как не были разработаны естественно-научные методы познания. Тем не менее, можно говорить о некоторых попытках разрабатывать физические, в частности - механические, представления, астрономию и математику. Появился интерес к знанию медицинскому, а в рамках алхимии были обнаружены свойства различных веществ, получены некоторые химические соединения, опробованы разнообразные приборы и опытные установки. Значительную роль в формировании естественно-научных идей средневековья сыграло наследие античности и арабского мира.

Важной фигурой в приумножении знания об окружающем мире стал Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель XIII века, профессор Оксфорда. Он считал, что познание природы должно опираться на математические и экспериментальные методы. Бэкон считал возможным создание аппаратов, самостоятельно перемещающихся по земле и воде, летательных и подводных конструкций.

В конце зрелого средневековья и в поздний период появилось достаточно много географических трудов - описания, составленные путешественниками, уточненные карты и географические атласы - готовилась почва для Великих географических открытий.

Значительной фигурой, находящейся на рубеже средневековья и Возрождения стал мыслитель XV века Николай Кузанский. Он развивал идеи, которые не согласовывались с традиционными для католицизма представлениями об окружающем мире.

Исторические представления средневековья отразились в различных хрониках, биографиях, в героическом эпосе. Средневековый эпос отразил важнейшие коллективные представления: восприятие времени и пространства, основные ценностные установки, поведенческие принципы, эстетические нормы. Европейский средневековый эпос был генетически связан с мифологиями варварских народов и отражал характерный для них образ жизни и картину мира. В качестве наиболее известных следует назвать англосаксонский эпос «Сказание о Беовульфе», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», испанский - «Песнь о моем Сиде», французский - «Песнь о Роланде» и исландские саги.

Поэтическое творчество средневековья, начав формироваться в эпических произведениях, в дальнейшем тесно связано с рыцарской культурой. Лирические и хвалебные песни, стихотворные изложения тех или иных подвигов рыцаря послужили, так сказать, поэтической школой средневековья.

В рамках рыцарской культуры в XII веке начала формироваться и прозаическая литература. Рыцарский роман достаточно быстро обрел популярность и стал важной частью средневековой внерелигиозной культуры. Многие романы основывались на событиях кельтского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Известная всем повесть о трагической любви Тристана и Изольды тоже основывается на эпических историях.

Городская культура становится почвой для формирования ряда новых жанров словесности. В первую очередь это жанры сатирические и пародийные. Возникновение иронии, пародии свидетельствует о переосмыслении важнейших культурных основ. Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.

На рубеже между поэзией средневековья и Возрождения находится творчество французского поэта XV века Франсуа Вийона. В его творчестве нашли отражение и ирония в адрес ханжества и аскетизма, мотивы смерти сменялись прославлением радостей жизни. Гуманизм его поэзии, стремление к полноте ощущения жизни позволяют видеть в творчестве Вийона прообраз ренессанского искусства.

И еще одно имя нельзя не назвать, говоря о средневековой литературе. Это - Данте Алигьери, последний поэт средневековья и первый поэт нового времени, как его иногда называют. «Божественная комедия», написанная Данте принадлежит к лучшим достижениям мировой культуры.

Пространственные искусства средневековой Европы были представлены главным образом архитектурой и скульптурой. Действительно, среди наиболее ярких явлений средневековой культуры называют сооружения романского и готического стилей.

Романский архитектурный стиль появился в Европе в X веке и отличался суровостью, простотой и строгостью. Существенной характеристикой романского стиля была его универсальность - этот стиль характеризует и светские, и религиозные постройки. Церкви, замки, монастырские комплексы располагались на возвышенности, господствуя над окружающим пейзажем. Мощные стены, узкие окна, пропускающие немного света, подчеркивали то, что романская постройка вне зависимости от ее назначения - это прежде всего крепость. Готический стиль, сформировавшийся в XII в. и достаточно было распространившийся по Европе, воплотил архитектурную легкость, воздушность, изящество, устремленность ввысь.

Наряду со значительным развитием скульптуры собственно изобразительное искусство в европейской средневековой культуре почти не развивалось. Живопись была представлена главным образом росписями алтарей и книжными миниатюрами.

Нельзя не сказать несколько слов о театрализованных представлениях средневековой Европы. Хронологически первыми возникли театрализованные представления, сопровождающие церковную службу, - литургическая и полулитургическая драма, разъяснявшие и иллюстрировавшие события Священного писания.

Средневековое искусство, как и вся средневековая культура, было основано на верности традиции и незыблемости авторитетов. Анонимность художественного творчества, следование канонам, существование в рамках заданных тем, сюжетов и образов - важные типологические характеристики средневековой художественной культуры.

Несмотря на то, что средневековая культура была представлена несколькими культурными пластами и различными периодами своего существования, христианское мировоззрение оказалось весьма существенным мировоззренческим каркасом, который обеспечил единство христианской средневековой культуры. Средневековье стало чрезвычайно важным периодом в истории культуры Европы - временем, когда сформировались все ее основы.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.