Здавалка
Главная | Обратная связь

Нормы литературного языка

Теоретические основы курса

1. соотношение языка и речи
2. Разновидности русского национального языка
3. Нормы литературного языка
4. Функциональные стили речи
5. Коммуникативные качества речи
6. Типы речевой культуры

 

Соотношение языка и речи
Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления людей.
Язык является важнейшим средством человеческого общения.

Язык:
- особая знаковая система
- имеет иерархию, т.е. несколько уровней взаимосвязанных между собой.

- естественные (передают любую информацию) и искусственные (ограниченная информация)

 

Любая знаковая система имеет две обязательные составляющие:
1. Набор знаков
2. Правила пользования данными знаками
Язык как знаковая система состоит из разных уровней (подсистем), каждый из которых характерезуется набором однотипных едениц.

Речь:
- носит динамический характер (подвижна)
- линейна
- индивидуальна

 

Язык – естественно сложившийся код общения
Речь – применение этого кода
Вместе образуют единый феномен человеческого языка

 

Разновидности русского национально языка

Русский язык на первом этапе был однородным.

 

Диалект – это разновидность русского языка ограниченная территориально.

 

Просторечие – это разновидность национального языка используемая малообразованным населением.

 

Жаргон – разновидность национального языка, ограниченная социально.
- возрастной
- профессиональный

 

Литературный язык – это высшая форма развития национального языка, которая не имеет социальных, территориальных и возрастных ограничений.
Признаки:
- является обязательным для всех;
- не имеет ограничений;
- существует в устной и письменной форме;
- имеет разветвлённую систему функциональных стилей;
- регулируется правилами, является строго нормированным.

Нормы литературного языка

Норма – это принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произвошения, образования и употребления слов, использования грамматических и стилистических средств, т.е. правила образцового использоания единиц языка в речи.

 

Функции языковых норм связаны с сохранением литературного языка:
1) нормы обеспечивают целостность, общепонятность литературного языка
2) нормы защищают литературный язык от проникновения жаргонизмов, диалектизмов, просторечия.

 

Типы норм:
1) по языковому статусу:
- языковые
- текстологические
- коммуникативные

2) по степени строгости и допустимости вариантов нормы:
- императивные
- диспозитивные

3) по сфере употребления:
- общеупотребительные
- ограниченные по сфере употребления

4) по временному признаку:

- старшие
- младшие

 

Уровень речевой культуры определяет социальные притязания личности.

 

Типы речевой культуры

Элитарный тип:

1. нормы литературного языка освоены в полной мере;
2. Знание основных фактов культуры;
3. Освоены основные качества речи;

 

Средне литературный тип:

 

Фамильярно-разговорный тип:
плохое знание фактов культуры, ошибки в написании, произношении. Коммуникативные качества проявляются в дефектной виде.

 

Юридическая речь – сложное функционально-стилевые образования.
1) проявляются признаки научного и официально-делового стилей речи.
2) важны устная и письменная форма речи.
3) значимы монолог, диалог, полилог.

 

Аргументация

-процесс приведения доказательств определенной точки зрения.

 

Цель: убедить точке зрения.

 

Манипуляция – создание ситуации, когда ваша точка зрения принимается без убеждения.

 

Структура

успех аргументации зависит от четкой позиции – аргументативной точки зрения.

 

1. Тезис – спорная мысль, вопрос.

2. аргументы (3)
3. Иллюстрации
4. Вывод

 

Типы аргументации:
1. тот способ подачи аргументов и примеров, который вы выбираете с учетом особенности аудитории

- дедуктивные – аргумент > пример – хорошо подготовленная аудитория.
- индуктивная – примеры > аргумент – критически настроенная аудитория.

 

2. – односторонняя – излагается позиция «за» или «против» - аудитория малоподготовленная.
- двусторонняя – выдвигаются аргументы «за» и «против» - вывод зависит от цели говорящего.

 

Виды аргументов:
1. Этические – действуют на эмоциональную т рациональную сторону восприятия – ориентируются на нормы морали.
2. Психологические – действуют на эмоциональную сторону восприятия – адресованы к личности, ориентируются на чувство, эмоции.
3. Логические – действуют на рациональную сторону восприятия – предполагают дедукцию.

НУЖНО КОМБИНИРОВАТЬ

 

Коммуникативные нормы.
Законы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.